pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

МОЛИТВА О УСОПШИХ

Несчастные умники нынѣшняго времени иногда отвергаютъ рѣшительно, а то остаются въ сомнѣніи: нужно ли молиться за усопшихъ? И ихъ крайне жаль. Кромѣ ученія Церкви о благотворности и чрезвычай­ной силѣ поминовенія усопшихъ, многія откровенія подтверждали это прежде и подтверждаютъ нынѣ. Въ числѣ русскаго нашего братства былъ схимникъ, ко­торый пошелъ въ монахи по слѣдующему случаю: жившій въ молодости безпечно, онъ любилъ увеселе­нія, но при всемъ томъ былъ набоженъ. Онъ замѣ­чателенъ тѣмъ, что, когда давали въ Петербургѣ театральное представленіе: Страшный судъ (это было въ 1836 г., на масвянице). где он находился, то, увидѣвъ священную сцену въ неприличномъ мѣстѣ, вознегодовалъ на глупость театра и выскочилъ изъ него. Чрезъ нѣсколько минутъ послѣ его выхода те­атръ вспыхнулъ. Вслѣдъ за тѣмъ онъ сильно захво­ралъ и два мѣсяца былъ въ крайнемъ изнеможеніи. Въ одинъ день, когда болѣзнь была въ высшей сте­пени, онъ видитъ, что два юноши вошли къ нему, взяли его за руки и сказали: слѣдуй за нами! Боль­ному представилось, что онъ, не чувствуя никакой болѣзни, всталъ, оглянулся на свою постель и видитъ, что тѣло его осталось на ней... Тогда только понялъ онъ, что оставилъ земную жизнь и долженъ явиться въ иной міръ. Въ лицѣ юношей онъ узналъ Ангеловъ, и въ сопровожденіи ихъ долго шелъ по чрезвычайно труднымъ и мрачнымъ мѣстамъ. Нако­нецъ, ему послышался шумъ какъ будто огненной лавы, визгъ и вопль людей... Въ страхѣ и трепетѣ онъ увидѣлъ что-то въ родѣ печей, въ которыхъ бу­шевалъ огненный вихрь, крутилось пламя, и среди него раздавались страдальческіе стоны людей; но печи были наглухо закрыты, и только легкій огонь про­низывалъ сквозь трещины ихъ. Тогда юноши начали объяснять, за какой грѣхъ уготовано то или другое огненное мѣсто, наконецъ показали ему страшное на­казаніе, тоже пламень и различные виды мученій за народныя безчинныя увеселенія, и сказали трепе­тавшему нашему брату: „если ты не отстанешь отъ твоихъ грѣховъ и привычекъ прежней жизни, - вотъ твое мѣсто "...

Несчастный, видя огненное свое жи­лище на цѣлую вѣчность, дрожалъ, какъ листъ, и ни слова не могъ выговорить. Вслѣдъ затѣмъ одинъ изъ Ангеловъ выхватилъ одного человѣка изъ среды пламени, и братъ нашъ видитъ, что этотъ несчаст­ный черенъ, какъ уголь, весь обгорѣлъ и вдобавокъ окованъ съ ногъ до головы, такъ что ужасно было смотрѣть на его положеніе. Тогда уже оба Ангела сня­ли съ мучившагося оковы и, какъ будто мрачная шелуха, слетѣла съ него чернота: этотъ человѣкъ сдѣлался чистъ и свѣтелъ, какъ Ангелъ, вышелъ пре­красенъ и съ неописанной райской веселостію въ очахъ. Богъ вѣсть, откуда Ангелы взяли одѣяніе въ родѣ царской порфиры, блиставшее, какъ снѣгъ, и одѣли ею страдальца... Братъ нашъ между тѣмъ, смо­тря на все это, недоумѣвалъ, восхищался и благого­вѣлъ предъ тайною совершившагося чуда и видоиз­мѣненія въ человѣкѣ, дотолѣ страшномъ и обгорѣ­ломъ, какъ головня.

Что это значитъ? наконецъ смиренно спросилъ онъ Ангеловъ... Ради Господа, объясните и скажите мнѣ.

