pisma08

ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ – Архиепископ Аверкий

Заканчивая первую часть Своей Нагорной проповѣди, Господь сказалъ: "Буди­те убо вы совершены, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть" (Мѳ. 5, 48).

Въ чемъ же состоитъ это совершенство, подобное совершенству Отца нашего Небеснаго, уясняетъ намъ св. Апостолъ Петръ въ своемъ 1-мъ соборномъ посланіи, говоря: " ...по примѣру призвавшаго васъ Святаго и сами будьте святы во всѣхъ поступкахъ. Ибо написано: будите свя­ты, якоже Азъ святъ есмъ" (1 Петр. 1, 15-16).

Увѣщевая Солунянъ отстать отъ прежней ихъ порочной языческой жизни, св. Апостолъ Павелъ прямо говоритъ, что "не призва насъ Богъ на нечистоту, но во святость" (1 Сол. 4, 7), "сія бо есть воля Божія - святость ваша" (1 Сол. 4, 3).

Уже изъ этихъ немногихъ вышеприведенныхъ мѣстъ Священнаго Писанія должно быть всѣмъ и каждому совершенно ясно, что идеаломъ христіанства является святость, а потому и истинные христіанскіе пастыри должны призывать и вести свою паству не къ чему-либо другому, а толь­ко къ святости, являя и въ своемъ собственномъ лицѣ примѣръ такого стремленія къ идеалу святости.

Это, требуемое отъ христіанина стремленіе къ святости встрѣчаетъ себѣ, однако, сильнѣйшее противодѣйствіе въ грѣховной испорченности нашей человѣческой природы, отравленной ядомъ первороднаго грѣха. Возникаетъ борьба, и притомъ борьба весьма тяжкая, которая требуетъ подвига — подвига самоотверженнаго, упорнаго, неустаннаго, въ которомъ и должна проходить вся жизнь истиннаго христіанина, каждаго истиннаго христіапина, а не только монаха, какъ думаютъ многіе современные христіане лишь по имени, ставящіе себѣ иные идеалы.

Жизнь христіанская есть жизнь подвижническая, жизнь, проходящая въ неустанномъ, никогда не прекращающемся подвигѣ борьбы съ грѣхомъ, съ грѣховной испорченностью своей природы за достиженіе идеала святости.

Назначеніе истинно-христіанскаго пастыря и состоитъ поэтому ни въ чемъ иномъ, какъ именно въ томъ, чтобы руководить этой борьбой своихъ пасомыхъ, помогать имъ въ ихъ подвигѣ борьбы за идеалъ святости, учить ихъ, какъ надо правильно и законно подвизаться, ибо, по словамъ св. Апостола Павла, "если кто и подвизается, не увѣнчивается, если не­законно будетъ подвизаться (2 Тим. 2, 5).

Вотъ почему истинный пастырь долженъ прежде всего самъ хорошо знать правильный и законный путь христіанской жизни, самъ долженъ ид­ти этимъ путемъ, чтобы служить примѣромъ для своихъ пасомыхъ, а затѣмъ и ихъ учить этому пути, помогая имъ всѣми средствами, какія-только имѣются въ его распоряженіи, начиная съ благодатныхъ и кончая есте­ственными, которыя ему доступны для использованія въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ.

Высочайшій примѣръ такого именно пастырскаго служенія въ наше время мы находимъ въ лицѣ прославляемаго иынѣ нами величайшаго праведника, молитвенника и чудотворца — нашего всероссійскаго пастыря, приснопамятнаго о. Іоанна Кронштадтскаго. Если мы вникнемъ въ его жизнь и пастырскую дѣятельность, если мы прочтемъ внимательно хотя бы нѣсколько страницъ изъ его замѣчательнаго дневника "Моя жизнь во Христѣ", то мы увидимъ, что именно такъ понималъ онъ назначеніе христіанина, что жизнь христіанская была для него подвигомъ борьбы за достиженіе идеала святости и что самъ онъ шелъ такимъ именно путемъ па­стырскаго служенія.

