pisma08

Посланіе святого Паисія Величковскагѳ ученикамъ своимъ въ монастырѣ Драгомирна

Изъ книги Іеромонахъ Іоанникій (Балан),
Румынскій Патерикъ (Раtеrіс romanesc), Бухарестъ, 1980, стр. 256-259.

Возлюбленные мои, всѣ, находящіеся на святомъ послуша­ніи на покосѣ, духовные мои чада и во Христѣ братья и отцы. О Господѣ радуйтесь.

Премилостивый Богъ знаетъ, какъ я былъ бы радъ по­слать вамъ и другого священника въ помощь при служеніи. Но примите во вниманіе, что у васъ совсѣмъ никто не будетъ въ святой церкви служить Божественную службу, на которую мы по вѣрѣ христіанской возложили по Богѣ всю надежду нашу, надежду съ извѣщеніемъ о милости, жизни, мирѣ, здравіи, спа­сеніи, прощеніи и оставленіи нашихъ грѣховъ.

Поэтому я размыслилъ для подкрѣпленія въ вашихъ тяже­лыхъ трудахъ послать вамъ, возлюбленные мои чада, это мое наставническое поученіе.

Возлюбленные и дорогіе мои чада, страдальцы Христовы, причастники вѣнца мученическаго и наслѣдники Царства Не­беснаго. Стойте твердо въ святомъ послушаніи, стойте крѣпко въ вѣрѣ въ Бога, со святымъ апостоломъ Павломъ и прослав­ленными сынами, съ душой мирной, съ любовью и съ благоче­стіемъ другъ къ другу и ко всѣмъ.

Ибо врагъ и проклятый діаволъ — особенно въ такія без­покойныя времена, подстерегаетъ насъ непрестанно, день и ночь ходитъ вокругъ насъ, ища какъ бы поглотить подвижни­ковъ и низвергнуть ихъ вмѣстѣ съ собой на дно ада на вѣки вѣ­ковъ.

Но вы, чада святого и треблаженнаго послушанія и чада мои возлюбленные, будьте мудры и послушливы, и своей разсудительностью духовной попирайте его свирѣпую главу и всю силу его лукавую.

Усердствуйте для Господа, сколько есть силъ вашихъ, тру­дитесь, какъ тѣлесно, такъ и духовно, особенно же, не слѣдуй­те своей волѣ, своему мнѣнію и не противьтесь другъ другу — дѣла эти Богу ненавистны, а мнѣ и всей братіи противны и от­вратительны.

Остерегайтесь ропота, ибо на тѣхъ, кто ропщетъ, снисхо­дитъ гнѣвъ Божій, и земля поглощаетъ ихъ живыми. Но, глав­ное, смиряйтесь, братья, любите другъ друга любовью духов­ной, и Богъ мира и любви да будетъ съ вами. По тому узнаютъ всѣ, что вы ученики Христа, если любовь и совѣтъ будете имѣть между собой. Ибо тотъ, кто любитъ брата, тотъ живетъ въ свѣтѣ, а тотъ, кто ненавидитъ — во тьмѣ.

Также, остерегайтесь, братья, зависти, это — сѣти діавола, ибо то мѣсто, гдѣ обитаетъ зависть и памятозлобіе, не посѣща­етъ благодать Божія, но оно есть источникъ ненависти, злопа­мятства діавольскаго и отверстый ровъ погибели. Во время святыхъ трудовъ, то-есть на послушаніяхъ, удерживайте языкъ вашъ отъ зла, не произносите словъ праздныхъ, ибо во время ужасное, въ день Страшнаго суда Господь потребуетъ отъ каждаго отвѣта за каждое его праздное слово. Положите храненіе устъ вашихъ, языка и мыслей, если желаете въ жизни сей жительствовать по вѣрѣ христіанской. «Тотъ, кто оберега­етъ языкъ свой, тотъ оберегаетъ душу свою отъ скорби», ибо во власти языка смерть и жизнь. Какъ поучаетъ насъ Іаковъ, братъ Господень, говоря: «Да будетъ каждый человѣкъ скоръ на послушаніе, и медлителенъ на слово, ибо тотъ, кто не согрѣ­шаетъ въ словѣ, тотъ есть человѣкъ совершенный, могущій обуздать и все тѣло свое» (Іаков. 3, 2).

Остерегайтесь того, чтобы вамъ не собираться безъ надоб­ности на кухнѣ, въ палаткахъ и во всякомъ мѣстѣ, ибо при продолжительныхъ разговорахъ вы не избѣжите праздносло­вія, пересмѣшекъ и сплетенъ. Не ходите другъ къ другу въ хи­жины безъ причины благословенной и безъ благословенія ду­ховника, въ особенности же послѣ повечерія, ибо это святые Отцы строго запрещаютъ.

