pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

КАК ПРИСТУПАТЬ К ПРИОБЩЕНИЮ СВ. ТАЙН?

Из творений св. Иоанна Златоуста

Время приступить к страшной трапезе. Приступим же все с надле­жащим любомудрием и вниманием и никто пусть не будет Иудою, никто пусть не будет злым, никто пусть не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос. Кто утвердил ту трапезу, Тот же и теперь устрояет и эту. Ибо не человек претворяет предложен­ное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священ­ник стоит, нося Его образ, и произносит слова; а действует сила и бла­годать Божия: «сие есть тело Мое», сказал Он. Итак, никто пусть не будет коварным, никто пусть не питает злобы, никто пусть не имеет яда в душе, чтобы не причащаться «во осуждение». И тогда, после при­нятия предложенного, в Иуду вошел дьявол, презрев не тело Господне, но презрев Иуду за его безстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются божественных тайн, особенно нападает и часто вселяется в них дьявол, как и тогда в Иуду. Ибо почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают боль­шому наказанию. Говорю это не для того, чтобы устрашить, но чтобы предостеречь . . . Если ты имеешь что ни будь против врага, то оставь гнев; исцели рану, прекрати вражду, чтобы тебе получить пользу от этой трапезы; ибо ты приступаешь к страшной и святой жертве. Посты­дись Того Кто приносится: предлежит закланный Христос.

Почему Он заклан и для чего? — Для того, чтобы умиротворить не­бесное и земное, чтобы сделать тебя другом ангелов, чтобы примирить тебя с Богом всех, чтобы из врага и противника сделать тебя другом. Он отдал душу Свою за ненавидящих Его, а ты остаешься враждую­щим против подобного тебе раба. Как же ты можешь приступить к трапезе мира? Он не отказался даже умереть за тебя, а ты не хочешь для себе самого оставить гнев на подобного тебе раба. Какого это может удостоиться прощения?

Он обидел меня, скажешь, и весьма много отнял у меня. — Что же? Ущерб только в деньгах: он еще не уязвил тебя так, как Иуда Христа: однако Христос самую кровь Свою, которая пролита, отдал для спасе­ния проливших ее.

Что можешь ты сказать подобного этому? — Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе; ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в бу­дущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопа­мятного, как сердца надменного и души раздражительной.

Послушай же что говорит Он: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что ни будь про­тив тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде при­мирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23—24).

Что говоришь ты: я ли прощу? Да, говорит Он; для мира с братом твоим принесена эта жертва. Потому, если эта жертва принесена для мира твоего с братом, а ты не заключаешь мира, то напрасно ты уча­ствуешь в этой жертве: безполезным для тебя становится это дело.

Сделай же наперед то, для чего принесена эта жертва: тогда и будешь с пользою причащаться ея. Для того нисшел Сын Божий чтобы примирить род наш с Господом; и не только для этого пришел Он, но и для того, чтобы и нас, совершающих это сделать причастниками имени Его.

«Блаженны, говорит Он, миротворцы, ибо они будут наречены сы­нами Божиими.» (Мф. 5, 9). Что сделал единородный Сын Божий, тоже сделай и ты по своим силам человеческим, ставши виновником мира и для себя самого и для других. Потому тебя миротворца, Он и называет сыном Божиим; потому и во время установления этой жертвы Он не упомянул ни о какой другой заповеди, кроме примирения с братом, вы­ражая, что важнее всего. . . Итак, зная это, прекратим всякий гнев и, очистив совесть свою, со всем смирением и кротостью приступим к трапезе Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, всякая слава, честь, держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author