pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

КАНОНИЧЕСКИЕ СКАЧКИ ПАРИЖСКОЙ АРХИЕПИСКОПИИ

Посланіе Первоіерарха Русской Православной Церкви Заграницей
русскимъ православнымъ архипастырямъ, пастырямъ, приходамъ и русскимъ православнымъ людямъ въ Западной Европѣ и во всѣхъ странахъ разсѣянія.

"Итакъ я, узникъ въ Господѣ, умоляю васъ поступать достойно званія, въ которое вы призваны, со всякимъ смиренномудріемъ и кротостью, и долготерпѣніемъ, снисходя другъ ко другу любовію, стараясь сохра­нять единство духа въ союзѣ мира" (Ефес. ІV, 1-3).


Тяжелыя испытанія, ниспосланныя Русскому народу со времени революціи, проявились въ рядѣ искушеній въ области церковной жизни. Если на нашихъ братьевъ на Родинѣ легла трудная задача сохраненія Вѣры и Цер­кви въ условіяхъ жестокихъ гоненій, то на насъ, живущихъ на свободѣ, лежитъ долгъ не только сохраненія въ изгнаніи своей Вѣры неповрежденной, но и соблюде­ніе вѣрности своей гонимой Церкви Матери, несмотря на то, что мы не можемъ имѣть общенія съ ея нынѣшнимъ оффиціальнымъ возглавленіемъ, избравшимъ путь смѣшенія свѣта со тьмою и одновременнаго служенія Христу и Веліару (2 Кор. 6, 15).

Блаженнопочившіе возглавители Русской Зарубеж­ной Церкви, Митрополиты Антоній и Анастасій, были знаменемъ такой вѣрности Россійской Церкви и храни­телями ея достоянія за рубежомъ до того дня, когда, по милости Божіей, не наступила бы въ Россіи свобода Вѣры и возрожденіе Церкви. Какъ нѣкій драгоцѣнный залогъ ея они берегли единство ея зарубежной части и горячо призывали къ нему тѣхъ, кто отъ нея отдѣлялся. Церковное раздѣленіе въ Западной Европѣ и въ Америкѣ было причиной большого страданія для ихъ любящихъ архипастырскихъ сердецъ, равно какъ и для всѣхъ тѣхъ, кому дорога наша Русская Церковь.

Кто изъ насъ тоже не страдаетъ отъ этого раздѣленія? Кто изъ насъ можетъ оставаться равнодушнымъ, когда мы видимъ печальные плоды раздѣленія, иногда проникающаго въ самыя семьи вѣрующихъ и вызывающаго взаимную непріязнь даже у близкихъ родственниковъ? Кто изъ насъ не слышитъ вздоховъ сокрушенія при видѣ того соблазна, какимъ является оно для моло­дежи, часто отталкивая ее отъ Церкви вообще?

Наконецъ, раздѣленіе ослабляетъ нашъ голосъ про­теста противъ преслѣдованія Церкви въ СССР.
Въ свѣтѣ этихъ мыслей и столь важной для здороваго церковнаго строительства канонической правды мы подходимъ и къ вопросу о положеніи нашей Церкви въ Западной Европѣ, къ глубокому нашему огорченію испытывающей горестное раздѣленіе уже съ 1926 года.

Когда мы узнали о томъ, что Константинопольскій Патріархъ отказался отъ учрежденнаго его предшественникомъ въ 1931 году Западно-Европейскаго Экзархата и предложилъ ему подчиниться Москвѣ, мы возрадова­лись тому, что Высокопреосвященнѣйшій Архіепископъ Георгій и его духовенство отказались исполнить такое недостойное предложеніе. Насъ это радовало потому, что отверженіе Московскаго соблазна, казалось, могло приблизить ихъ къ намъ и подсказать имъ, что имъ на­до искать единства съ тѣми ихъ братьями, которые неизмѣнно обличаютъ ложь, проповѣдуемую т. н. Московской Патріархіей. И это тѣмъ болѣе, что раздѣленіе въ значительной мѣрѣ уже изживалось въ сердцахъ па­ствы, у которой мы замѣчаемъ большую жажду возстановленія единства.

