pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

СЛОВО КРЕСТНОЕ

Въ дни, когда Церковь совершаетъ торжественное поклоненіе Кресту Господню необходимо каждому христіанину вспомнить, что такое есть крестъ, и не только умомъ, но всѣмъ существомъ ощутить значеніе креста для всей нашей жизни. Не надо забывать, что именно нашимъ отношеніемъ ко кресту опредѣляется наша при­надлежность къ числу послѣдователей Христовыхъ, по слову Господа: «Кто хочетъ идти за Мной, отвергнись себя и возьми крестъ свой и слѣдуй за Мной» (Мр. 8, 34). И поскольку только Христосъ есть путь и истина и жизнь (Ін. 14, 6), поскольку участіе въ Немъ опредѣляется въ первую очередь взятіемъ креста, постольку крест­ный путь есть единственный подлинный путь для всякаго человѣка и единственный, приводящій ко спасенію... Св. апостолъ Павелъ, поясняя эту истину, говоритъ о крестѣ, какъ о пробномъ камнѣ для насъ, ибо, свидѣтельствуетъ онъ, наше внутрен­нее отношеніе ко кресту есть наилучшій показатель того состоянія, въ которомъ мы пребываемъ въ очахъ Божіихъ: будь то состояніе спасаемыхъ или состояніе поги­бающихъ. «Слово крестное, — пишетъ онъ, — для погибающихъ есть юродство, а для насъ, спасаемыхъ, сила Божія» (I Кор. 1,18).

Слово крестное — означаетъ рѣчь о крестѣ и, т. к. всякое высказываніе человѣ­ческое есть исканіе и опредѣленіе смысла, то слово ап. Павла о крестѣ, можетъ быть, въ конечномъ итогѣ, сведено къ слѣдующему пониманію: осмысленіе креста или даже попытка найти для него малѣйшее оправданіе представляется для погибающихъ безуміемъ и нелѣпостью, тогда какъ спасаемыми это понимается какъ откровеніе силы Божіей. Наличіе или отсутствіе у насъ способности понимать смыслъ креста и, главное, соглашаться съ нимъ для самихъ себя и для міра, опредѣляетъ нашу при­надлежность либо къ разряду спасаемыхъ, либо къ разряду погибающихъ.

Крестъ — это, въ первую очередь, Крестъ Господень, т. е. тотъ крестъ, который понесъ и претерпѣлъ за насъ воплотившійся Сынъ Божій. Это и самый фактъ страда­нія и смерти Господа Іисуса Христа, а также и то орудіе, на которомъ завершились страсти Господни, и, наконецъ, изображеніе этого орудія. Крестное древо было освя­щено пролитою на немъ животворящей кровью Христовой и сдѣлалось причастнымъ силы побѣды, одержанной Господомъ надъ грѣхомъ и смертью. Оно стало для Цер­кви орудіемъ славы, и самое начертаніе его оказалось исполненнымъ особой силы, о ниспосланіи которой мы молимся, которой мы себя осѣняемъ и которую мы на­зываемъ силой Честнаго и Животворящаго Креста. Крестнымъ знаменіемъ и крест­ной силой совершаются чудеса, а также всѣ церковныя таинства и освященія, ибо на крестѣ совершилось наше искупленіе отъ проклятія, грѣха и смерти, и крестомъ явилась въ міръ новая жизнь.

Но рядомъ съ крестомъ, понесеннымъ Господомъ, существуетъ еще и крестъ каж­даго отдѣльнаго человѣка. И когда мы говоримъ объ этомъ личномъ крестѣ кажда­го изъ насъ, мы думаемъ о тѣхъ испытаніяхъ, черезъ которыя мы должны пройти въ этой жизни, о лишеніяхъ, разлукахъ, скорбяхъ и болѣзняхъ, постигающихъ насъ, о физическихъ и прочихъ недостаткахъ, которые мы несемъ, причемъ все это посѣ­щаетъ насъ или по попущенію Божію или даже по прямой волѣ Божіей. Но и соз­навая, что всѣ эти смиряющія насъ обстоятельства являются крестомъ, ниспослан­нымъ намъ Богомъ, и даже стараясь склонить предъ нимъ нашу волю, мы не всегда постигаемъ разумомъ и сердцемъ ихъ внутреннюю для насъ необходимость и пото­му никогда по-настоящему не соглашаемся на нихъ.

