pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Преподобный Серафим Саровский о стяжанiи Святаго Духа

Молитва, постъ, бдѣніе и всякія другія дѣла христіанскія, сколь ни хороши они сами по себѣ, однако не въ дѣланіи только ихъ состоитъ цѣль нашей христіанской жиз­ни, хотя они и служатъ необходимыми средствами для достиженія ея. Истинная же цѣль жизни нашей христіанской состоитъ въ стяжаніи Духа Святаго Божьяго. Постъ же, и бдѣніе, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради дѣлаемое доброе дѣло суть средства для стяжаніи Святаго Духа Божьяго. Замѣтьте, что лишь только ради Христа дѣлаемое доброе дѣло приноситъ намъ плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа дѣлаемое, хотя и доброе, но мзды въ жизни будущаго вѣка намъ не представляетъ, да и въ здѣшней жизни благодати Божіей тоже не даетъ. . .

Стяжаніе все равно, что пріобрѣтеніе, вѣдь вы разуме­ете, что значитъ стяжаніе денегъ. Такъ все равно и стяжаніе Духа Божія. Вѣдь вы понимаете, что такое въ мірскомъ смыслѣ стяжаніе? Цѣль жизни мірской, обыкновенныхъ людей, есть стяжаніе, или наживаніе денегъ. . . полученіе почестей, отличій и другихъ наградъ. . . Стяжаніе Духа Божія есть тоже капиталъ, но только благодатный и вечный, и онъ, какъ и денежный, чиновный и временный, пріобрѣтается одними и тѣми же путями, очень сходствен­ными другъ съ другомъ. Богъ Слово, Господь нашъ Богочеловѣкъ, Іисусъ Христосъ уподобляетъ жизнь нашу торжищу и дѣло жизни нашей на землѣ именуетъ куплею и говоритъ всѣмъ намъ: «купуйте дондеже пріиду, искупующе время, яко дніе лукави суть», т. е. выгадывайте время для полученія небесныхъ благъ черезъ земные товары. Земные товары это добродѣтели, дѣлаемыя Христа ради, доставляющія намъ благодать Всесвятаго Духа.

Въ притчѣ о мудрыхъ и юродивыхъ дѣвахъ, когда у юродивыхъ не доставало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но когда онѣ купили, двери въ чертогъ брач­ный уже были затворены и онѣ не могли войти въ него. Нѣкоторые говорятъ, что недостатокъ елея у юродивыхъ дѣвъ знаменуетъ недостатокъ у нихъ прижизненныхъ добрыхъ дѣлъ. Такое разумѣніе не вполнѣ правильное. Какой же это у нихъ недостатокъ въ добрыхъ дѣлахъ, когда онѣ хоть юродивыми, но все же дѣвами называются? Вѣдь дев­ство есть наивысочайшая добродѣтель, какъ состояніе равноангельное и могло бы служить замѣной само по себѣ всѣхъ прочихъ добродѣтелей. Я, убогій, думаю, что у нихъ именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго не доставало. Творя добродетели, дѣвы эти, по духовному своему не­разумію, полагали, что въ томъ и дѣло лишь христіанское, чтобы однѣ добродѣтели дѣлать. Сдѣлали мы, де, добродѣтель и тѣмъ, де, и дѣло Божіе сотворили, а до того, полу­чена ли была ими благодать Духа Божія, достигли ли онѣ ея, имъ и дѣла не было. Про такіе то образы жизни, опи­рающееся лишь па одно твореніе добродѣтелей безъ тщательнаго испытанія, приносятъ ли онѣ и сколько именно приносятъ благодати Духа Божьяго, и говорится въ отеческихъ книгахъ: «инъ есть путь, мняйся быть благимъ въ началѣ, но конецъ его — во дно адово».

