pisma08

Разсмотрѣніе вопроса о масонствѣ Архиерейским Собором 1932 г.

 Архіерейскимъ Соборомъ 1932 года было удѣлено осо­бое вниманіе разсмотрѣнію вопроса о масонствѣ съ точки зрѣнія ученія Христовой Церкви. Проэктъ посланія о масонствѣ былъ составленъ спеціалистами, тщательно изучивши­ми вопросъ о масонствѣ и текстъ посланія Архіерейскаго Собора по этому вопросу былъ принятъ въ слѣдующей редакціи:

   Окружное Посланіе Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей ко всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церк­ви, въ разсѣяніи сущимъ.

Возлюбленные! Не всякому духу вѣрьте, но испытывайте духовъ, отъ Бога ли они: потому что много лжепророковъ появля­лось въ мірѣ (1 Іоан. 4, 1).

Если къ какому-нибудь времени, то къ нашему наиболѣе всего приложимъ эти священныя слова возлюбленнаго уче­ника Христова и тайнозрителя Іоанна.

Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепророками. Міръ оскудѣлъ „духомъ Божіимъ”, но очень богатъ „духомъ заблужденія”.

„Змій древній, который есть діаволъ и сатана” (Апок. XX, 2), насадилъ въ сердцахъ людей множество всякихъ лже­ученій, ересей и сектъ, которыми онъ прельщаетъ слабыхъ въ вѣрѣ и неискусныхъ въ вѣдѣніи тайнъ Царствія Божія, от­вращая ихъ отъ вѣры въ Бога, въ Церковь Христову, въ безсмертіе души, въ загробную жизнь, въ будущее воздаяніе на судѣ Божіемъ.

Однимъ изъ самыхъ вредныхъ и поистинѣ сатанинскихъ лжеученій въ исторіи человѣчества является масонство. О немъ мы и намѣрены по архипастырскому долгу нашему повѣдать православному русскому міру.

Масонство есть тайная интернаціональная міровая революціонная организація борьбы съ Богомъ, съ христіанствомъ, съ Церковью, съ национальною государственностью и особенно съ государственностью христіанскою.

Въ этой интернаціональной организаціи первое мѣсто по силѣ вліянія и значенія принадлежитъ еврейской націи, которой присуще богоборчество со дня распятія Христа Спасителя. Іудаизмъ исторически связанъ съ масонствомъ самыми тѣсными узами въ своей ожесточенной борьбѣ съ христіанствомъ и съ мессіанскими устремленіями къ міровому владычеству.

Масонство непримиримый врагъ хріистіанства. Оно поставляетъ своею цѣлью разрушеніе Церкви, войну со всѣми религіями, потрясеніе основъ национальной христіанской государственности и организацію революцій во всемъ мірѣ. Извѣстный масонъ Вольтеръ нѣкогда сказалъ: „Раздавимъ негодницу”, т. е. религію. Эта знаменитая фраза находитъ откликъ свой въ масонскихъ кругахъ и по сей день. Въ 1881 г. бельгійскій масонъ Флери писалъ: „Долой распятаго. Ты, который вотъ уже 18 вѣковъ держишь міръ подъ твоимъ ярмомъ, твое царство кончено. Не нуженъ Богъ”[1].

„Наша цѣль не въ томъ, чтобы возстановить индивидуализмъ, а въ томъ, чтобы смести христианство съ лица зем­ли”[2], говорила въ томъ же году учредительница Теософическаго общества Блаватская.

„Атеистъ — одинъ изъ самыхъ славныхъ титуловъ человѣчества, знакъ отличія міровыхъ героевъ... мучениковъ... спасителей міра. Никакая философія, никакое богословіе не несли міру ничего достойнаго въ сравненіи съ благой вѣстью атеизма... Честь же и слава этимъ передовыми бойцамъ про­гресса, этому почетному авангарду арміи свободы. Честь и слава тому, кто въ своемъ усердіи о человѣкѣ забылъ Бо­га”, говоритъ теософка Анни Безантъ[3].

Видный масонъ 33-ей высшей степени — заявилъ въ 1912 году: „Вы чувствуете необходимость разъ навсегда покончить съ Церковью, со всѣми Церквами”. „Пока мы этого не добьемся, мы не сможемъ «и продуктивно работать, ни построить что бы то ни было прочное”[4].

Въ 1913 г. масонъ Сикаръ де Плозолъ говорилъ: „Если одинъ миръ, который мы не можемъ заключить, одно разо­руженіе, на которое мы не можемъ согласиться, есть одна война, которую мы неустанно должны продолжать до побѣды или до смерти, это война противъ всегдашнихъ враговъ масонства и республики, враговъ свободы совѣсти, враговъ разума, науки и человѣческой справедливости и эти враги суть всѣ догматы, всѣ Церкви”[5].

