pisma08

ВОСКРЕСЕНΙЕ МЕРТВЫХЪ


Съ славнымъ пришествіемъ Христовымъ воскреспутъ мертвіи и возстанутъ cущіи во гробѣхъ, послѣдуетъ общее воскресеніе.

Истина воскресенія мертвыхъ была извѣстна еще въ Церкви ветхозавѣтной (Дѣян. XXIII, 6; ХХІУ, 5; Іов. XIX, 25; 2 Макк. VII, 9; сн. XI, 14; XII, 43. Іоан. XI. 23, 24). Въ церкви же христіанской она составляетъ такой догматъ, которымъ необходимо предполагаются всѣ другіе основные догматы нашей вѣры, въ особенности догмата объ искупленіи.

“Если о Христѣ проповѣдуется, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, то какъ нѣкоторые изъ васъ говорятъ, что нѣтъ воскресенія мертвыхъ? Если нѣтъ воскресенія мертвыхъ, то и Христосъ не воскресъ. А если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тщетна, тщетна и вѣра наша, вы еще во грѣхахъ вашихъ, и умершіе во Христѣ погибли. Но Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, первенецъ изъ умершихъ. Ибо какъ смерть чрезъ человѣка, такъ чрезъ человѣка и воскресеніе мертвыхъ. Какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ” (1 Кор. ХУ, 12-22).

“Но высказываетъ самъ же апостолъ возраженіе противъ возможно­сти воскресенія мертвыхъ — скажетъ кто-нибудь: какъ воскреснуть мертвые? и въ какомъ тѣлѣ прійдутъ” (1 Кор. ХУ, 35)?

“Не знающіе Писанія и силы Божіей вопрошаютъ насъ о воскресеніи тѣла совершенно такъ же, какъ саддукеи вопрошали Господа: семь бра­тьев имѣли одну жену, —въ воскресеніи котораго будетъ женою? “Тѣло разлагается и атомы, атомы входятъ въ новыя сочетанія, — въ воскресеніи какъ разберутся эти части безъ спора между ихъ обладателями? — Не знаютъ Писанія, ни силы Божіей. Пусть читаютъ разрѣшеніе у апо­стола Павла: “сѣмя бросаемое въ землю хотя сгниваетъ, однако, воскресаетъ”, то есть, воскресаетъ не то самое тѣло, которое опускается въ нѣдра земли и истдѣваетъ, а что есть въ немъ неистлѣннаго, то Божіею силою возсоздастся нѣкогда въ лучшее тѣло. Какъ и гдѣ сберегается это неистлѣнное, вѣдаетъ Богъ; и какъ оно возсоздастся, вѣдаетъ сила Божія. Мы знаемъ творческое: да будетъ; и сіе знаніе выше всѣхъ земныхъ познаній. Воскреснетъ тѣло наше, и упокоенный до времени духъ вос­чувствуетъ, наконецъ, полноту своего существованія”[1].

Дѣйствіе воскресенія, или возстановленія разрушеннаго тѣлеснаго состава нашего, произойдетъ силою всемогущества Божія, того самаго всемогущества, которое нѣкогда вызвало человѣка къ бытію изъ праха земнаго. Живо вѣрить въ это будущее возсозданіе человѣка даже легче и удобопріемлемѣе, чѣмъ въ бывшее въ шестой день творенія, первоначаль­ное созданіе человѣка. Тамъ, при первоначальномъ происхожденіи человѣка, не было еще личнаго человѣческаго духа, который долженъ былъ воодушевить тѣлесный составъ: здѣсь, при возсозданіи нашего тѣла, есть уже самосознающій духъ, который и устремится въ возсозданное Богомъ тѣло наше. И самая матерія разрушенныхъ чрезъ смерть тѣлъ нашихъ сохраняется промыслительною силою Божіею и такимъ образомъ является готовою для возсозданія. Это послѣднее и совершится, лишь только все­могущею силою Божіею составныя части нашихъ тѣлъ изъ сокровенныхъ нѣдръ земли, изъ глубинъ моря и другихъ случайныхъ мѣстъ смерти воз­вращены будутъ къ первоначальному своему совмѣстному существованію, только болѣе славному, чѣмъ прежде.

“Какъ ртуть, пролитая на какомъ-нибудь покатомъ и пыльномъ мѣстѣ, раздробляется на мелкіе шарики и разсыпается по землѣ, но, будучи кѣмъ-нибудь опять собрана въ одно цѣлое, сама собою сливается съ однороднымъ, ничего посторонняго не принимая въ свою смѣсь: такъ и человѣчесжій составъ безъ всякаго затрудненія и самъ собою соединится въ прежнихъ своихъ частяхъ, коль скоро послѣдуетъ Божіе на то повелѣніе[2] ”.

