pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

УЧЕНІЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ПОСТѢ.

Св. Исаак Сирин пишет: «Как начало всякаго зла есть удовлетвореніе чреву, так святый путь к Богу и ос­нованіе всякой добродѣтели есть пост». Пост есть огражденіе добродѣтели, начало подвижничества, основаніе христіанской жизни.

Как здоровые глаза естественно стремятся к свѣту, так душа человѣка, соблюдающаго благоразумный пост, естест­венно стремится к молитвѣ. Когда ты будешь поститься, тогда ум твой будет стремиться и желать собесѣдованія с Богом. Равно и тѣло, привыкшее к посту, не захочет спать и лежать в постели цѣлую ночь, но станет на молитву. Кто приучил к посту свое тѣло, у того ум предается размышле­нію с совершенным спокойствіе, сердце изливается в молитвѣ, и постыдные помыслы совсѣм не имѣют мѣста. Никто не видал, чтобы тот, кто благоразумно постится, раболѣпствовал какой-либо порочной страсти. Благоразумный пост есть великій простор для всего добраго. Кто пренебрегает им, тот ниспровергает все доброе. Потому то заповѣдь, пред­писанная в самом началѣ нашей природѣ, есть пост.

Пост есть оружіе, приготовленное для нас Самим Богом. Кто пренебрегает им, тот не прав. Ибо, если постился Сам Законодатель, не нужно ли поститься тѣм, коим дан закон для исполненія? Долго род человѣческій не умѣл побѣждать, долго діавол не испытывал пораженія от нашей природы. Но этим оружіем он в самом началѣ был ослаблен. Господь наш был вождем и первым побѣдителем. Он первый доставил по­бѣдный вѣнец природѣ нашей. С тѣх пор, когда діавол ви­дит у кого нибудь это оружіе, тотчас же приходит в страх, тотчас представляет себѣ и вспоминает о том пораженіи, ко­торое претерпѣл он от Спасителя в пустынѣ, сила его сокру­шается и исчезает (Потому так и ненавидит діавол пост, так вооружается против него, так пытается издѣваться над ним).

Кто не любит поста, тот и на другіе подвиги лѣнив, нера­див, безсилен, показывает худой признак разслабленія души своей и дает случай врагу своему одержать над собой побѣду. Поелику он вступает в борьбу безоружный, то ясно, что он возвратится не получив побѣды. Ибо он не вооружен по­стом. А кто соблюдает его, у того душа тверда, готова на вся­кія испытанія, на всякіе противные случаи и чужда злых страстей.

Основаніе всякаго блага и освобожденіе души из плѣна вражія, и путь, ведущій к свѣту и жизни, составляют слѣ­дующія двѣ вещи: пребываніе на одном мѣстѣ и пост. Отсю­да происходит повиновеніе чувств, отсюда трезвость ума, эти­ми средствами укрощаются бурныя страсти, живущія в тѣ­лѣ. Отсюда кротость помыслов, отсюда свѣтлыя мысли, от­сюда усердіе в добродѣтелях, отсюда возвышенныя и тонкія понятія. Отсюда во всякое время слезы умиленныя и память о смерти. Отсюда то чистое цѣломудріе, которое совершен­но чуждо всякаго искусительнаго воображенія. Отсюда про­ницательность и прозрѣніе отдаленнаго. Отсюда происходит то, что душа понимает, силою слова Божія, самыя глубокія и таинственныя мысли и внутреннія движенія душевныя. От­сюда искусство различать злых духов от святых сил и истин­ныя видѣнія от суетных мечтаній. Отсюда постоянная бдительность ума, не позволяющая уклоняться на различныя пу­ти и стези, прогоняющая лѣность и нерадѣніе. Отсюда та пламенная ревность, которая пренебрегает всякой опасно­стью и ничѣм не устрашается. Отсюда то горячее усердіе, которое не терпит никакой страсти, изгоняет ее из мыслей и старается изгладить из памяти все, что проходит чрез ду­шу и не служит ей на пользу. Кратко сказать: отсюда истин­ная свобода человѣка и радость души и успокоеніе со Христом в царствіи Его.

Пост есть общій мир души и тѣла, жизнь безмятежная, устойчивый образ поведенія, житіе, радующее Бога и печаля­щее врага.

Стражами и бдительными охранителями жилища постника бывают ангелы, тогда как у предающагося пиршествам и наслажденіям в теченіе Четыредесятницы таковыми являются демоны, эти настоящіе друзья жирнаго запаха, любители крови и сообщники пьянства.

Никто из живших в непрестанной роскоши не был нрав­ственно рачительным, никто из предававшихся пирам — уче­ником добродѣтели, ни один любитель удовольствій — свя­тым, и никто лишь по плоти живущій не стал общником Цар­ства Небеснаго.

Пост — святых совоспитанник. Пост — всякаго добраго дѣла виновник. И как мастера не производят своих издѣлій без помощи инструментов, так и ревнители благочестія и прославившіеся духовными дарованіями без воздержанія никогда не творили ничего чудеснаго и выше естественнаго.

Постясь Елисей воскресил и оживил мертвеца, постясь Мои­сей видѣл Бога, постясь Даніил одержал верх над волшеб­ством ассиріан. Постясь и Господь выдержал искушеніе діа­вола, постясь и апостолы совершили моленія о важных дѣлах. Говоря вообще, пост есть ходатай пред Богом, достой­ный уваженія, посол самый надежный, скоро преклоняющій Бога к тѣм, за кого он возносит моленія. Посему, всякій человѣк благочестивый, всякій кто любит Бога больше, чѣм удовольствія, приступи к дням воздержанія с радостію и веселіем. Ибо никто, имѣющій унылый вид при началѣ битвы, не бывает храбрым борцом.

Пост — не голод, но нѣкое небольшое удержаніе от пищи, не неизбѣжное наказаніе, но добровольное воздержаніе, не раб­ская необходимость, а свободное любомудріе.
Но настаивая на тѣлесном постѣ, Церковь предупреждает нас об его недостаточности, если он не будет сопровождаться христіанскими от него плодами.

I о а н н Златоуст пишет: “Дѣло не в том только, чтобы мы каждый день приходили в церковь, постоянно слу­шали ея словеса и во всю Четыредесятницу постились (это тогда подразумѣвалось само собою), но если мы от постоян­наго хожденія сюда и слушанія поученій не пріобрѣтем ни­чего, и из постнаго времени не извлечем никакого добра для души своей: все это не только не доставит нам никакой поль­зы, но и послужит к большему осужденію нашему, если при такой заботливости о нас Церкви мы останемся все такими же, как и прежде.

Если мы, приходя сюда каждый день и постоянно слыша столько наставленій, и получая от поста помощь, не будем побѣждать возникающих в нас страстей, то какое будет нам прощеніе, какое оправданіе?

Покажи мнѣ: сдѣлался ли ты из гнѣвливаго тих, из по­хотливаго цѣломудрениым, из жестокаго благосклонным. Ес­ли же ты исполнен гнѣва и блуда, для чего тебѣ удручать плоть? Если внутри тебя лживость и сребролюбіе, что поль­зы в том, что ты пьешь только воду? Не показывай поста без­полезнаго, ибо один пост не восходит на небо.

Сборник «Великій Пост», 1947 г.
***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author