Нѣсколько позже на общемъ Конвентѣ раздавались такія рѣчи: „Разрушимъ этотъ символъ ужаса и мерзости, этотъ очагъ мірового злодѣянія и возобновимъ всегдашнюю нашу борьбу. Раздавимъ негодную”[6], „Будемъ вести войну со всѣми религіями, т. к. онѣ настоящіе враги человѣчества”[7]. Бельгійскій масонъ Кокъ заявилъ на международномъ масонскомъ Конгрессѣ въ Парижѣ „Та, что намъ необходимо разрушить — это религію, догматы”[8] и далѣе: „Путемъ пропаганды и даже путемъ административныхъ актовъ мы добьемся того, что сможемъ раздавить религію”[9]. Испансікій масонъ-революціонеръ Франциско Ферреро въ своемъ катехизисѣ для свѣткихъ школъ пишетъ: „Богъ — это лишь дѣтская концепція, вызванная чувствомъ страха”[10]. „Не достаточно побѣдить вліяніе духовенства и лишить Церковь авторитета... Необходимо разрушить самую религію” постановляетъ масонскій Конгрессъ 1960 г.[11]. „Борьба между Цер­ковью и масонствомъ есть борьба не на жизнь, а на смерть » заявилъ на этомъ Конгрессѣ белъгійскій гроссмейстеръ Coerg. Знаменательны слѣдующія слова масонскихъ дѣятелей: „Напомнимъ, что христіанство и масонство абсолютно непри­миримы, — настолько, что примкнуть къ одному, означаетъ порвать съ другимъ. Во всякомъ случаѣ у масона долгъ одинъ — надо смѣло сойти на арену борьбы и сражаться”[12]. „Будемъ работать, будемъ прясть ловкими и осторожными ру­ками тотъ саванъ, который покроетъ въ одинъ прекрасный день всѣ религіи и тогда мы будемъ способствовать разру­шенію во всемъ мірѣ клерикализма и суевѣрія, которое отъ него происходитъ”, говоритъ членъ Конвента Великой Ложи Франции[13]. Подобныхъ выраженій можно было бы привести еще сколько угодно т. к. ни одно масонское собраніе не обходится безъ выпадовъ противъ религіи.

Слѣдуетъ отмѣтить, что масонство въ своихъ ритуалахъ, посвященіяхъ и символикѣ носитъ ярко кощунственный характеръ. Такъ напримѣръ ложа 18-й степени (Розенкрейцер­ская) украшена изображеніемъ Голгоѳы. На крестѣ изобра­жена роза, надъ которой помѣщена таинственная еврейская надпись: I. Н. Р. I. Засѣданіе ложи открывается въ тотъ часъ когда раздралась на двое церковная завѣса. Церемонія заканчивается кошувственнымъ воспроизведеніемъ тайной вечери[14]. Нѣкоторые масоны объявляютъ себя служителя­ми сатаны: „Мы масоны, говоритъ альтмейстеръ Броклинъ ложи Лессингъ, принадлежимъ къ роду Люцифера». „Треугольникъ взамѣнъ креста. Ложа вмѣсто Церкви”[15]. Конеч­но, существованіе такихъ кощунственныхъ ритуаловъ масо­ны скрываютъ, тѣмъ не менѣе они имѣютъ мѣсто на верхахъ нѣкоторыхъ масонскихъ ложъ[16].

Если въ тайной масонской программѣ на первомъ мѣстѣ стоитъ борьба съ религіей, то на второмъ безспорно значит­ся борьба съ государственностью и прежде всего съ госу­дарственностью христіанскою, исторически воплощенною въ монархическомъ строѣ.

