pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

ЗАЯВЛЕНІЕ КАНЦЕЛЯРІИ АРХІЕРЕЙСКАГО СИНОДА относительно архим. Антонія (Граббе) – 1986 г.

Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви Загра­ницей со скорбью наблюдаетъ все учащающіеся нападки на законную церковную власть на страницахъ печати въ связи съ нѣкоторыми мѣрами, принятыми Церковью касательно ея клири­ка архимандрита Антонія (Граббе), и относительно нѣкоторыхъ учрежденій, съ которыми онъ былъ связанъ.

Не желая вызывать въ не церковной печати полемику по своимъ чисто церковно-административнымъ дѣламъ, Церковь до сихъ поръ избѣгала преданію огласкѣ имѣющіеся матеріалы и факты по дѣлу архим. Антонія. Однако, сейчасъ, ввиду все шире и шире распространяющихся толковъ среди нашихъ пасомыхъ, вызванныхъ, повидимому, кругами враждебными Св. Церкви, и желая оградить нашу боголюбивую паству отъ душевредной дезинформаціи, Синодальная Канцелярія вынуждена довести до свѣдѣнія клира и вѣрныхъ чадъ Русской Зарубежной Церкви слѣдующее:

  1. Архіерейскій Соборъ въ сентябрѣ 1985 года, созванный въ Мансонвиллѣ, Квебекъ (Канада), послѣ доклада Начальника Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ архим. Антонія (Граббе), назначилъ Комиссію, состоящую изъ преосвященныхъ Антонія, архіепископа Лосъ Анжелосскаго и Южно-Калифорнійскаго, архіепископа Лавра, Сиракузскаго и Троицкаго, и епископа Иларіона Манхеттенскаго, для ревизіи денежныхъ и административ­ныхъ дѣлъ Начальника Миссіи архим. Антонія.

  2. Въ концѣ октября 1985 года, въ теченіе трехъ недѣль, члены Комиссіи посѣтили Іерусалимъ и приступили къ ревизіи финансовой отчетности Русской Духовной Миссіи, провѣрили имѣющіеся документы и допросили лично архим. Антонія по разнымъ вопросамъ, связаннымъ съ ревизіей.

  3. Комиссія обнаружила, что денежная отчетность Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ находится въ хаотическомъ состояніи, несмотря на то, что Ревизіонная Комиссія 1973 года дала архим. Антонію точныя указанія, какъ исправить отчет­ность. Какъ примѣръ, можно указать на то, что приходо-расход­ная книга вообще отсутствовала. Нѣкоторыя очень крупныя суммы церковныхъ денегъ шли непосредственно на личный счетъ о. Антонія. Также было много недочетовъ и въ связи съ разными финансовыми вопросами и съ продажей земельныхъ участковъ Миссіи. Докладъ Комиссіи по дѣлу о. Антонія, изла­гающій подробно явныя нарушенія обязанностей опекунства рус­скаго церковнаго имущества архим. Антоніемъ (въ американ­скомъ судопроизводствѣ называемыхъ fiduciary responsibilities), былъ представленъ Архіерейскому Собору Русской Православ­ной Церкви Заграницей, состоявшемуся въ г. Нью-Іоркѣ во вто­рой половинѣ января 1986 года. На основаніи этого доклада и послѣ продолжительнаго обсужденія этого вопроса, Соборъ предложилъ о. Антонію подать въ отставку отъ своихъ обязан­ностей въ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ и въ Право­славномъ Палестинскомъ Обществѣ, и постановленіемъ отъ 21 янв./З февр. отстранилъ его отъ вышеуказанныхъ обязанно­стей.


  1. На своемъ засѣданіи 14/27 марта с. г., состоявшемся въ г. Монреалѣ, Архіерейскій Синодъ продолжилъ разборъ дѣла архим. Антонія и издалъ резолюцію, содержащую подробное перечисленіе нарушеній архим. Антоніемъ ряда каноновъ и цер­ковныхъ правилъ. Въ этой резолюціи Синодъ проситъ Предсѣда­теля Архіерейскаго Синода, Высокопреосвященнаго Митрополи­та Виталія, въ чьемъ вѣдѣніи находится архим. Антоній, запре­тить послѣдняго въ священнослуженіи до полнаго урегулирова­нія о. Антоніемъ всѣхъ вопросовъ, представленныхъ ему въ резолюціи Синода.