“Если Богъ сотворилъ Адама изъ ничего, то гораздо удобнѣе Онъ можеть воскресить его въ такомъ видѣ, въ какомъ онъ былъ уже, потому что это сѣмя было уже брошено въ землю... Если земля произвела то, сѣмени чего она не имѣла въ себѣ; и если, не бывъ осѣмененною родила она въ своей дѣвственности: то что за несбыточное дѣло произрастить ей то, чего она имѣетъ въ себѣ сѣмена, и родить, будучи осѣмененною[3]”.

“Пусть будутъ смѣшаны различныя сѣмена растеній (тебѣ слабому въ вѣрѣ и примѣры представляю слабые), и сіи различныя сѣмена растеній будутъ находиться въ одной горсти твоей: для тебя, человѣка, трудно ли или напротивъ легко различить, что находится въ твоей горсти, и сѣмена каждаго растенія по свойству ихъ отдѣлить и дать имъ свое мѣсто, чтобъ расли? Такъ, ты можешь различить и привесть въ прежнее состояніе, что находится въ рукѣ твоей: а Богъ ужели не можетъ различить и привесть въ прежнее состояніе, что содержится въ горсти Его[4]”.

Но если не можетъ быть никакого сомнѣнія въ возможности воскресенія тѣлъ для возсоединенія ихъ съ душами, то на чемъ мы можемъ основать необходимость этого возсоединенія? По смерти тѣла, душа продолжаетъ существовать одна, безъ тѣла, и могла бы продолжать это существованіе вѣчно, удостоившись — въ качествѣ главной составной части существа человѣка — заслуженной награды или получивъ заслуженное возмездіе за свою прошлую жизнь.

Преосвященный Макарій въ своемъ Православно-Догматическомъ Богословіи (томъ II, § 264) отвѣчаетъ на этотъ вопросъ такъ:

“На основаніи Слова Божія, вслѣдъ за св. Отцами церкви, можемъ разсуждать о самой необходимости воскресенія мертвыхъ.

«Во-первыхъ, Слово Божіе учитъ, что Сынъ Божій приходилъ на землю съ цѣлью спасти насъ оть грѣха и отъ всѣхъ слѣдствій грѣха (Матѳ. XVIII, 11; Тит. II, 14; Евр. II, 14, 15) и что Онъ пріобрѣлъ для насъ Своими заслугами далее болѣе, нежели сколько потеряли мы въ Адамѣ (Римл. У, 15, 17). Но одно изъ гибельнѣйшихъ слѣдствій грѣха есть смерть: оброцы грѣха смерть (Римл. УІ, 23); одна изъ величайшихъ на­шихъ потерь во Адамѣ — потеря жизни по тѣлу (Быт. III, 17). Итакъ, по самому существу христіанства необходимо, чтобы, якоже о Адамѣ вси умираютъ, такожде и о Христѣ вси нѣкогда ожили(1 Кор. ХУ, 26), чтобы не только былъ побѣжденъ первый врагъ — діаволъ, но упразднился и послѣдній врагъ — смерть (1 Кор. ХУ, 26). Иначе цѣль пришествія Христа на землю, цѣль всего христіанства не будетъ достигнута вполнѣ: человѣкъ спасется не весь, враги его будутъ не всѣ побѣждены, во Христѣ мы получимъ менѣе, нежели сколько потеряли во Адамѣ.

“Во-вторыхъ, Святые Отцы и учители церкви утверждали, что воскресенія нашихъ тѣлъ требуютъ и правда Божія, и премудрость. Правда: ибо тѣло человѣка участвуетъ какъ въ добрыхъ дѣлахъ души, такъ и въ ея беззаконіяхъ; слѣд. по справедливости должно участвовать и въ ея вѣчныхъ наградахъ или наказаніяхъ[5]. Премудрость, ибо, по премуд­рости, Богъ создалъ человѣка двухчастнымъ, изъ тѣла и души, чтобы въ этомъ видѣ онъ достигалъ своего предназначенія: слѣд. премудрость Божія не оправдалась бы отъ дѣлъ, еслибы, рано или поздно, тѣло человѣка, по разлученіи съ душею, снова не соединилось съ нею для составленія полнаго человѣка”.

Какими качествами будутъ отличаться воскресшія тѣла?

Они будутъ существенно тѣ же, каковыми были въ соединеніи съ извѣстными душами в продолженіе земной жизни. Это видно изъ примѣра Христа Спасителя. Первенца изъ умершихъ, воскресшаго изъ гроба въ Своемъ собственномъ тѣлѣ (Іоан. XX, 25-27). Да это же прямо явствуетъ и изъ самаго понятія о воскресеніи, которое есть только возстановленіе, а не сотвореніе чего-либо новаго.