Масоны часто отрицаютъ это, ссылаясь на особыя статьи своего устава, „воспрещающія всякіе дебаты по поводу дѣйствій граждан, властей и всякое масонское вмѣшательство въ борьбу политическихъ партій”[17], но, какъ и многое дру­гое, эти статьи устава масонскихъ ложъ служатъ лишь для того, чтобы легче обманывать неосвѣдомлениыхъ людей. Такъ, въ засѣданіи 12 апрѣля 1884 г. Великая Ложа Франціи постановила: „Отмѣнить за ненадобностью пунктъ конституціи, по коему Великая Ложа отказывается отъ обсужденія политическихъ вопросовъ”[18], но въ оффиціальномъ бюллетенѣ Великаго Востока Франціи за 1886 годъ мы читаемъ: „Одно время существовало не столько правило, сколь­ко простая формальность заявлять, что масонство не зани­мается ни вопросами религіи, ни политикой. Подъ даdленіемъ полицейскихъ предписаній мы были вынуждены скры­вать то, что является нашей единственной задачей”[19]. Тѣмъ не менѣе въ оффиціальніыхъ статутахъ статья устава, воспре­щающая вмѣшательство въ политику, сохранена. Изъ этого можно видѣть, насколько можно довѣрять оффиціальнымъ статутамъ масонскихъ ложъ. Рядъ авторитетныхъ историковъ свидѣтельствуетъ, что во всѣхъ революціяхъ XVIII, XIX, а также и нашего вѣка масонство принимало самое живое участіе и имѣло очень большое вліяніе. Масонскія изданія и по сей день поддерживаютъ это и даже гордятся этимъ. Не разъ они отмѣчали, что революционный девизъ „свобода, равенство, братство'’ искони является девизомъ масонства. Масонъ и каббалистъ Папюсъ утверждаетъ что „революдія суть примѣненіе конституций масонскихъ ложъ къ обще­ству”[20]. Русскую революцію 1905 г. одинъ масонскій журналъ привѣтствовалъ словами: „Всѣ республиканцы и въ особенности масоны должны выразить самыя горячія пожеланія скорѣйшаго тріумфа русской революции”[21]. Но это въ прошломъ. А что масоны говорятъ въ настоящемъ? Въ 1923 году на одномъ изъ ообраній ложи города Анже было ска­зано: „Масонство, которое играло первенствующую роль въ 1789 г., должно быть готово выставить кадры для революціи, всегда возможной”[22]. „Братья, читаемъ мы въ другомъ номерѣ того же оффиціальнаго бюллетеня, позвольте мнѣ выразить еще надежду на то, что масонство, коему исторія обязана революціями національными, сумѣетъ сдѣлать и болѣе крупную революцію — интернаціональную”[23].

Слѣдуетъ отмѣтить, что масонскіе дѣятели всегда отожествляюгь безбожную республику и соціализмъ, не гну­шаясь даже союзомъ съ коммунистами, прикрываясь, однако, девизомъ: „свобода, равенство и братство”. Предсѣдатель Великаго Востока Десмонъ даетъ такое опредѣленіе респу­блики: „Для меня республика означаетъ: антиклерикализмъ, антимилитаризмъ, соціализмъ”[24]. „Только благодаря союзу лѣвыхъ, главной ячейкой котораго будетъ ложа, мы восторжествуемъ, говорится въ отчетѣ упомянутаго Конвента; мы должны сгруппировать всѣхъ республиканцевъ и даже въ союзѣ съ коммунистами выработать программу”[25].

Такимъ образомъ, масоны сами подтверждаютъ свою, связь съ коммунистами и съ разрушителями нашей Родины. Подъ знакомъ масонской звѣзды работаютъ всѣ темныя силы, разрушающія національныя христіанскія государства. Масонская рука принимала участіе и въ разрушеніи Россіи. Всѣ принципы, всѣ методы, которые большевики примѣняютъ для разрушенія Россіи, очень близки масонскимъ. 15-ти лѣтнее наблюдение надъ разрушеніемъ нашей Родины воочію показало всему міру, какъ ученики точно подражаютъ своимъ учителямъ и какъ поработители русскаго народа вѣрны программѣ масонскихъ ложъ по борьбѣ съ Богомъ, съ Церковью, съ христіанской нравственностью, съ семьей, съ христіанскимъ государствомъ, съ христіанскою культурою, и со всѣмъ тѣмъ, что создало и возвеличило нашу Родину.

Не можемъ не отмѣтить и того, что нашъ тяжкій церков­ный расколъ имѣетъ своимъ первоисточникомъ все то же растлѣвающее масонство съ его различными организаціями и дѣятелями, проникшими въ церковно-приходскія учрежденія для разстройства и разложенія церковной жизни. Надѣвъ на себя тогу ревнителей православія и христіанскаго просвѣщенія, они съ такою хитростію и лицемѣріемъ, черезъ посредство денегъ и печати, обольщаютъ довѣрчивыхъ и несвѣдущихъ людей, заражаютъ ихъ ядомъ модернизма и отвлекаютъ отъ истиной Христовой Церкви. Русская эмиграція сильно отравлена масонствомъ.