Тѣмъ не менѣе, и къ личному кресту человѣка-христіанина относятся слова апо­стола: «Слово крестное для погибающихъ безуміе, а для спасаемыхъ сила Божія». Христосъ не миръ пришелъ принести, но мечъ (Мѳ. 10,34). Онъ пришелъ произвести великое раздѣленіе, раздѣленіе, которое, прежде всего, должно сказаться во внут­ренней жизни человѣка. Послѣ смерти, воскресенія и вознесенія Христовыхъ, пос­лѣ сошествія въ міръ Св. Духа, мы продолжаемъ пребывать въ этомъ еще до кон­ца не просвѣтленномъ мірѣ, до времени подчиненномъ закону грѣха и тлѣнія. Съ од­ной стороны, мы еще испытываемъ всю власть грѣха надъ собой, съ другой же — нѣкая часть нашего существа устремлена ко Христу и старается жить по другимъ законамъ, по законамъ Царствія Божія и она силится порвать со всѣмъ тѣмъ, куда ведетъ насъ грѣховная склонность жить «по линіи наименьшаго сопротивленія». Это раздѣленіе вызываетъ въ насъ раздвоеніе, порой очень мучительное. И вотъ, готов­ность постоянно истытывать это мучительное раздѣленіе въ самомъ себѣ и бороться, чтобы избавиться отъ власти грѣха и составляетъ личный крестъ христіанина, ибо борьба эта есть первый шагъ къ отверженію себя, отказъ отъ служенія себѣ черезъ служеніе своему грѣху, проявленіе твердаго желанія служить только одному Богу и жить исключительно по божественнымъ законамъ. Затѣмъ уже слѣдуетъ все даль­нѣйшее — готовность принять и претерпѣть все, что Богу угодно будетъ намъ по­слать для нашего очищенія и спасенія. Взятіе креста есть именно готовность все претерпѣть ради спасенія, все же остальное есть нашъ крестный путь.

Есть люди, которыхъ можно назвать «чисто біологическими существами»: они бо­ятся заглянуть внутрь самихъ себя, не допускаютъ мысли о какихъ бы то ни было духовныхъ подвигахъ и не желаютъ нарушать ни внѣшняго, ни внутренняго свое­го комфорта. Для нихъ, конечно, совершенно чуждой будетъ мысль о необходимо­сти борьбы съ собой ради избавленія отъ грѣха, и слова о спасительности страда­ній, смиряющихъ и очищающихъ человѣка, звучатъ для нихъ какъ сплошное про­тиворѣчіе. Но это обезсмысливаніе креста обличаетъ ожесточеніе человѣкомъ свое­го сердца и незнаніе имъ прикосновенія спасающей благодати... Но есть и другіе люди, у которыхъ мы видимъ полное согласіе вести борьбу съ грѣхомъ и готов­ность проводить ее, сохраняя вѣрностьБогу при всѣхъ обстоятельствахъ, и среди всѣхъ испытаній. То, что сказывается послѣ смерти святыхъ, какъ ихъ слава, въ жизни этой раскрывается, какъ благодатная помощь Божія, какъ сила свыше, из­бавляющая отъ грѣха и подающаяся какъ отвѣтъ на человѣческія усилія ежеднев­наго поднятія и несенія креста.

Подобно тому, какъ Христосъ вошелъ въ славу Свою черезъ крестъ, такъ и люди Христовы входятъ въ свою славу черезъ крестъ и бла­годать, имъ подаваемая, есть благодать, вошедшая въ міръ также черезъ Господень крестъ. И какъ слава Христова, которая нѣкогда преобразитъ весь міръ, уже те­перь его осіяваетъ и просвѣтляетъ, такъ и благодать, подаваемая тѣмъ, кто беретъ свой крестъ, уже въ этомъ вѣкѣ претворяетъ въ радость всѣ ихъ печали и скорби, свидѣтельствуя имъ наглядно о силѣ Божіей, уже дѣйствующей въ мірѣ. Благо­дать Божія, вошедшая въ міръ черезъ крестъ, только черезъ крестъ можетъ быть познана.


Намъ надо учиться брать крестъ и нести его все время, ежедневно. Часто мы только уживаемся съ нашимъ крестомъ, но не беремъ его, ибо несемъ его лишь до того момента, когда намъ удается отъ него освободиться. Въ глубинѣ нашего серд­ца мы часто считаемъ крестъ чѣмъ-то лишнимъ, недолжнымъ и забываемъ, что крестъ не есть исключеніе, но общее правило, исполненное Самимъ Господомъ, законъ хри­стіанскаго бытія. Такъ должно быть. Мы можемъ, конечно, трепетать при наступ­леніи испытаній, какъ нѣкогда трепеталъ въ своей человѣчности Самъ воплотившій­ся Сынъ Божій. Но, какъ Онъ вошелъ въ славу Свою черезъ крестъ, такъ и мы, при­нявъ крестъ, увидимъ поддерживающую и спасающую и прославляющую насъ дес­ницу Божію... Мы знаемъ, что воля человѣческая слаба, что духъ немощенъ, и по­тому бываемъ склонны либо забывать истину о крестѣ, либо изнемогать. Поэтому Церковь въ опредѣленные дни года торжественно выноситъ Крестъ Господень и по­лагаетъ его въ храмахъ для особаго поклоненія, вмѣстѣ съ тѣмъ она испрашиваетъ у Господа особую благодатную помощь для несущихъ крестъ и для хотящихъ взять его. Въ эти крестные дни необходимо усиленно молиться, чтобы Господь просвѣтилъ насъ любовью ко Кресту, научилъ насъ до конца разумѣть слово крестное и при­велъ насъ къ созерцанію силы и славы Своей.

Священникъ Алексій Князевъ.
«Церковный Вѣстникъ», 5, 1950.
***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author