?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О Святом Граде – 1970 г.

Дорогой Володя! (Жестков)
Нелегко нам будет встретиться. Посему набрасываю здесь несколько слов, которые могут Вам помочь в составлении статьи об Иерусалиме.
Статью можно было бы разбить на две части: значение Иерусалима как духовной родины всех христиан, наипаче же православных, и значение Иерусалима как народно-духовной родины русских православных людей.  

Часть 1

Господь Иисус Христос основоположил почитание Бога в Духе, указав женщине из Самарии: «Наступит время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ибо «...настанет время, что истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Иоанн 4, 21-23). Дух Божий действует повсюду: «Дух дышит, где хочет» (Иоанн 3, 8), и вера христианская исключительно духовна. Тем не менее христианин не может не испытывать в отношении Иерусалима таинственного чувства духовной отчизны.

При переходе из Ветхого Завета в Новый Завет значение Святого Града как местонахождения Завета Божьего и особого места богопочитания чрез богоугодные жертвоприношения утрачивается, ибо истинное богопочитание отныне устанавливается в «духе истины». В то же время Град Святой приобретает значение источника Нового Богопочитания, «живой воды» всего христианства. В нем была услышана проповедь Христа, в нем совершались чудеса Христа, в нем ступали божественные ноги Христа, в нем Христос воспринял страшные муки, здесь Он вознесся на небо, здесь в день Пятидесятницы создалась Церковь христианская.

Наша христианская жизнь в значительной степени складывается в соответствии с празднованиями знаменательных событий из жизни Христа на земле. В особенности мы отмечаем такие праздники, как Рождество Христово, Пасха, Троица, Вознесение, Преображение, укрепляющие дух православного христианина чувством торжественной и победоносной связи с Христом. Они призывают православного в Церковь, ведут его к общению с Христом путем говенья и духовной радости, открывают перед ним устройство духовного торжества. Можно сказать, что душа христианская и, особенно, душа православного христианина настроена на трепетное переживание знаменательных моментов земной жизни Христа, происходивших на Святой Земле, в Иерусалиме и его окрестностях.

И если православный христианин так глубоко переживает (т. е. заново живет) Великий Четверг, Голгофу, Воскресение Христово, мысленно и душою переносясь в те места, где все эти события совершались, следуя шаг за шагом за Христом, он этим выражает глубокую духовную связь Града Иерусалима с Небесным Царствием, установленным вочеловечившимся Христом.

Места, где жил Сын Божий, для нас святы; чувства любви и благоговения перед Господом воспитывают в нас особый трепет к ним; они олицетворяют для нас колыбель христианской веры. Это источник нашего просвещения, нашего христианского дыхания, нашей христианской души, сострадательной любви и духовной радости, это место нашего духовного рождения.

И поэтому Иерусалим есть наша духовная родина.

Но это еще не все. Духовное значение Иерусалима в связи с пришествием Христа и нашим возрождением в Новом Завете есть лишь отправная точка в цепи событий, диктуемых божественным Промыслом. Святой Град, бывший свидетелем Начала спасения, будет также местом Конца мира. По преданию Второе Пришествие Христа произойдет во славе именно в Иерусалиме (в Кедронской долине), при заблаговременном стечении народа со всех концов мира. Тогда будет завершен последний период христианской и всемирной человеческой истории. Тогда Царь царствующих произведет отбор добра от зла.

Это грядущее событие, долженствующее произойти в Иерусалиме, еще теснее связывает судьбу христианина со Святым Градом. Оно определяет все его бытие и направляет устремление его души «узреть во славе Христа Бога». Оно побуждает христианина переноситься в Иерусалим умом, сердцем, душою, всем существом. Интенсивная миграция людей в направлении Иерусалима, свидетелями и участниками которой мы станем в завершающую эпоху христианской и человеческой истории, будет лишь претворением этого острого чувства под влиянием происходящих особых и знаменательных событий.

Вот каково широкое значение Града Иерусалима в нашей духовной жизни: в нем явилось несказанное милосердие Божие, начало нашего спасения, в нем мы узрим также правосудие Божие, в нем явится награда сынам Божьим.

Не к далекому будущему относятся эти времена. Они совсем перед нами и, возможно, мы уже в них вступили. Духовное значение Иерусалима приобретает в нашу эпоху всю свою полноту.

Действительно, интерес к этой земле овладел сейчас всем миром. Мы находимся в процессе усиленного устремления всех энергий мира к Ближнему Востоку. Казалось бы, что это вопрос чисто геополитического характера. Но когда мы глубже вникаем в него, то обнаруживаем, что в основе всех событий лежат религиозные мотивации. Евреи стремятся поселиться на территории своего духовного отечества, расширяя свои владения в соответствии с предсказаниями Библии. Мусульмане держатся за свои святые места (гробницы патриархов, мечети на месте Храма), из-за которых чуть ли не воспламенился весь арабский мир.