Вотъ особенно характерное въ этомъ отношеніи мѣсто: "Задача нашей жизни — соединиться съ Богомъ, а грѣхъ совершенно препятствуетъ это­му; поэтому бѣгайте грѣха, какъ страшнаго врага, какъ убійцы души, по­тому что безъ Бога — смерть, не жизнь. Поймемъ же свое назначеніе, будемъ помнить непрестанно, что общій Владыка зоветъ насъ къ соединенію съ Собою" (томъ 1-й, стр. 29).

Постоянно внушать это своимъ пасомымъ и долженъ каждый истин­ный пастырь!

Вся "Моя жизнь во Христѣ" полна этихъ призывовъ къ борьбѣ съ грѣхомъ, живущимъ въ человѣкѣ:

"Вѣрь и твердо помни, что ты двойственный человѣкъ: одинъ — плот­ской, больной страстями, ветхій, діавольскій, плотскаго ищущій и въ плотскомъ поставляющій жизнь; его надо умерщвлять и ни въ чемъ ему не удовлетворять, не преклоняться на его грѣховные, настойчивые, болѣзненные вопли; а другой — духовный, новый, здоровый, Христовъ, во всемъ Христа ищущій, Христомъ живущій (вмѣсто похотей міра) и во Христѣ обрѣтающій покой и жизнь; кромѣ Христа ничего не желающій имѣть въ этомъ мірѣ, вмѣняющій въ уметы блага земныя, да Христа пріобрящемъ. Какъ требованія того человѣка всѣми мѣрами нужно презирать, потому что ихъ иснолненіе убійственно для души, такъ требованія послѣдняго надо всѣми мѣрами исполнять, потому что они ведутъ къ истинной и вѣчной жи­зни. Познай это всякій христіанинъ и возьми на себя трудъ исполнять на дѣлѣ познанное" (томъ 1-й, стр. 146).

Живо и образно говоритъ о. Іоаннъ объ этой непрестанной внутрен­ней борьбѣ съ грѣхомъ, объ этомъ никогда не прекращающемся подвигѣ христіанской жизни, сравнивая душу нашу съ птичкой, тотчасъ улетаю­щей, когда къ ней приближаются:

"Хитра и осторожна птичка, не даетъ поймать себя ловцамъ на просторѣ міра. Божія, и когда видитъ, что къ ней приближается кто-нибудь и хочетъ схватить ее: сейчасъ возлетаетъ отъ земли вверхъ и такимъ образомъ избавляется отъ ловящихъ. Такъ и христіанинъ долженъ быть мудръ и бдителенъ, чтобы не поймалъ душу его ловецъ безплотный: ду­ша наша, какъ птичка небесная, діаволъ — злобный ловецъ, ищущій поглотить чью-либо душу. Какъ птичка, воздетая горѣ, тѣмъ самымъ спаса­ется отъ ловца, такъ и мы когда видимъ врага — діавола, ловящаго на­шу душу земными вещами, должны оставлять ихъ немедленно сердцемъ своимъ, ни на мгновеніе къ нимъ не привязываясь, и возлетать горѣ сво­ими помышленіями ко Господу Іисусу, нашему Спасителю, и такимъ образомъ легко избавимся отъ сѣти ловчи" (томъ 1-й, стр. 153).

Съ какой скорбью часто сѣтуетъ о. Іоаннъ въ своемъ дневникѣ на то, что современные христіане не желаютъ знать этого необходимаго для спасенія подвига христіанской жизни, что они живутъ распущенно по прихотямъ своего развращеннаго сердца.

"Нельзя ѣсть постоянно, курить, нельзя обратить жизнь человѣческую въ постоянное яденіе, питіе и куреніе, — говоритъ онъ: (хотя есть и такіе, которые постоянно почти ѣдятъ, пьютъ, курятъ); такъ діаволъ достигъ этого чрезъ куреніе табаку; обратилъ жизнь въ куреніе и уста, долженствующія благодарить и славословить Господа, сдѣлалъ пещію дымящею­ся. — Чѣмъ легче и меньше употребляешь и пищи и питія, тѣмъ тоньше и легче дѣлается духъ".

"Сердце, пекущееся о житейскихъ вещахъ, особенно излишнихъ, оставляетъ Господа — Источника жизни и мира и потому лишается жизни и спокойствія, свѣта и силы".... (т. 1-й, стр. 222). А потому —

"Отказывай себѣ въ чувственныхъ удовольствіяхъ въ той надеждѣ, что вмѣсто нихъ получишь удовольствія высшія, духовныя, божественныя" (т. 1-й, стр. 224).