Антоній Великій, въ письмахъ своихъ къ монахамъ, говоритъ про такихъ дѣвъ: «многіе монахи и дѣвы не имѣютъ никакого понятія о различіяхъ въ воляхъ, дѣйствующихъ въ человѣкѣ, и не вѣдаютъ, что въ насъ дѣйствуютъ три воли: 1-я - Божія, всесовершенная и всеспасительная; 2-я - своя собственная, человѣческая, т.е. если не пагубная, то и не спасительная, и 3-я - бѣсовская, вполнѣ пагубная. И вотъ эта-то третья вражеская воля и научаетъ человѣка или не дѣлать никакихъ добродѣтелей, или дѣлать ихъ изъ тщеславія, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая - собственная воля наша научаетъ насъ дѣлать все въ услажденіе нашимъ похотямъ, . . . какъ врагъ научаетъ, творить добро ради добра, не обращая внимапія на благодать пріобрѣтаемую. Первая же — воля Божія и всеспасительная — въ томъ только и состоитъ, чтобы дѣлать добро единственно лишь для стяжанія Духа Святаго, какъ сокровища вѣчнаго, не оскудѣваемаго и ничѣмъ вполнѣ и достойно оцѣниться не могущаго. Оно то, это стяжаніе Духа Святаго, собственно и называется тѣмъ елеемъ, котораго недоставало у юродивыхъ дѣвъ. За то онѣ и названы юродивыми, что забыли о необходимомъ плодѣ добродѣтели, о благодати Духа Святаго, безъ Кото­раго и спасенія никому нѣтъ и быть не можетъ, ибо «Святымъ Духомъ всяка душа живится и чистотою возвыша­ется, свѣтлѣетъ же Тройческимъ единствомъ священнотайнѣ».

Самъ Духъ Святый вселяется въ души наши, и это то самое вселеніе въ души наши Его, Вседержителя, и сопребываніе съ духомъ нашимъ Его Тройческаго Един­ства и даруется намъ лишь черезъ всемирное съ нашей стороны стяжаніе Духа Святаго, которое и предуготовляетъ въ душѣ и плоти нашей престолъ Божіему всетворческому съ духомъ нашимъ сопребыванію, по непреложному слову Божіему: «вселюся въ нихъ и похожду и буду имъ въ Бога, и тіи буд
утъ въ людіе Мои». Вотъ это то и есть тотъ елей въ свѣтильникахъ у мудрыхъ дѣвъ, который могъ свѣтло и продолжительно горѣть, и дѣвы тѣ съ этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшаго въ полунощи, и войти съ нимъ въ чертогъ радости. Юродивыя же, видѣвшія, что угасаютъ ихъ светильники, хотя и пошли на торжище, да купятъ елея, но не успѣли возвратиться во-время, ибо двери уже были затворены. Торжище — жизнь наша ; двери чертога брачнаго, затворенныя и не допустившія къ Жениху — смерть человѣческая; дѣвы мудрыя и юродивыя — души христіанскія; елей - не дѣла, но получаемая черезъ нихъ благодать Всесвятаго Духа Божія, претворяющая оное отъ сего въ сіе, т. е. отъ тлѣнія въ нетлѣніе, отъ смерти душевной въ жизнь духовную, отъ тьмы въ свѣтъ, отъ вертепа существа на­шего, гдѣ страсти привязаны, какъ скоты и звѣри, — въ храмъ Божества, въ пресвѣтлый чертогъ вѣчнаго радованія о Христѣ Іисусѣ Господе нашемъ, Творцѣ и Избави­телѣ и Вѣчномъ Женихѣ душъ нашихъ.

Конечно, всякая добродѣтель, творимая ради Христа, даетъ благодать Духа Святаго, но болѣе всего даетъ мо­литва, потому что она какъ бы всегда въ рукахъ нашихъ, какъ оружіе для стяжанія благодати Духа. Захотѣли бы вы, напримѣръ, въ церковь сходить, да либо церкви нѣтъ, либо служба отошла ; захотѣли бы нищему подать, да нищаго нѣтъ, либо нечего дать; захотѣли бы дѣвство соблю­сти, да силъ нѣтъ этого исполнить по сложенію вашему или по усиліямъ вражескихъ козней, которымъ вы по не­мощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сдѣлать, да тоже силъ нѣтъ, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никакъ не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — богатому и бѣдному, и знат­ному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику. . . Велика сила мо­литвы, и она болѣе всего приноситъ Духа Божьяго, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны будемъ, ког­да обрящетъ насъ Господь Богъ бдящими, въ полноте даровъ Его Святаго Духа. Тогда мы можемъ благодерзновенно надѣяться быть восхищенными на облацѣхъ, въ срѣтеніе Господа на воздусѣ, грядущаго со славою и силою многою судити живымъ и мертвымъ и воздати коемуждо по дѣдамъ его. . .

Стяжевайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, тор­гуйте теми изъ нихъ, которыя вамъ большій прибытокъ даютъ. Собирайте капиталъ благодатныхъ избытковъ бла­годати Божіей, кладите ихъ въ ломбардъ вечный Божій изъ процентовъ невещественныхъ, и не по четыре или по шести на сто, но по сту на одинъ рубль духовный, но даже еще того въ безчисленное число разъ больше…     

«Православная Русь», № 14, 28 июля 1979 г.
***
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author