pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Русскій святой, неизвѣстный Русской Церкви.

Къ числу многихъ Великихъ и Чудотворныхъ Святынь, которыми обладаетъ далекая, маленькая Православная Греція, какъ напр.: Св. Мощи Св. Апостола Андрея Первозваннаго, Св. Спиридона Тримиѳунтскаго, Св. Діонисія, Св. Герасима, Св. Димитрія Солунскаго, Св. Мелетія, Св. Потапія, Св. Филоѳея и другихъ, съ 1924 года прибавилась еще одна Великая и Чудотворная Святыня — Святыя Мощи “Святаго, Пре­подобнаго и Богоноснаго Отца нашего Іоанна-Русскаго, Новаго Испо­вѣдника”, какъ гласитъ объ этомъ Святомъ греческій Синаксарій за 27 мая.

Она, то есть эта Великая и Чудотворная Святыня, была привезена въ Грецію изъ мѣстечка “Прокопіонъ”, отстоящаго на 12 часовъ ѣзды отъ большаго города Кесаріи Малой Азіи, бѣженскимъ православнымъ Греческимъ населеніемъ Малой Азіи, послѣ неудачной для Греціи Гре­ко-Турецкой войны 1923 года. Вынужденные, покинуть свою родину — Малую Азію — Греки бѣженцы, по возможности, старались увезти оттуда и свои Святыни какъ то: святыя мощи, святыя иконы, части церков­ныхъ иконостасовъ, царскія врата, священные сосуды и священныя облаченія. Въ настоящее время въ Греціи, въ нѣкоторыхъ храмахъ, можно видѣть святыя иконы съ выколотыми турками глазами Святыхъ, на нихъ изображенныхъ, при оскверненіи турками греческихъ православ­ныхъ храмовъ. Въ числѣ этихъ святынь были привезены изъ Малой Азіи и особенно почитаемыя греческимъ православнымъ населеніемъ Малой Азіи святыя мощи св. Іоанна-Русскаго, какъ особеннаго покровителя угнетаемаго и преслѣдуемаго турками въ Малой Азіи греческаго пра­вославнаго населенія, имѣвшаго среди него всеобщую славу и признаніе Великаго Чудотворца.

По особенному указанію Божіему, св. мощи въ настоящее время по­чиваютъ на островѣ Эвбеѣ, въ мѣстечкѣ, названномъ бѣженцами, тамъ поселившимися, “Неонъ Прокопіонъ”, по имени мѣстечка Малой Азіи, гдѣ раньше почивали мощи до перевезенія ихъ въ Грецію, Халкидской Епархіи, въ алтарѣ храма Святыхъ Равноапостольныхъ Константина и Елены въ спеціально устроенной ихъ почитателями посеребреной ракѣ. Множество православныхъ паломниковъ, особенно бѣженцевъ изъ Ма­лой Азіи и ихъ потомковъ, а также мѣстное греческое населеніе, среди котораго съ каждымъ годомъ распространяется и умножается благо­говѣйное почитаніе и вѣра въ чудотворную помощь св. Іоанна, посѣщаетъ благодатное мѣсто, гдѣ пребываютъ св. мощи, и получаетъ духовное утѣшеніе и многочисленныя исцѣленія душевныхъ и тѣлесныхъ неду­говъ. Особенно многолюдны бываютъ дни его святой памяти.

Въ настоящее время благоговѣйными почитателями святаго создана особая комиссія подъ предсѣдательствомъ и съ благословенія Митрополи­та Халкидонскаго Григорія, которая прилагаетъ усилія построить храмъ имени Святаго и перенести туда его св. мощи.

