pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Обращение Преосвященных Лазаря и Вениамина - дек. 2001 г.

После того, как в ноябре/декабре 2001 г. отмежевались от Российских Преосвященных Лазаря и Вениамина более десяти священнослужителей – помимо отмежевавшихся Крымских, Молдавских, Коми и других священников от своих епископов (см. «Письма» от 27.11.08), нам было сообщено Еп. Владимиром, находящемся в связи с Еп. Вениамином, что Преосвященные Лазарь и Вениамин согласились присоединиться к Митрополиту Виталию. Напомнив Владыке о желательном письменном об этом заявлении Преосвященных, мы предложили по его просьбе проект. Последовали Обращение Митрополита Виталия и ответы Российских Преосвященных.


13/26 декабря 2001 г.
16/01/М
Св. муч Евстратия и иже с ним.
Преосвященнейшему Лазарю, Архиепископу Тамбовскому и Одесскому.
Ваше Преосвященство!

После разбойничьего собора, состоявшегося в Нью-Йорке в октябре 2001 г. и после Воззвания Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей от 14/27 октября 2001 г. все верные Церкви архипастыри, пастыри и паства, в особенности в России, ожидали услышать от Вас слово четкого избрания Вашего церковного пути, слово утешения, так как на Вас возлагали (и возлагаются до сих пор) многие надежды для будущего Российской Церкви.

Долгая неопределенность Вашей позиции привела к тому, что многие российские священники, ссылаясь на 15-е Правило Двукратного Константинопольского Собора, выразили желание перейти под омофор Епископов, которые занимают четкую церковную позицию.

Недавно Его Преосвященство Епископ Вениамин сообщили через Владыку Владимира о своем твердом и однозначном отношении к настоящему церковному вопросу и, в частности, затронули очень важный в нынешнее время повсеместной смуты вопрос об административном управлении в России, который, уповаем на милость Божию, будет решен положительно.

Но во избежание нежелаемых недомыслий, могущих возникнуть среди паствы в России, в связи с продолжительным внутрицерковным нестроением в наших российских приходах, Архиерейский Синод просить Вас, досточтимый Владыко, сделать неотложное письменное заявление о Вашем верном истине Христовой церковном положении.
+Митрополит Виталий

 
15/28 декабря 2001 г.
Обращение Преосвященного Лазаря
Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе дорогой Владыко Митрополит Виталий!

Я, Лазарь, Архиепископ Одесский и Тамбовский, никогда не был ни сергианином, ни экуменистом, ни являюсь теперь, и неоднократно призывал Вас забрать Ваше заявление Собору об отставке, а также выражал письменно и по телефону единомыслие и абсолютную поддержку Вашей исповеднической позиции. Все обращающиеся ко мне слышали свидетельство о полном единстве с Вами.

В связи с вышеизложенным мне не понятен упрек некоторых клириков, ни разу не обратившихся ко мне за разъяснениями, неоднократно при этом демонстрировавших свое неповиновение своему правящему архиерею. И совсем неуместным представляется ссылка на 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора. Ибо я хранил и храню Истинное Православие без малейшей примеси сергианства, экуменизма или другой ереси. Священники, пренебрегающие Апостольскими правилами и устройством Церкви, главное место в которой занимает иерархия, причиняют ущерб самой задаче Церкви в мире и уподобляются Корею, Дафану и Авирону (Числа 16, 1-40).

Я, милостью Божией Архиерей Русской Православной Церкви, официально заявляю, что молитвенно, канонически и евхаристически пребываю с Вами, Ваше Высокопреосвященство Митрополит Виталий.

Уповая на милость Божию, надеюсь на положительное решение вопроса об административном управлении в России в нынешнее время повсеместной смуты.

Возлюбленный о Господе Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Примите мое усерднейшее поздравление с наступающим Великим праздником Рождества Христова и Новым годом и мое искреннейшее желание Вашему Высокопреосвященству долголетия, здравия и мудрости в управлении Церковном.

Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря любящий собрат.
Управляющий Епархией, +Архиепископ Лазарь, Одесский и Тамбовский (подпись) – Печать.

 


17/30 декабря 2001 г.
Заявление Преосвященного Вениамина.
С болью в сердце и надеждой на милосердие Божие мы переживаем период раскола в нашей Церкви Христовой.

На двух последних архиерейских соборах, проходивших в 2000 и 2001 гг, отсутствовал Евангельский дух - Дух Истины. Были попраны сами принципы существования Церкви - принципы соборности.