Увы, большимъ огорченіемъ для насъ явилось сообщеніе, что вмѣсто объединенія возглавители бывшаго Экзархата становятся на путь закрѣпленія своего отдѣленія не только отъ насъ, но и отъ Русской Церкви вообще.

Съ большой тревогой, скорбью и недоумѣніемъ мы освѣдомились объ организаціи въ Парижѣ «Независи­мой и самостоятельной Архіепископіи Православной Церкви Франціи и Западной Европы», образованной, какъ сообщаютъ газеты, Преосвященнымъ Архіепископомъ Георгіемъ изъ бывшаго русскаго экзархата Константинопольской Патріархіи.

Созданіе этой новой «независимой» Архіепископіи, въ самомъ названіи своемъ даже утратившей всякое указаніе на принадлежность къ Русской Церкви, явля­ется актомъ не только печальнымъ и ничѣмъ неоправдываемымъ, но и совершенно неканоничнымъ.

Благодатная Христова Церковь не является организаціей какой-либо группы людей, которые могутъ распоряжаться по своему усмотрѣнію, неоднократно мѣняя свое священноначаліе подъ вліяніемъ условій даннаго момента. Она является божественнымъ установленіемъ, ведущимъ свое начало отъ Христа Спасителя и Святыхъ Апостоловъ, утверждающимъ свое бытіе на твердомъ основаніи священныхъ каноновъ и сохраняющимъ свое Апостольское преемство до второго и славнаго приществія Господа нашего Іисуса Христа и до основания вѣчнаго Небеснаго Царствія. Единство со Вселенскою Церковью осуществляется черезъ Помѣстныя Церкви и ихъ епархіи и приходы. Въ теченіе зем­ного существованія Церкви Христовой отъ нея отпадаютъ тѣ или иныя группы, не устоявшія на истинномъ пути, и мы считаемъ своимъ долгомъ во всеуслышаніе предостеречь, что если дѣйствительно въ Парижѣ будетъ образована «Независимая и самостоятельная Архіепископія Православной Церкви Франціи и Западной Европы», то этимъ она станетъ на опасный путь церковно-каноническаго самочинія, которое въ конечномъ резулътатѣ можетъ привести ее и къ отпаденію отъ единства Церкви Христовой, потому что ни свящ. ка­ноны, ни исторія Христовой Церкви во всѣ вѣка ея существованія не вѣдаютъ такихъ самочинныхъ образованій. Внѣшняя принадлежность къ церковной организаціи съ именемъ Православія отнюдь еще не даетъ увѣренности въ дѣйствительномъ участіи въ Царствіи Божіемъ по слову Спасителя: «Не всякій, говорящій Мнѣ Господи, Господи, войдетъ въ Царствіе Небесное, но исполняющій волю Отца Моего Небеснаго. Многіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи, Господи, не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли? и не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я ни­когда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе» (Матѳ. 7, 21-23).

Для большей ясности нашего предупрежденія мы должны кратко напомнить о томъ пути, которымъ идетъ многострадальная Русская Церковь. Наша Родина-Россія приняла Христову Вѣру отъ грековъ при св. равноап. Великомъ Князѣ Владимірѣ и до сего дня неповрежденно хранитъ Святую Православную Вѣру, несмотря на всѣ тѣ великія скорби и гоненія, какія она претерпѣваетъ въ теченіе послѣднихъ 50 лѣтъ. Какъ извѣстно, сначала Русская Православная Церковь въ Кіевскій періодъ была въ каноническомъ вѣдѣніи Константинопольскаго Патріарха, затѣмъ въ Московскій періодъ пріобрѣла каноническую самостоятельность подъ главенствомъ Московскихъ Митрополитовъ и Патріарховъ, въ теченіе 217 лѣтъ она затѣмъ была канонически обезглавлена, лишившись своего Патріарха и находясь въ вѣдѣніи Всероссійскаго Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода, пока въ 1917 г. на Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ не получила вновь своего Главу въ лицѣ приснопамятнаго Святѣйшаго Патріарха Ти­хона, хранившаго чистоту Православія и безстрашно защищавшаго ее отъ воздвигнутыхъ на нее гоненій со стороны безбожнаго коммунистическаго правительства.