Обычно русскіе масоны стараются отмежеваться отъ мірового масонства, утверждая, что русскія ложи якобы не имѣютъ ничего общаго съ ложами другихъ странъ. Но такія заявленія не соотвѣтствуютъ истинѣ. Масонство имѣетъ определенную организацію. Отдѣльныя масонскія ложи, возглавляемыя предсѣдателемъ, объединяются въ федерацію, во главѣ которой находится административный органъ или совѣтъ. Ежегодно центральный органъ собираетъ общее собраніе изъ представителей всѣхъ ложъ данной федераціи, причемъ эти представители избираются ложами одновремен­но съ другими должностными лицами. Такимъ образомъ ни одинъ масонъ не можетъ не знать, къ какой федераціи его ложа принадлежитъ. Русскія ложи распредѣлены по многимъ странамъ и носятъ характерныя названія: Астрея, Сѣверное Сіяніе, Юпитеръ, Гермесъ и др. Ни одинъ русскій масонъ не можетъ утверждать, что не имѣетъ ничего общаго съ безбожнымъ масонствомъ другихъ странъ.

Въ 1923 г. видный русскій масонъ Кузьминъ-Караваевъ заявилъ на Конвентѣ Великой Ложи Франціи: „Мы всѣ, русскіе бѣженцы, ваши ученики; мы учимся, какъ сдѣлаться хорошими масонами, чтобы имѣть возможность провести въ жизнь масонскій девизъ: свобода, равенство и братство”[26].

Заявленіе, что русское масонство заграницей является какой то отдѣльной и независимой организаціей, содержитъ въ себѣ неправду.

Масонство едино, несмотря на нѣкоторую разницу ритуаловъ, даже на нѣкоторую кажущуюся, вѣрнѣе — показную, рознь. Весьма часто слышны рѣчи, будто существуетъ ма­сонство „хорошее” и масонство „дурное”, однако въ рѣчахъ и писаніяхъ видныхъ масоновъ мы постоянно встрѣчаемъ указанія на единство мірового масонства, несмотря на види­мую въ немъ рознь (Въ основу всѣхъ масонскихъ статутовъ положена такъ называемаія Конституція Андерсона). Братъ Кольсонъ пишетъ во Всемірныхъ масонскихъ Анналахъ:„Нѣтъ иностранцевъ подъ нашими колонами (т. е. въ ложахъ). Братья всѣхъ націй у себя дома въ всѣхъ ложахъ”[27]. Общепризнанный масонскій авторитетъ братъ Рагонъ заявляетъ: „Основной характеръ масонства — это иитернаціональность. Масонство едино и всякій ритуалъ или нація, отступающій отъ этого принципа, заблуждаются и отходятъ отъ масонскаго пути. Мы не понимаемъ настоящаго масонства, которое могло бы называться англійскимъ, шотландскимъ, французскимъ, американскимъ и т. п. Имѣется ли математика англійская, шотландская, французская? Нѣтъ, есть только математика и также есть только масонство. Нѣкоторыя осо­бенности въ ритуалахъ, церемоніяхъ и формахъ пріема не­достаточны, чтобы націонализировать масонство вопреки его претензіи на интернаціанальность”.[28] Масонство едино и рознь между различными ритуалами — лишь показная, для широкой публики. Принадлежность къ этому ритуалу отнюдь не исключаетъ даннаго „брата” изъ другого, якобы враждебнаго ему, ритуала. Каждый масонъ высшей степени обладаетъ и первыми тремя степенями и въ качествѣ мастера является полноправнымъ членомъ любой ложи земного шара. Всякій масонъ, къ какой бы федераціи онъ ни принадлежалъ, долженъ вслѣдствіе этого нести полную ответственность за ту антихристіаскую и антигосударственную работу, которую ведетъ единый міровой масонскій орденъ, и тотъ, кто скрыва­ется отъ этой отвѣтственности за національными или риту­альными этикетками, или обманываетъ самъ себя или допускаетъ сознательную неправду.

Указавъ на вредную деятельность масонства, мы не можемъ не упомянуть о столь же гибельныхъ ученіяхъ и организаціяхъ, сродныхъ съ нимъ по духу и направленію, нахо­дящихся съ нимъ въ тѣсной связи и зависимыхъ отъ него, каковы: теософія, антропософія, „Христіанское Знаніе” и ИМКА.

Къ глубокому нашему сожалѣнію, эти общества имѣютъ широкое распространеніе среди нашей эмиграціи. Посему мы и почитаемъ своимъ долгомъ предупредить нашу русскую паству отъ столь опасныхъ ученій и организацій и призываемъ всѣхъ нашихъ духовныхъ чадъ не имѣть съ ними никако­го общенія.

Принимая во вниманіе все вышеизложенное, Священный Соборъ опредѣлилъ:

1) Осудить масонство, какъ ученіе и организацію враж­дебную христіанству и революціонную, направленную къ разрушенію основъ національной государственности.