Несмотря на всю серьезность предупреждений здравомыслящих архипастырей, пастырей, верных мирян и мои личные, об уклонении от Церковных канонов и решений собора 1983 г., собор 2001 г не только не счел нужным исправить ошибки, но и усугубил смуту в церкви своими последующими решениями.

Наш Первоиерарх, митрополит Виталий, избранный и поставленный над нами Духом Святым, Который присно действует в Церкви, являясь достойным продолжателем своих предшественников: митрополитов Антония , Анастасия и Филарета в управлении РПЦЗ, и ныне ни в чем не отступил от Истины. Поэтому и я, находясь в Церкви Христовой, никогда не переставал возносить за богослужениями имя митрополита Виталия как Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей и поддерживаю его усилия по ограждению стада Христова от расхищения.

Напрасно надеются те, кто ведет борьбу против Церкви Христовой и митрополита Виталия в духе непримиримости и нераскаянности, на обещанные им блага земные: Бог поругаем не бывает.(Гад. 6,7).

+ Епископ Вениамин Черноморский и Кубанский.
г. Екатеринодар (Краснодар) Неделя свв. праотец 17/30.12.2001 г.


06 января 2002 г.
Дорогая О. И.!
Поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова и также всю Вашу братию. Прилагаю Обращение вл. Лазаря (вл. Вениамина читал раньше). Ну это ничего доброго не предвещает.

Чувствую, как сейчас усилено проводится разработанная акция по разрушению нашей Церкви, в которой участвуют по неволе эти преосвященные. Поняв это сегодня из невинного письма школьника В. Пришел в большое смятение. Доколе?.. Дай только ходу, как Америка будет отброшена в разряд секты, Франция в небытие (ведь у нас никакой силы, как «обнаружил» о. Дионисий), а в России организуется новое церковное сообщество на каком нибудь основании в роде № 362....
С Богом, Пр. В.

 
Начался новый раскол.
(Выдержки из письма о. Виктора Пивоварова – май 2002 г.)

Собор 2000 года выявил интересы каждого архиерея : уже по протоколам соборных заседаний было видно кто тянет в какую сторону. Под отступническим Посланием к пастве подписались все за исключением еп. Варнавы. Далее начался шквал протестов и прещений на протестующих, и еп. Варнаве пришлось быть во главе сопротивления отступлению этого Собора. Он, естественно, искал поддержки со стороны других епископов. Обращался он через своего секретаря и к еп. Вениамину, прося присоединиться, но последний, как сказал мне, «от согласия воздержался».

В эти же дни у меня с ним состоялся следующий разговор. Я задал ему вопрос : «Куда же вы, будучи катакомбниками, смотрели, когда подписывались под второй «декларацией Сергия» - под посланием Собора? Этому теперь вся Церковь протестует». «А что же теперь делать?» - «Надо согласовывать вопрос с архиеп. Лазарем и еп. Агафангелом и протестовать. Еп. Евтихий вышел из сергиан - к ним и возвращается». Начались отказы от своих подписей, однако без должной убежденности - под давлением священников. Архиеп. Лазарь отказался от подписи лишь тогда, когда его покинул свящ. Дмитрий Дубовицкий, да Воронежский священник и диакон.

На Собор 2001 г. поехал один еп. Агафангел, но на него надежд не возлагалось. Архиеп. Лазарь не поехал на Собор, сославшись на нездоровье, а еп. Вениамин дотянул с отъездом до последнего дня, когда было уже немыслимо уладить вопрос с визой, к тому же визы в США не выдавались из-за 11 сентября.

Проходит полтора месяца после Собора и никаких известий. Поступают смутные отголоски : будто 12 архиереев проголосовали за Лавра и он избран первоиерархом; что архиеп. Лазарь и еп. Вениамин заняли двойственную позицию и сначала не поминали ни митр. Виталия ни «митр» Лавра, потом же архиеп. Лазарь стал поминать митрп. Виталия, а еп. Вениамин уехал в Белорусию.

24 н/ 7 дек. Он появился поздно вечером. Я сразу задаю вопрос : «Кому мы подчиняемся?», уже готовый в случае ответа «Лавру» показать на дверь. «Синоду», -последовал ответ. «Какому Синоду? Лавра, что ли?» - «Синоду», опять повторил он. «Но я знаю пока один Синод - Лавра». «Старому Синоду... дело в том, что теперь все епископы покаялись перед Митроп. Виталием и он восстановлен Первоиерархом». «А Лавр кем будет?» - «Ну он опять будет заместителем». «А архиеп. Варнава?» не унимался я. «Он остается архиепископом Каннским, и новые признаны епископами». «А об этом есть какие-то документы?» - «У меня нет, но у архиеп. Лазаря наверно есть».