Въ тѣ страшные годы гоненій съ мудрой предусмо­трительностью Святѣйшій Патріархъ Тихонъ своимъ ка­нонически обоснованнымъ постановленіемъ отъ 7/20 ноября 1920 г. за №362 повелѣлъ русскимъ епархіямъ, которыя въ силу событій гражданской войны и революціи не имѣютъ общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ въ Москвѣ, соединяться вмѣстѣ и об­разовывать отдѣльныя церковныя управленія и такимъ образомъ сохранять полноту церковной жизни. Еще за годъ до этого подъ предсѣдательствомъ старѣйшаго русскаго іерарха, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго Антонія, бывшаго первымъ кандидатомъ при избраніи на Патріаршій престолъ, было образовано Высшее Цер­ковное Управленіе на Югѣ Россіи, какъ каноническая высшая церковная власть для тѣхъ русскихъ областей, которыя были свободны отъ безбожной власти. Послѣ порабощенія ею и Юга Россіи, Высшее Церковное Управленіе вмѣстѣ съ множествомъ русскихъ православныхъ людей выѣхало за границу Россіи, и по еди­нодушному желанію всѣхъ архіереевъ, находившихся на свободѣ, это Высшее Церковное Управленіе было преобразовано въ Высшее Церковное Управленіе Загра­ницей, которое сначала по благословенію Вселенскаго Патріарха дѣйствовало въ Константинополѣ, а затѣмъ, по приглашенію Сербскаго Патріарха, переселилось въ Югославію, духовно окормляя разсѣянныхъ по всему міру русскихъ людей.

22 апрѣля/5 мая 1922 г. за №348, по требованію совѣтскихъ властей послѣдовалъ указъ Святѣйшаго Патріарха Тихона о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія за границей за его выступленія противъ Совет­ской власти и въ защиту порабощеннаго Русскаго народа. 20 августа/2 сентября 1922 г., по единодушному желанію всѣхъ русскихъ архіереевъ, находившихся за границей, былъ образованъ Временный Священный Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви За­границей, вскорѣ переименованный въ постоянно дѣйствующій.

1926 г. возглавлявшій Западно-Европейскую Митрополію Митрополитъ Евлогій отказался подчиняться церковно-административнымъ распоряженіямъ Архіерейскаго Сѵнода. Этимъ была вызвана тяжелая церковная смута за границей. Послѣ нѣкотораго времени независимаго существованія онъ вошелъ въ подчиненіе возгла­влявшему тогда послѣ кончины Патріарха Тихона Мо­сковскую Патріархію Митрополиту Сергію, вполнѣ поработившемуся своей извѣстной деклараціей 1927 г. Совѣтской власти, признавъ ея радости и успѣхи своими радостями и успѣхами. Митрополитъ Евлогій, окормлявшій свободныхъ русскихъ людей въ Западной Европѣ, не могъ долгое время оставаться въ подчиненіи Москов­скому Церковному Управленію. Подвергшись прещеніямъ изъ Москвы, онъ 17 февраля 1931 г. нашелъ себѣ прибѣжище въ Константинопольской Патріархіи, принявшей его въ свое каноническое вѣдѣніе, въ которомъ Западно-Европейская Митрополія и пребывала до настоящаго времени. Въ 1934 г. Архіерейскій Соборъ въ Сремскихъ Карловцахъ, изыскивая пути для возстановленія церковнаго единства, снялъ съ Митрополита Евлогія запрещеніе въ священнослуженіи и призвалъ его къ возвращенію въ лоно Русской зарубежной Церкви, но Митрополитъ Евлогій не внялъ этому призыву и оставался въ вѣдѣніи Константинопольскаго Патріарха. Однако въ 1935 г. онъ прибылъ на совѣщаніе русскихъ зарубежныхъ архіереевъ подъ предсѣдательствомъ Патріарха Сербскаго Варнавы и принималъ дѣятельное участіе въ выработкѣ тамъ положенія о Зарубежной Церкви, но не возсоединился съ нею вопреки примѣру Сѣверо-Американскаго Митропо­лита Ѳеофила.