Все стремятся к воссоединению со своей духовной родиной. А что же мы, православные христиане? Будем ли мы последними в осмыслении исключительного значения Иерусалима в судьбах человечества, связанного с пришествием Христа во славе для произведения нелицеприятного суда над ним? В чем заключается наша верность Христу? Где наш Иерусалим?


Часть 2

Помимо этого Иерусалим близок сердцу православного русского человека еще и по следующей причине.

Русское государство, русский дух, одним словом, Святая Русь создавались при особом благотворном сочетании небесного с земным. Вспомним то, что обнаружили посланники св. Равноапостольного князя Владимира в храме св. Софии в Царьграде – именно благодатное «небо на земле». Последнее и легло в основу Святой Руси. Необычайная благостность первых русских христиан, в том числе и первых русских князей, свидетельствует об истинности Слова Божьего к человеку. Прошло много веков, и русские люди перестали, живя на земле, стремиться к Царствию небесному и стали довольствоваться исканием царства земного. Небо и земля стали в сознании многих русских людей разобщенными, если не прямо противоположными и исключающими друг друга понятиями.

 Но не все россияне нарушили священный союз Неба и земли. В последние годы существования русского православного государства, когда во всех слоях общества поколебалась вера в истинность устоев Святой Руси, надежды и вожделения благочестивых русских людей устремились к Святому Граду. В нем еще возможно было достичь гармонии Неба и земли. В условиях разложения русского общества наши деды, верные древнему духу Святой Руси, воссоздавали свое отечество на Святой Земле. Обустроена была Миссия, открыты школы, больницы, странноприимные дома. В них стекались потоки паломников, находящих на Святой Земле то, чем питались их сердца с давних времен. Постепенно они превратили Святой Град в землю русскую. Характерно здесь свидетельство французского писателя Пьера Лоти, писавшего, что он только тогда понял, что представляет собой истинная вера, когда увидел русских паломников, молившихся в Иерусалиме.

А. Е. Елисеев, побывавший с паломниками в Святой Земле в конце прошлого столетия, писал в своей книге: «Я уже говорил не раз, что максимум скопления не только русских, но и вообще паломников бывает к празднику Пасхи; весь Иерусалим тогда представляется настоящим городом паломников. На всех улицах слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы; продавцы различной снеди и «обжэ дэ пиэтэ», погонщики ослов, даже нищие – все стараются в это время мараковать по-русски. «Подай ради Христа, Бог с тобой, Христос Воскресе!», – кричат прокаженные, уроды, слепцы и другие, просящие милостыни; замечателен тот факт, что ни на каком другом иностранном языке не просят нищие, как только по-русски, – это чрезвычайно характеризует наше паломничество. Нет перед Пасхою ни одного такого уголка в Иерусалиме или его окрестностях, где нельзя было бы встретить русского мужичка или бабы...» (С-Петербург, 1885 г.).

В середине позапрошлого столетия зародилось в Петербурге Общество, которое занялось сбором пожертвований на Святую Землю по всей России. С 1858 по 1864 г. собран был 1 миллион рублей. На эти средства Русская Духовная Миссия начала покупку участков земель, ознаменованных каким-либо событием Священной Истории. К концу столетия общими усилиями было приобретено 30 участков (всего 42 гектара), была налажена серьезная научная деятельность, построены храмы, больницы, богадельни, училища для обучения местного духовенства, школы для детей.

Святая Русь и Святой Град Иерусалим таким образом вновь сроднились, будучи выражением одинаковых начал – связи Неба с землей, Бога с человеком.

Именно здесь, на землях Русской Духовной Миссии и Палестинского Общества в Святой Земле, с любовью приобретенных некогда всем русским народом, русские люди, лишившиеся отчизны и оказавшиеся в рассеянии, вновь смогли почувствовать себя как дома – на Руси.

Судьбы России определяются истинной христианской духовностью, отчасти об этом свидетельствуют искания в этом направлении многих современных россиян.

Будущее России в плане сокровенно духовном тесно связано со Святой Землей и Святым Градом Иерусалимом. Как некогда от видения в Царьграде «Неба на земле» возросла Святая Русь, так и сейчас от созерцания Гроба Господня может воскреснуть Россия, если Бог даст, и на положенное Ей время.

Вот, дорогой Володя наброски по этому предмету. Надеюсь, что Вы здесь почерпнете мысли для Вашей статьи.

С любовью. Диакон Вениамин Жуков.

Comments