Я был шокирован. Я знал его способности давно, но это как понимать... Я стал ждать добавочных известий и они вскоре поступили. Оказывается именно 7 декабря митроп. Виталий написал, что на него от Синода воздвигнуто настоящее гонение и те, какие пошли за Лавром, могут не считать себя в церковной ограде.

Теперь мне стало ясно, что новый раскол начался : эти два «катакомбных» архиерея пойдут на что угодно, но не пойдут на совместное служение с архиеп. Варнавой. В то время как ему по завещанию митроп. Виталия в случае чего придется до созыва Собора быть Первоиерархом. Я написал 6/19 декабря Уведомление о выходе из подчинения и послал еп. Вениамину. Через пару дней состоялся крупный разговор, в котором я требовал от него примирения с архиеп. Варнавой, иначе начнется новый раскол и я не хочу молчанием предавать Бога. Он же заявил, что его теперь забота наладить полностью отношения с еп. Владимиром, потому как он ближе к митроп. Виталию и к тому же из «наших».

Теперь основной целью его является срочно получить от митроп. Виталия «благословение» на отделение от Зарубежного Синода и на независимое управление Российскими приходами, не пошедшими за «митроп.» Лавром.

В этом же разговоре он старался не то предупредить, не то застращать меня тем, что отходя от него я лишаюсь регистрации прихода. Потом я понял, когда спустя пару дней ко мне заявился представитель от администрации города и сразу же начал с вопроса : «Ну что там у вас : какое разделение?»

Я подал дополнительную записку к Уведомлению еп. Вениамину о своем выходе из подчинения ему в связи с тем, что раскольничье деление на ваших и «наших» продолжается с его стороны даже на моем приходе. Сам же, зная его нрав, стал ждать его вторжение : после Богослужения стал убирать с Престола Антиминс.

И вот это нашествие произошло в начале февраля. Был разговор. Он с усмешкой спросил : «Что, тебя трижды вызывали в администрацию города?» - «Но ведь это же Ваша работа : после ваших стращальств о том, что я рискую лишиться регистрации началось это».

Из дальнейшего разговора выяснилось, что он в переписке с «митроп.» Лавром и ждет его ответ... Попыталься также доказать «неправоту» митроп. Виталия с его попыткой уйти на покой и то, что идет гражданский суд о имуществе между «митроп.» Лавром и митроп. Виталием и что победа будет непременно за «митроп.» Лавром, а это значит уже то, что все кто с ним сохранят регистрацию, а кто с митроп. Виталием её лишатся. И опять упор на регистрацию... Я ответил : «Ну и что... Регистрация будет произведена новая. Но я вовек не пойду за Лавром, так же как и за вами раскольниками». «Ну тогда я тебе сделаю!... вскричал он, сбросил с себя пальто и бегом в алтарь; потом выходит мрачнее тучи и провозглашает : «О. Виктор! Где твой антиминс. Я должен проверить его состояние». «Ваше преосвященство! Я постарался прибрать его, потому что ждал нашествие ино...» Слово «иноплеменников» он не дал мне договорить, закричав : «Ну, я тебе сделаю!» Схватил пальто и удалился.

В письме по поводу его последнего визита я напомнил ему о его таком же поступке по отношению к свящ. Сергию Васанцу в ст. Кирпильской, где он в его отсутствие настроил против него старосту, после чего приход раздвоился и этот священник покинул еп. Вениамина. Так же поступили еще около десяти священников. Я даже написал ему : «Уже за это «святое» деяние можно называть вас «разрушителем приходов».

И еще надо заметить : всем священникам, покинувшим его, он вдогонку посылал указ о запрещении в служении. В этом, похоже, и заключается его «созидательное» служение. Прислал такой указ и мне после того, как узнал о том, что я принят в непосредственное подчинение Синоду.

Благословение Митрополита Виталия получил ранее (2/15 дек. 2001 г.) архиеп. Варнава и уже принял многих священников (в частности курских) под свой омофор. И теперь началось разделение у нас в России кроме как на верных м. Виталию и лавровцев, еще на лазаревцев и варнавинцев. Естественно ошибка м. Виталия, если он благословил архиеп. Лазаря принимать под свой омофор священников по всей России, является страшной. Тем более велик грех тех, какие этому могли содействовать.


 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author