  2. Послѣ Свѣтлой Пасхальной недѣли с. г., Митрополитъ Виталій запретилъ архим. Антонія въ священнослуженіи впредъ до рѣшенія его дѣла церковнымъ судомъ.

  3. Между тѣмъ, архим. Антоній, безъ благословенія на то своей церковной власти, полетѣлъ въ Бѣлградъ къ Сербскому Патріарху Герману, прося принять его въ юрисдикцію Сербско- Православной Церкви. Представитель Сербской Церкви въ США, епископъ Христофоръ, въ письмѣ Митрополиту Виталію отъ 7-го мая с. г., выразилъ согласіе принять архим. Антонія въ свою епархію, если послѣдній получитъ каноническій отпускъ отъ своего церковнаго начальства. Въ письмѣ отъ 23 мая/5 іюля с. г., Митрополитъ Виталій отвѣтилъ епископу Христофору, что пока архим. Антоній находится подъ запрещеніемъ и подъ цер­ковнымъ слѣдствіемъ, то Синодъ не можетъ выдать ему отпуск­ную грамату.


  1. Одновременно, архим. Антоній подалъ прошеніе Высоко­преосвященнѣйшему Митрополиту Виталію о переводѣ его въ Сербскую Православную Церковь. Прошеніе это обсуждалось на засѣданіи Архіерейскаго Синода въ Мансонвиллѣ 16/29 мая с. г. и архим. Антонію были даны слѣдующія указанія:

«а) Пока Вы находитесь подъ запрещеніемъ, не можетъ быть и вопроса о Вашемъ отпускѣ въ другую Православную помѣстную Церковь.
б)  Объясненія, представленныя Вами отъ 9/22 мая 1986 года, Архіерейскій Синодъ считаетъ не удовлетворительными, потому что они не являются ни отвѣтомъ по существу Резолюціи Архіерейскаго Синода отъ 14/27 марта 1986 года, ни урегулиро­ваніемъ нарушеній, перечисленныхъ въ той же резолюціи.
в)   Вамъ, какъ монаху и клирику, обязанному послушаніемъ своей церковной власти, предписывается снять съ себя обя­занности директора Свято-Сергіевской Гимназіи по окончаніи учебнаго года (въ іюнѣ 1986 г.).
г)   Вы временно командируетесь въ вѣдѣніе преосвященна­го епископа Марка, какъ хранитель церковнаго имущества въ Висбаденѣ, съ мѣстомъ жительства въ церковномъ домѣ, куда предписывается Вамъ выѣхать въ теченіе мѣсяца послѣ оконча­нія текущаго учебнаго года.
д)   Архіерейскій Синодъ вмѣняетъ Вамъ въ обязанность немедленно прекратить всякую дѣятельность, прямую или кос­венную, въ связи съ дѣлами Православнаго Палестинскаго Обще­ства.
е)   Для отвѣта по существу и урегулированіи вопросовъ, перечисленныхъ въ резолюціи отъ 14/27 марта с. г., Вамъ дает­ся срокъ до начала сентября мѣсяца, по новому стилю, 1986 года».

  1. Вмѣсто того, чтобы подчиниться, какъ монахъ и священ­нослужитель, своему церковному начальству, и смиренно при­нять новое свое назначеніе и другія указанія, архим. Антоній самочинно и незаконно ушелъ изъ подчиненія Русской Зарубеж­ной Церкви и былъ такъ же незаконно принятъ старостильнымъ греческимъ митрополитомъ въ Асторіи (Нью-Іоркъ) Паисіемъ. Русская Православная Церковь Заграницей по ряду причинъ съ 1974 года не находится въ евхаристическомъ общеніи съ этой вѣтвью грековъ-старостильниковъ. Опубликованный въ «Новомъ Русскомъ Словѣ» (29 іюня с. г.) указъ отъ 1969 года о признаніи старостильниковъ, потерялъ свою силу послѣ нарушенія ими въ 1974 году условій соглашенія. Самочинный переходъ архим. Антонія и незаконное принятіе его митр. Паисіемъ нарушаютъ слѣдующіе церковные каноны, которые гласятъ: «Аще кто пре­свитеръ, или діаконъ, или вообще находящійся въ спискѣ клира, оставивъ свой предѣлъ, во иный отыдетъ, и совсѣмъ премѣстяся, въ другомъ жити будетъ безъ воли епископа своего: таково­му повелѣваемъ не служити болѣе, и наипаче, аще своего епис­копа, призывающаго его къ возвращенію, не послушалъ. Аще же останется въ семъ безчиніи: тамо, яко мірянинъ, въ общеніи да будетъ» (Апост. пр. 15). «Аще же епископъ, у котораго таковымъ быти случится, въ ничто вмѣнивъ опредѣленное имъ запрещеніе служенія, пріиметъ ихъ яко членовъ клира: да будетъ отлученъ, яко учитель безчинія» (Апост. пр. 16). «Аще кто изъ клира, или мірянинъ, отлученный отъ общенія церковнаго, или недостойны пріятія въ клиръ, отшедъ, въ иномъ градѣ будетъ безъ предста­вительной граматы: да будетъ отлученъ и пріявшій и пріятый» (Апост. пр. 12).

