pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Categories:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБОРА ЕПИСКОПОВ РПЦЗ О СТАРОМ ОБРЯДЕ – 1974 г.

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей рассмот­рел вопрос об отношении Русской Церкви к содержавшимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием СТА­РОГО ОБРЯДА, содержащихся в богослужебных книгах, изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые бы­ли наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными ли­цами на соблюдающих эти обычаи.
Ввиду того, что:
1.  Православная Христова Церковь издревле допускала разнообра­зие местных обычаев при условии единства в истинах веры;

  1. Что старые обряды не выражают какого-либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;

  2. Что наложенные этими соборами клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви, и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Цер­кви многих приверженцев старых обрядов, к бесплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые «поносительные выражения», а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обрядов;

  3. Что старые обряды составляют часть нашего общего церковно­исторического наследия, которое не следует искоренять;

  4. Что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;

  5. Что в прошлом веке Русской Церковью, во главе с митрополитом Филаретом Московским, предпринимались шаги для отмены клятв на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумению;

  6. Что Предсоборное Присутствие 1906 года, при деятельном участии митрополита Антония, постановило ходатайствовать перед будущим Поместным Собором «отложить клятвы на двуперстно молящихся, как положенные по недоброму разумению» и «разрушить их подобно тому, как собор 1667 года разрушил клятву Стоглавого Собора на немолящихся двуперстно»;

  7. Что Собор 1917 — 1918 годов, хотя и не оставил по этому вопросу соборного деяния (так как не имел возможности спокойно закончить свои занятия), однако решил, по свидетельству митрополита Антония, отменить эти клятвы, принимать в нашу Церковь старообрядческих епископов в сущем сане и поставить старообрядческих епископов для единоверцев, а патриарх Тихон, вскоре по своем восшествии на патриарший престол, поставил перваго православного старообрядческого епископа (умученно­го впоследствии), епископа Охтенского Симона (Шлеева), защитника старых обрядов и сторонника отмены клятв;

  8. Что блаженнейшие митрополиты Антоний и Анастасий сами неоднократно служили по старым книгам в единоверческих церквах;

  9. Что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей указом от 26 августа (8 сентября 1964 года) признал старые обря­ды православными и благословил употребление их для желающих;

  10. Что 3-ий Всезарубежный Собор с участием клира и мирян настоятельно просил Собор Епископов отменить эти клятвы;


СОБОР ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ:


  1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины ХѴІІ столетия, православными и спасительными;

  2. Запрещение и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, ОТМЕНЕННЫМИ И ЯКО НЕ БЫВШИМИ;

  3. Разрешить употребление старых обрядов для желающих соблюдать их и находящихся в общении с Православной Церковью, с тем, од­нако, чтобы от этого не происходило замешательства в церковной жиз­ни существующих приходов Русской Православной Церкви Заграницей;

  4. От желающих быть принятыми в церковное общение старообряд­цев не требовать отречения от старых обрядов и принятия ими современ­ных. Поставлять им священников, а если нужно, и епископов, которых обязать в точности исполнять древний чин;

  5. Призывать старообрядцев с их стороны почитать наши обряды равночестными со старыми;

  6. Скорбя о происшедшем разделении, в особенности о бывших гонениях на приверженцев старых обрядов, Собор Епископов, однако, не считает себя в праве судить об ответственности отдельных лиц за про­исшедшее, так как участники этих событий все давно предстали пред су­дом Божиим, которому и должны дать ответ за свои дела. Русская Пра­вославная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебных действиях против старообрядцев. Поэтому Собор Епископов обращается к старообрядцам с призывом забыть прежние обиды и несправедливости, и вместо того, чтобы помнить зло, подумать о том, как устроить наилуч­шим образом свою церковную жизнь в изгнании, для спасения христиан­ских душ;

  7. Собор Епископов призывает всех православных христиан не возобновлять, по мнимой ревности о Православии, ненужных обрядовых споров, а в особенности не повторять недопустимых порицательных выражений, так как и те и другие обряды священны. Такие выражения, где бы и кем бы они не были употреблены в прошлом, Собор Епископов отметает и вменяет, яко не бывшие.


12/25 сентября 1974 г.                    
г. Нью Йорк
Председатель Собора: + Митрополит ФИЛАРЕТ

***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author