Но съ другой стороны воскресшія тѣла будутъ и отличны отъ настоящихъ тѣлъ: они возстанутъ въ преображенномъ видѣ, по подобію вос­кресшаго тѣла Христа Спасителя, который уничиженное тѣло наше пре­образит такъ, что то будетъ сообразно славному тѣлу Его (Филип. III, 21). Сѣется въ тлѣніи, возстаетъ въ нетлѣніи; сѣется въ уничи­женіи, возстаетъ въ славѣ; сѣется въ немощи, возстаетъ въ силѣ; сѣ­ется тѣло душевное, возстаетъ тѣло духовное (1 Кор. ХУ, 42-44). Въ этихъ словахъ апостола указаны тѣ новыя качества, которыя наши тѣла пріобрѣтутъ послѣ воскресенія: онѣ будутъ петлѣнны и безмертны (1 Кор. ХУ, 53), славны или свѣтоносны, подобно тѣлу Христа Спасителя во время преображенія Его на Ѳаворѣ (Филипп. III, 21; Матѳ. XIII, 43), сильны, и крѣпки, непричастны немощамъ настоящей жизни, духовны, весьма тонки и легки. Однимъ словомъ, сподобившіеся достигнуть того вѣка и воскресенія изъ мертвыхъ, будутъ равны Ангеламъ (Лук. XX, 36; Матѳ. XXII, 30).

Будутъ ли воскресшія тѣла праведниковъ отличаться чѣмъ либо отъ воскресшихъ тѣлъ грѣшниковъ? Несомнѣнно будутъ. Общими свойствами какъ тѣхъ, такъ и другихъ будутъ нетлѣніе и безсмертіе. Вострубитъ послѣдняя труба, и мертвые воскреснутъ нетлѣнными (1 Кор. ХУ, 52). Но несообразно было бы съ существомъ дѣла думать, что и тѣла грѣшниковъ возстанутъ въ славѣ и просвѣтятся. “Мы возстанемъ и всѣ будемъ имѣть вѣчныя тѣла, но не всѣ подобныя. Если кто праведенъ, получитъ тѣло небесное, въ которомъ бы могъ онъ, какъ надлежитъ, об­ращаться съ Ангелами, если кто грѣшенъ, получить вѣчное тѣло дол­женствующее терпѣть мученіе за грѣхи, дабы вѣчно горѣть въ огнѣ и не разрушаться” (Св. Кириллъ Іерусалимскій, огласит, поученіе XVIII).

Даже и тѣла самихъ праведниковъ не всѣ будутъ обладать поименованными выше свойствами въ одинаковой мѣрѣ, а соотвѣтственно заслугамъ каждаго. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звѣздъ: и звѣзда отъ звѣзды разнится въ славѣ. Такъ и при воскресеніи мер­твыхъ (1 Кор. ХУ, 41-2). “Всѣ возстанутъ и въ той же силѣ, и въ томъ же нетлѣніи, и въ той же славѣ нетлѣнія, — но не всѣ въ той же чести и несокрушимости” (Св. Іоаннъ Златоустъ на 1-ое посланіе къ Коринѳ, бесѣда 49-ая.

Одновременно съ воскресеніемъ умершихъ и живые подвергнутся измѣненію, которое будетъ для нихъ равнозначительно воскресенію. Говорю вамъ тайну: не всѣ мы ужремъ, но всѣ измѣнимся вдругъ, во мгновеніе ока, при послѣдней трубѣ; ибо вострубитъ, и мертвые воскреснутъ нетлѣнными, а мы измѣнимся. Ибо тлѣнному сему надлежитъ облечься въ нетлѣніе и смертному сему облечься въ безсмертіе (1 Кор. ХУ, 51-53). Св. Іоаннъ Златоустъ, объясняя это апостольское изреченіе, замѣчаетъ: “Смыслъ его слѣдующій: не всѣ мы умремъ, но всѣ мы измѣнимся, даже и тѣ, которые не умрутъ; ибо и они смертны”[6]).

Е. Тихомировъ. «Загробная жизнь», СПб. 1893 г.

Православная Жизнь, № 4, апрель 1972 г.

    

[1] Объ основныхъ истинахъ христіанской вѣры, прот. Н. Сергіевскаго, стр. 176.


[2] Св. Григорій Нисскій. О душѣ и воскресеніи. Русскій переводъ Моск. Дух. Академіи. Ч. IV. стр. 1999.


[3] Св. Ιаковъ Низибійскій. Слово о воскресеніи мертвыхъ, въ Христ. Чт. 1837 г., ΙΙ, 32, 33.


4 Св. Кириллъ Іерусалимскій. Огласит, поученіе XVIII.


[5] Еслибы одна душа упражнялась въ подвигахъ добродѣтели, то одна бы и получила вѣнецъ; а еслибы одна предавалась удовольствіямъ, то одна по справедливости была бы и наказываема. Поелику же душа не творитъ ни доб­рыхъ, ни злыхъ дѣлъ безъ тѣла, то по справедливости и душа и тѣло вмѣстѣ получаютъ воздаяніе (Св. Іоанн. Дамаск. Точное излож. прав, вѣры, кн. IV, гл. 27).


[6] На 1-е посланіе къ Коринѳянамъ бесѣда 42, См. блаж. Ѳеодорита на то же посланіе VI, 51.

Comments for this post were locked by the author