2) Осудить также и всѣ сродныя съ масонствомъ ученія и организаціи, теософію, антропософію, „Христіанское Знаніе” и ИМКА.

3) Поручить Епархіальнымъ Преосвященнымъ и Начальникамъ Миссій преподать подвѣдомому имъ духовенству указанія, необходимыя для борьбы съ названными вредными ученіями и организаціями и для предупрежденія православной русской паствы отъ увлеченія ими или отъ участія въ ихъ вредной деятельности, черезъ посредство духовной проповѣди, внѣбогослужебныхъ бесѣдъ, печати, преподаванія Зако­на Божія въ учебныхъ заведеніяхъ и особенно черезъ исповѣдь.

4) Вмѣнить въ обязанность пастырямъ Церкви спраши­вать приступающихъ къ исповѣди — не состоятъ ли они въ масонскихъ организаціяхъ и не раздѣляютъ ли этихъ ученій и, если окажется, что состоятъ или раздѣляютъ, то разъяс­нять таковымъ, что участіе въ указавныхъ организаціяхъ несовмѣстимо со званіемъ христіанина — члена Христовой Церк­ви, что таковые должны или рѣшительно отказаться отъ ма­сонства и сродныхъ съ нимъ ученій или, если они этого не исполнять, не будутъ удостаиваться Св. Причащенія, а при дальнѣйшей нераскаянности будутъ отлучаться отъ Св. Церкви.

Преподавъ вамъ наши архипастырскія указанія относи­тельно враговъ Божіихъ и враговъ вашего спасенія, мы хотимъ напомнить вамъ апостольскія увѣщанія: „Возлюблен­ные. Имѣя все усердіе писать вамъ объ общемъ спасеніи, я почелъ за нужное написать вамъ увѣщаніе — подвизаться за вѣру, однажды преданную святымъ... Назидая себя въ любви Божіей, ... ожидая милости отъ Господа нашего Іисуса Христа для вѣчной жизни” (Іуд. I, 3, 19-21).

„Всякій, рожденный отъ Бога, побѣждаетъ міръ, и сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша. Кто побѣждаетъ міръ, какъ не тотъ, кто вѣруетъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій... Мы знаемъ, что мы отъ Бога и что весь міръ лежитъ во злѣ. Знаемъ также, что Сынъ Божій пришелъ и далъ намъ свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго и да будемъ въ истин­номъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ. Сей есть истинный Богъ и жизнь вѣчная” (I Іоанна V, 4, 5 и 19-20). Аминь.

Предсѣдатель Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви заграницей

Митрополитъ Антоній

15/28 августа 1932 г. День Успенія Божіей Матери.

    

[1]« Raison et Religion », Bruxelles, 1881, p. 170.

[2] Pall-Mall Gazette, 26 apr. 1881.

[3] The Gospel of Atheism, London 1882. 7, 2. 

[4] Оффиц. Отчеть Конвента Вел. Востока Франціи, 1912 г, стр. 270.

[5] Тамъ же, 1913, стр. 393.

[6] Тамъ же, 1922, стр. 102.

[7] Тамъ же, стр. 198.

[8] Revue Internationale des Sociétés Secrètes, 33, 1931, p. 839.

[9] Тамъ жеь стр. 840.

[10] Тамъ жеь стр. 774, № 30, 1931 г.

[11] Congrès Macon. International de Paris. 1900,  p. 102.

[12] Журн. «Акація», ноябрь 1930 года, стр. 145. 

[13] Compte-rendu du Convent de la G.L.F., oct. 1922, p. 128.

[14] Ragon, Cours philosophique et interprétatif, les imitations anciennes et modernes, 1841, pp. 318, 319 et 334.

[15] Bauhutte, 1890, 119.

[16] Revue Internationale des Sociétés Secrètes, N°5, 1 mai 1929.

[17] Constitution du Grand Orient de France 1901, p. 12.

[18] Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, T. VII, p. 35- 1884.

[19] Тамъ же, стр. 545.

[20] Papus, Martinisme et Franc-Maçonnerie, p. 65.

[21] Acacia, N° 28, 1905.

[22] Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, oct. 1923, p. 28.

[23] Тамъ же, стр. 236, 1922.

[24] Отчетъ Конвента Вел. Ложи Франціи, 1899 г.

[25] Отчетъ Конвента, 1922 г. стр. 136. 

[26] Оффиціальный отчетъ, стр. 120.

[27] Annales Maçonniques Universelles, mai 1930, p. 110.

[28] Ragon. Orthodoxie Maçonnique, гл. XXIII, стр. 353.

Comments for this post were locked by the author