Вотъ основы подлиннаго христіанскаго аскетизма, ведущаго къ заповѣданному намъ Богомъ идеалу святости!

А вотъ та единственно-правильная точка зрѣнія на земную жизнь, ко­торой должны держаться всѣ истинные христіане, ставящіе себѣ цѣлью достиженіе идеала святости:

"Настоящая жизнь есть изгнанничество", учитъ о. Іоаннъ: "изгна его", сказано, "Господь изъ рая сладости (Быт. 3, 23), и мы всѣ должны усиленно стремиться чрезъ покаяніе и дѣла, достойныя покаянія, къ сво­ему отечеству. Владыко, вожделѣнное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя" (тропарь на непорочн. въ субботу). Настоящая жизнь есть тѣсный путь, путь скорбей, лишеній, болѣзней. Чѣмъ тѣснѣе этотъ путь, тѣмъ убѣдительнѣе, вѣрнѣе, что мы стоимъ на истинномъ пу­ти, чѣмъ шире тѣмъ несомнѣннѣе, что мы близки къ погибели. Настоящая жизнь есть ежедневная, жестокая, горчайшая война съ врагами на­шего спасенія, особенно съ невидимыми духами злобы поднебесными, не оставляющими насъ ни одинъ день въ покоѣ, но непрестанно надъ нами коварствующими и возжигающими въ насъ разныя страсти и жалами ихъ наичувствительнымъ образомъ насъ уязвляющими. Потому помни, что противъ насъ ведется непрерывная война; что не время покоиться, веселить­ся и развлекаться, въ этой жизни, данной для приготовленія къ будущей, ни тогда, когда мы искушаемся бѣдствіями, ни даже тогда, когда намъ кажется, что мы совершенно покойны и счастливы, когда, напримѣръ, пре­даемся удовольствіямъ въ театрѣ, на вечерахъ, когда рисуемся въ нарядныхъ одеждахъ и уборахъ, когда предаемся наслажденію чрева, кружимся въ веселыхъ танцахъ, разъѣзжаемъ въ великолѣпныхъ экипажахъ и проч.; среди всѣхъ твоихъ житейскихъ удовольствій надъ тобою тяготѣетъ вели­чайшее несчастіе, человѣкъ: ты — грѣшникъ, ты — врагъ Божій, ты — въ большой опасности потерять вѣчную жизнь, особенно если живешь не­радиво, не творишь дѣлъ, достойныхъ покаянія. Надъ тобою тяготѣетъ гнѣвъ Бога твоего, особенно если ты не умилостивляешь оскорбленнаго тобою Бога твоего молитвою, покаяніемъ, исправленіемъ. Итакъ, не до удовольствія тебѣ, но скорѣе до слезъ; удовольствія должны быть рѣдки, и то по преимуществу такія удовольствія, которыя тебѣ представляетъ вѣра въ духовныхъ празднествахъ" (томъ 1-й, стр. 252-253).

Кто и кому это пишетъ? Монахъ — монахамъ?

Нѣтъ! мірской пастырь, каковъ былъ о. Іоаннъ, христіанамъ-мірянамъ, живущимъ и спасающимся въ міру!

Не ясно ли послѣ этого, что постоянная "Невидимая брань", которую заповѣдывали древніе отцы-подвижники, уходившіе отъ міра, монахамъ, обязательна не только для монаховъ, но и для мірянъ — для всѣхъ вообще, желающихъ быть истинными христіанами?!

Множество и другихъ, подобныхъ же мѣстъ находимъ мы въ дивномъ дневникѣ о. Іоанна Кронштадтскаго, который долженъ быть настольной книгой у каждаго вѣрующаго христіанина, ревнующаго о своемъ спасеніи, а въ особенности — у каждаго истиннаго пастыря, желающаго слѣдовать высокому примѣру о. Іоанна и быть истиннымъ пастыремъ, а не наемникомъ, пасущимъ, по выраженію Слова Вожія, лишь самого себя!

Источник: «О современныхъ задачахъ пастырскаго служенія»

Архіепископъ Аверкій  - «Православная Жизнь», 11, 1964.

Comments for this post were locked by the author