Этими же благоговѣйными почитателями святой памяти этого Рус­скаго святаго, подвизавшагося и просіявшаго въ Малой Азіи, изданы, по воспоминаніямъ современниковъ, особыя краткія описанія жизни и чу­десъ его, а также и чинъ спеціальнаго богослуженія, утвержденнаго Константинопольскимъ Патріархомъ.
Изъ этихъ краткихъ описаній жизни и страданій святаго, мы узнаемъ, что святой и преподобный Іоаннъ былъ родомъ русскій, родился въ одномъ неизвѣстномъ селѣ Малороссіи отъ благочестивыхъ родителей, которые назвали его при святомъ крещеніи Іоанномъ и воспитали его въ святой Православной вѣрѣ и надлежащемъ благочестіи. Уже съ малыхъ лѣтъ св. Іоаннъ показывалъ любовь и усердіе къ святой православной вѣрѣ, проводя отроческую и юношескую жизнь не какъ прочіе отроки и юноши его возраста, но въ храненіи святыхъ заповѣдей Божіихъ, посѣще­ніяхъ святыхъ храмовъ Божіихъ, богоугодныхъ дѣлахъ и молитвѣ. Такъ онъ и выросъ, охраняемый святымъ Промысломъ Божіимъ и молитвами его благочестивыхъ родителей, и достигъ зрѣлаго возраста. Во время Русско-Турецкой войны, при Государѣ Императорѣ Петрѣ Первомъ, будучи въ то время въ войскахъ, онъ со многими другими Русскими воина­ми былъ взятъ въ плѣнъ татарами и проданъ въ рабство одному бога­тому и знатному турецкому военачальнику, который и привезъ его, какъ раба, къ себѣ домой, въ Малую Азію, въ мѣстечко подъ названіемъ “Прокопіонъ”, отстоящее въ 12 часахъ ѣзды отъ большаго города Ма­лой Кесаріи. Въ этомъ мѣстечкѣ и прожилъ онъ, какъ рабъ, всю свою жизнь. Здѣсь перенесъ онъ великія скорби и страданія, униженія, побои, пытки и мученія за Имя Христово и за принадлежность къ св. Пра­вославной Вѣрѣ и Церкви. Какъ передавалось изъ устъ въ уста современни­ками св. Іоанна и какъ сохранило преданіе до нашихъ дней, записанное благочестивыми почитателями этого угодника Божьяго, турки не щадили своихъ рабовъ и всяческими мученіями, пытками, различными мірскими соблазнами, деньгами и обѣщаніями улучшить ихъ жизнь, принуждали ихъ отречься отъ святой православной вѣры и принять магометанство и, въ большинствѣ случаевъ, успѣвали въ этомъ. Изъ всѣхъ военноплѣн­ныхъ русскихъ воиновъ плѣненныхъ вмѣстѣ со святымъ Іоанномъ, всѣ, за исключеніемъ святаго Іоанна, не имѣя силъ вынести тѣхъ сверхче­ловѣческихъ мукъ, которымъ подвергались турками, или обольщенные лживыми обѣщаніями лучшей участи, приняли религію Ислама. Только лишь неустрашимый святой Іоаннъ, подкрѣпленный святою Божіею бла­годатію, продолжалъ съ истинно христіанскимъ терпѣніемъ переносить великія и сверхчеловѣческія мученія и отвергалъ съ дерзновеніемъ всѣ льстивые и лживые соблазны. Вспоминая крестныя муки Спасителя міра, онъ оставался неколебимымъ столпомъ святой Православной вѣры. На всѣ мученія, нечеловѣческіе побои, а также на всѣ угрозы, обѣщанія, лживую лесть онъ дерзновенно отвѣчалъ своему владѣльцу и мучителю: “Ты владѣлецъ и господинъ моего тѣла, но не души моей; я родомъ — русскій и вѣренъ такъ же моему Небесному Царю, какъ и земному; я упо­ваю на моего Господа Іисуса Христа, Сына Божія, и никто и никогда не сможетъ меня устрашить или соблазнить, чтобы я отказался отъ моей святой вѣры; я буду всегда исполнять твои приказанія и буду вѣр­ный твой рабъ, но не желай и не старайся оторвать меня отъ моей свя­той вѣры, ни мученіями, терзая мою грѣшную и немощную плоть, ни лживыми и льстивыми обѣщаніями богатства, славы земной и плотскихъ наслажденій, и знай, что ничто подобное не сможетъ меня разлучить отъ любви моего Господа и ослабить мою святую вѣру въ Него; я родился христіаниномъ, христіаниномъ же хочу и умереть; какъ христіанинъ, я имѣю всегда передъ своими духовными глазами моего Спасителя, который имѣлъ вмѣсто царской постели — ясли въ Виѳлеемѣ и, радуясь, ложусь на свой одръ на покой въ темномъ углу твоей конюшни, гдѣ ты мнѣ при­казалъ жить: вспоминаю трость, которою римскіе воины били по Святой Его главѣ, я съ удовольствіемъ и радостію принимаю твои побои палками; вспоминая же терновый вѣнецъ, который возложили на Его Святую Главу Его распинатели, я всегда готовъ терпѣть мученія отъ раскаленныхъ желѣзныхъ сосудовъ, которые ты приказываешь класть на головы тѣхъ, кто не повинуется твоимъ приказаніямъ; самыя великія и сверхчело­вѣческія мученія я охотно пріиму, если ты пожелаешь, но отъ Христа никогда не откажусь!”