— Эта душа, отвѣчалъ одинъ изъ Ангеловъ, была очень грѣшна, и потому, отлученная отъ Бога, долж­на была, по дѣламъ своимъ, вѣчно горѣть въ этомъ пламени. Между тѣмъ родители этого грѣшника, по смерти его, много подавали за него милостыни, мно­го дѣлали поминовенія при литургіи и панихидахъ, и вотъ ради поминовенія и молитвъ родительскихъ и ходатайства Церкви, Богъ умилостивился: душа эта избавлена вѣчнаго мученія и теперь пойдетъ пред­стать предъ лице своего Господа и радоваться со свя­тыми Его во вѣки. А ты, продолжалъ нашему брату Ангелъ, иди еще въ свое мѣсто и ежели хочешь из­бавиться этой гееннской муки, исправься и перестань грѣшить.

При этихъ словахъ видѣніе кончилось. Братъ нашъ, очнувшись отъ сна, видитъ, что домашніе плачутъ по немъ и распоряжаются приготовленіемъ тѣла его къ погребенію. Съ того времени бросилъ онъ свои привычки и пошелъ въ монастырь, гдѣ и скончался, принявъ св. схиму. Онъ съ ужасомъ разсказывалъ, что видѣлъ своими очами за гробомъ. А мы, между тѣмъ, не можемъ не радоваться, благодаря отъ всей души Господа, что Онъ, ради поминовенія церковнаго и молитвъ о насъ, не оставляетъ насъ щедротами и по смерти.

Судите послѣ сего, какъ важно и необходимо по­миновеніе усопшихъ въ церкви и дома. Отвергающіе церковное поминовеніе и молитвы за усопшихъ лишаютъ ихъ небеснаго милосердія.

Если бы отверзлись предъ нами бездны вѣчности, если бы мы увидѣли умершихъ собратій нашихъ, то вѣрно бы первое ихъ слово, первое ихъ прошеніе было къ намъ о поминовеніи ихъ. Вѣрно бы они сказали намъ: братія! вы не можете вполнѣ предста­вить себѣ, сколько нужно и отрадно намъ поминовеніе, вы не можете вообразить, какую пользу, какія блага доставляетъ намъ поминовеніе! Скажемъ вамъ одно: вы чрезъ поминовеніе отверзаете таинственную дверь, сквозь которую входятъ къ намъ и свѣтъ, и жизнь, и спокойствіе, и радость. Не останемся же глухими на просьбы собратій нашихъ усопшихъ. Будемъ съ вѣрою и любовію молиться о упокоеніи душъ ихъ во всю нашу жизнь. Небесный Отецъ люб­ви, видя нашу любовь къ усопшимъ, не откажетъ имъ въ любви своей, какъ Милосердый и Всеблагій. Аще убо вы, лукави суще, сказалъ Онъ, умѣете даянія блага даяти чадомъ вашимъ: кольми паче Отецъ вашъ небесный датъ блага просящим у Него (Матф. 7, 11).

Изъ сочиненій преосвященнаго Ѳеофана.

„Поминать надо не только своихъ родныхъ, но и всѣхъ православныхъ христіанъ, во всякое время и на всякой молитвѣ. Сами тамъ будемъ, и понуждаем­ся въ молитвѣ этой, какъ бѣдный въ кускѣ хлѣба и чашѣ воды. Помни, что молитва объ усопшихъ и сильна общностію, тѣмъ, что идетъ отъ лица всей Церкви. Церковь дышетъ молитвою. Но какъ въ есте­ственномъ порядкѣ при беременности, мать дышетъ, а сила дыханія переходитъ и на дитя: такъ и въ благодатномъ порядкѣ Церковь дышетъ общею всѣхъ молитвою, а сила молитвы переходитъ и на усоп­шихъ, содержимыхъ въ лонѣ Церкви, которая сла­гается изъ живыхъ и умершихъ, воюющихъ и тор­жествующихъ. Не полѣнись же на всякой молитвѣ поминать всѣхъ отшедшихъ отецъ и братій нашихъ. Это будетъ отъ тебя имъ милостыня".
"Из писем святогоца"
***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author