Заявленія митр. Паисія и архим. Антонія о томъ, что надъ послѣднимъ былъ несправедливый судъ — не соотвѣтствуютъ дѣйствительности, такъ какъ церковнаго суда надъ архим. Анто­ніемъ до сего дня еще не было, а было только предварительное разслѣдованіе.

9. Секретарь Архіерейскаго Синода, преосвященный архіепископъ Лавръ, послалъ письменный протестъ Первоіерерху грековъ-старостильниковъ въ Аѳинахъ, архіепископу Хризосто­му, о незаконномъ вмѣшательствѣ члена его Синода въ дѣло Русской Зарубежной Церкви. 19-го іюня (по ст. ст.) греческіе архіепископъ Хризостомъ и епископъ Каллиникъ прислали сек­ретарю нашего Синода копію ихъ письма митр. Паисію, въ кото­ромъ они даютъ ему слѣдующее распоряженіе: «Имѣя въ виду желаніе для возстановленія каноническихъ отношеній съ Сино­домъ (Русской Зарубежной Церкви), которыя были прерваны неразумными дѣйствіями бывшаго архіепископа, теперь монаха о. Авксентія Пастрасъ, Священный Синодъ (грековъ-старостиль­никовъ) на своемъ засѣданіи 18 іюля/1 іюля с. г. единогласно издалъ заявленіе противъ принятія въ общеніе архим. о. Антонія Граббе. Вамъ слѣдуетъ принять во вниманіе, что каждое Ваше отрицательное дѣйствіе будетъ препятствовать попыткамъ къ возстановленію добрыхъ отношеній нашей Церкви съ сестрой Русской Церковью Заграницей». Такимъ образомъ, даже церковная власть самого митр. Паисія признала незаконность его дѣйствій.

  1. По достовѣрнымъ свѣдѣніямъ, архим. Антоній, будучи подъ церковнымъ запрещеніемъ, началъ священнодѣйствовать и собирается создавать новый раскольничій приходъ подъ юрис­дикціей митр. Паисія. По понятіямъ Православной Церкви, такое богослуженіе и таинства, совершенныя клириками подъ запре­щеніемъ, являются безблагодатными и святотатствомъ. Такой поступокъ архим. Антонія, въ случаѣ его нераскаянія, непремѣн­но повлечетъ за собой строжайшія церковно-дисциплинарныя мѣры, вплоть до лишенія сана.

Архіерейскій Синодъ предупреждаетъ своихъ вѣрныхъ чадъ не имѣть никакого молитвеннаго или богослужебнаго общенія съ архим. Антоніемъ (Граббе) пока онъ находится въ расколѣ со своимъ законнымъ священноначаліемъ. Согласно 10-му правилу Св. Апостолъ: «Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія церковна­го помолится, хотя бы то было въ домѣ: таковый да будетъ отлученъ».

  1. Это краткое сообщеніе всѣхъ фактовъ и обстоятельствъ по дѣлу архим. Антонія (Граббе) сообщается нашимъ вѣрую­щимъ для разъясненія этого вопроса, съ просьбой святыхъ молитвъ о вразумленіи заблудшаго.


Канцелярія Архіерейскаго Синода
Церковная Жизнь, №№ 5-6, 7-8, Май-Іюнь, Іюль-Августъ, 1986 г.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author