Послѣ долгихъ и многихъ неудавшихся попытокъ принудить святаго Іоанна отказаться отъ святой православной вѣры и, видя его неустра­шимость и дерзновеніе, подъ дѣйствіемъ Божественней благодати и святыхъ молитвъ святаго исповѣдника, а также вразумленный и чудеснымъ обстоятельствомъ происшедшимъ по святымъ молитвамъ своего раба, смяг­чился сердцемъ жестокій турокъ, и онъ дозволилъ святому Іоанну оставать­ся и впредь христіаниномъ, приказавъ ему продолжать жить въ темномъ углу его конюшни и присматривать за его лошадьми.

Окончились для святаго Іоанна, по милости Божіей, тѣлесныя муки, но кто можетъ передать муки голода, жажды, наготы, презрѣнія, издѣ­вательствъ, ругательствъ, которымъ подвергался святой исповѣдникъ вѣры Православной и которыя охотно и съ радостью, кротко и безропот­но, съ терпѣніемъ первыхъ христіанскихъ мучениковъ, онъ принималъ, будучи всегда услужливымъ и исполнительнымъ къ волѣ своего владѣль­ца, живя на конскомъ навозѣ и дыша конскими испареніями въ конюшнѣ, которая представляла собой темную пещеру, высѣченную въ скалѣ.
Въ ночные часы, какъ тѣнь, худой, полунагой, босой, тайнымъ образомъ, онъ всегда посѣщалъ ночныя богослуженія въ мѣстномъ грече­скомъ храмѣ, стоя въ притворѣ и творя умилительныя и проникновен­ныя молитвы, и еженедѣльно причащался Святыхъ Христовыхъ Таинъ.

Прошло много времени. Заболѣлъ святый. Много дней лежалъ онъ въ своей темной и сырой конюшнѣ совершенно одинокимъ и предалъ свой духъ въ руки Христа. Это было 27-го мая 1730 года.

Владѣлецъ его турокъ, узнавъ о его смерти, по вразумленію Божіему и зная о его любви къ вѣрѣ Православной, извѣстилъ настоятеля мѣст­наго греческаго храма, чтобы предалъ его землѣ по церковнымъ обря­дамъ святой Православной вѣры, и даже накрылъ его гробъ своимъ до­рогимъ ковромъ, по мѣстному обычаю.
Такъ похоронили святое тѣло исповѣдника Божія на греческомъ православномъ кладбищѣ по церковному православному обряду въ томъ же мѣстечкѣ “Прокопіонъ”, гдѣ все время жилъ въ рабствѣ святой Іоаннъ.