Хотя Архіерейскій Сѵнодъ и предостерегалъ русскую Западно-Европейскую Митрополію отъ подчиненія Кон­стантинопольской Патріархіи въ силу каноническихъ основаній и особо сложныхъ и опасныхъ обстоятельствъ церковной жизни, которыя мы теперь переживаемъ, это подчиненіе всетаки создавало нѣкоторую видимость законно-каноническаго положенія для Западно-Европейскаго Экзархата въ виду древняго церковнаго и историческаго авторитета Константинопольской Патріархіи, само собою разумѣется, независимо отъ дѣйствій ея современныхъ возглавителей.

Образованіе же въ настоящее время изъ русскихъ православныхъ приходовъ въ Европѣ «независимой са­мостоятельной Архіепископіи Православной Церкви Франціи и Западной Европы» не только не имѣетъ никакихъ основаній и никакихъ прецедентовъ въ церков­ной исторіи, но и является актомъ отреченія въ отношеніи къ Русской Православной Церкви и къ нашей много­страдальной Родинѣ, ибо является отказомъ отъ русской національности и передачей матеріальнаго достоянія Рус­ской Православной Церкви уже не имѣющей къ ней отношенія новой «независимой и самостоятельной Архіепископіи Православной Церкви Франціи и Западной Европы».

Наименованіе новой Церкви «независимой» и «Архіепископіей», а не епархіей, безъ всякаго указанія на связь ея съ Русской Церковью, — идетъ гораздо дальше той временной автономіи, какую предоставяяетъ отдѣльнымъ частямъ этой Церкви постановленіе Патріарха Ти­хона отъ 7/20 ноября 1920 г. Это есть въ сущности самочинное объявленіе автокефаліи безъ необходимыхъ для того каноническихъ данныхъ и вопреки церковной нуждѣ, которою на самомъ дѣлѣ въ данномъ случаѣ являет­ся объединеніе православныхъ русскихъ людей въ Западной Европѣ.

Это ничѣмъ не оправданное и едва-ли могущее по­лучить чье-либо признаніе новое церковное образованіе, какъ всякое неканоническое и самочинное дѣяніе, грозитъ Западно-Европейской паствѣ только дальнѣйшимъ обособленіемъ и удаленіемъ отъ общаго православнаго единства.
Къ вышеизложенному мы должны добавить, что все это въ такой же степени надо отнести и къ такъ называ­емой Американской Митрополіи, которая также не имѣетъ никакихъ каноническихъ основаній для настоящаго своего положенія.

Представляя Русскую Православную Церковь въ свободномъ мірѣ и стоя на стражѣ ея духовныхъ и историческихъ интересовъ, мы почитаемъ своимъ долгомъ объ­явить о вышеизложенномъ для всеобщаго свѣдѣнія и горячо призываемъ русскую Западно-Европейскую епархію, возглавляемую Преосвященнымъ Архіепископомъ Георгіемъ и Преосвященнымъ Епископомъ Меѳодіемъ, приходы и православныхъ русскихъ людей, къ нимъ принадлежащихъ, исполнить свой долгъ, не отказываться отъ своей родной Русской Церкви, а вернуться къ началамъ, установленнымъ Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ, и возсоединиться съ Русской Православной Церковью За­границей. Имъ не тѣсно будетъ въ объятіяхъ нашей брат­ской любви. Если же они не пожелаютъ внять нашему братскому призыву, то всѣмъ, кто пожелаютъ сохранить вѣрность Христовой Церкви и спасать свою душу для вѣчной жизни, надлежитъ обратиться за духовнымъ окормленіемъ къ законному и благодатному Архипастырю Преосвященному Антонію, Архіепископу Западно-Евро­пейскому и Женевскому.

Господь да внушитъ руководителямъ б. Экзархата правый путь любви, единства и вѣрности Русской Пра­вославной Церкви.
+ Митрополитъ Филаретъ.
г. Нью Іоркъ.
1/14 января 1966 г.


***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author