Далѣе все совершилось по слову Господню: — “Всякъ убо иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ иже на небесѣхъ” (Мѳ Х-82), ибо воистину: “не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ” (Лк. 1-37).

Такъ было со святымъ Іоанномъ, уподобившимся своею святою жизнью святому Іову Многострадальному и святому Алексію — Чело­вѣку Божію.

Черезъ три съ половиною года, святой явился во снѣ настоятелю греческой церкви мѣстечка “Прокопіонъ”, прося его перенести его тѣло въ церковь.

Священникъ не придалъ сну никакого значенія, зная покойнаго за простого, хотя и благочестиваго раба, и не вѣдая о тайныхъ подвигахъ святаго исповѣдника и о томъ вѣнцѣ, который онъ получилъ отъ Господа. Черезъ нѣкоторое время, надъ могилою святаго Іоанна, на кладбищѣ, по ночамъ, сталъ виденъ сходящій съ неба свѣтъ, который былъ ви­димъ многими. Когда это явленіе сдѣлалось достояніемъ почти всѣхъ жителей мѣстечка, видѣвшихъ это небесное явленіе, священникъ вспом­нилъ о своемъ снѣ. Онъ пригласилъ многихъ православныхъ жителей мѣстечка, видѣвшихъ небесное знаменіе, въ свидѣтели, пошелъ съ ними на кладбище въ сопровожденіи многихъ лицъ. Съ молитвами и кажденіемъ открыли гробъ святаго. Когда была раскопана могила и открытъ гробъ святаго, всѣ присутствовашіе были поражены священнымъ благоуханіемъ, исходящимъ отъ тѣла святаго, которое было нетлѣнно и цѣло. Тогда всѣ узнали и увѣровали, что сходившій свѣтъ на могилу святаго Іоанна былъ не что иное, какъ небесное знаменіе къ прославле­нію святаго.

Въ духовной радости благоговѣйно, съ пѣніемъ церковныхъ пѣсно­пѣній и кажденіемъ, было перенесено нетлѣнное тѣло святаго исповѣд­ника и погребено подъ Святымъ Престоломъ въ мѣстномъ храмѣ святаго Великомученика и Побѣдоносца Георгія, въ которомъ такъ любилъ свя­той, при жизни, тайно молиться.
Распространилась молва о святомъ исповѣдникѣ и о нетлѣнности святыхъ мощей его. Множество православныхъ христіанъ стали прихо­дить, чтобы помолиться передъ его святыми мощами, приложиться къ нимъ и вымолить для себя исцѣленіе душевныхъ и тѣлесныхъ недуговъ, что, по дѣйствующей черезъ св. мощи благодати Божіей, чудеснымъ об­разомъ, и получали.

Это продолжается и въ настоящее время, когда святыя мощи почиваютъ въ мѣстечкѣ “Нео Прокопіонъ” Халкидонской епархіи на остро­вѣ Эвбеѣ, въ Греціи. Святой, преподобный и богоносный отецъ нашъ Іоаннъ-Русскій, новый исповѣдникъ, не перестаетъ подавать благодат­ную помощь и исцѣленіе каждому, кто съ горячею вѣрою и благоговѣ­ніемъ прибѣгаетъ молитвенно къ нему, источая множество чудесъ, мно­гія изъ которыхъ уже и записаны въ его жизнеописаніи изданномъ въ Греціи и Соединенныхъ Штатахъ на греческомъ языкѣ.

Сіи краткія свѣдѣнія почерпнуты изъ этихъ изданныхъ краткихъ жизнеописаній и были использованы мною при написаніи сей статьи во славу Божію и святаго преподобнаго и богоноснаго отца нашего Іоанна- Русскаго, новаго исповѣдника, его же святымъ житіемъ и примѣромъ исповѣдничества да укрѣпимся и мы, грѣшніи, въ святой вѣрѣ нашей и его святыми молитвами да спасемъ души наша. Аминь

Архимандритъ Николай.
Вашингтонъ 10/23 іюня 1955 г.
***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author