Помните, что находясь въ хижинахъ или на работѣ, слѣду­етъ, какъ если бы вы были въ монастырѣ, поучаться Боже­ственнымъ заповѣдямъ, то-есть, смиренію, кротости и любви, ибо Самъ Господь говоритъ въ Евангеліи: «Научитесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ, и обрѣтете покой ду­шамъ вашимъ» (Матѳ. 11, 29). Также научайтесь смиренію по по­ученію тайному — каждый имѣетъ его въ сердцѣ своемъ, — что подобаетъ ему смиряться какъ должно, и не иначе: только себя осуждать, быть у всѣхъ подъ ногами и считать, что ты прахъ и пепелъ.

Также въ трапезной, на полѣ, гдѣ бы вы ни были, постоян­но укрѣпляйте и обуздывайте себя страхомъ Божіимъ, памя­тью смертной, памятью о вѣчныхъ мукахъ; глазами туда и сюда не глядите, но внизъ смотрите и о своихъ грѣхахъ раз­мышляйте; искреннимъ покаяніемъ за каждый прошедшій день очищаться навыкайте, и всякаго рода испытанія, которыя отъ немощныхъ братьевъ приходятъ, съ радостью и благодарно­стью терпите.

Это вышеописанное поученіе (тайное) и вниманіе (къ себѣ) изсушаетъ нечистые помыслы, разсѣиваетъ страсти тѣлесныя и душевныя, облиставаетъ умъ, освѣщаетъ совѣсть и творитъ радость сердечную. Поученіе тайное и чтеніе духовное есть домъ души, въ который силы сопротивные не могутъ проник­нуть и къ которому они не могутъ приблизиться; это — столпъ нерушимый, убѣжище тихое, небурное, неколебимое и душе­спасительное. Потому, когда монахъ вооружается поученіемъ тайнымъ, и постояннымъ повтореніемъ словъ: «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя, грѣшнаго», и чтеніемъ ке­лейнымъ, демоны приходятъ въ сильную тревогу и смятеніе.

И если будете такъ поступать, возлюбленныя чада мои, то я, услышавъ, буду радоваться за васъ и за ваше угодное Богу дѣланіе, что и мои, грѣшнаго, усердные труды вы не оставили безъ вниманія. Ибо какъ раньше я питалъ васъ млекомъ духов­нымъ и поучалъ васъ, такъ и теперь наставляю васъ не на что иное, какъ на дорогу, ведущую въ Царство Небесное, и ожи­даю, что получу снисхожденіе, по крайней мѣрѣ, въ годы ста­рости и немощи моей за ваше Божественное и истинное святое послушаніе, которое есть нѣкій дорогой, многоцѣнный перлъ, спасеніе душъ вашихъ и души моей — грѣшнаго ходатая ваше­го.

А вы, возлюбленныя и духовныя чада мои, откройте уши ваши и примите во вниманіе вотъ что; не платите мнѣ против­нымъ: за добро — зломъ, вмѣсто радости — печалью, вмѣсто надежды — безнадежностью, вмѣсто чистаго зерна — плеве­ломъ, терномъ и осотомъ, вмѣсто наслажденія милосердіемъ

Божіимъ, Царствомъ Небеснымъ и радостью неописуемой да не выпадутъ мнѣ вмѣстѣ съ вами — за непослушаніе ваше, муки вѣчныя и скорби неописуемыя, отъ чего Богъ насъ да со­хранитъ!

Но истину говорю: приносите Господу Богу, согласно ва­шему христіанскому обѣту, жертву чистую, непорочную и бла­гоуханную — святое послушаніе, оставивъ внѣ жертву нечи­стую и зловонную, пса дохлаго и смердящаго, то-есть непослу­шаніе. Приносите ваши труды утомительные и потъ кровавый, какъ жертву всесожженія весьма плодоносную; ваше паленіе подъ солнцемъ и тяжелые труды — вмѣсто страданій мучени­ческихъ, и самихъ себя съ душой — въ жертву живую, благо­уханіе Богу благопріятную.

И да удостоитесь вы принять въ душахъ вашихъ отъ Хри­ста Спасителя миръ и Божественную радость, какъ въ этой краткой, временной жизни, такъ и по завершенію жизни сей, въ Царствѣ Небесномъ вѣчно наслаждаться совмѣстно съ ли­ками ангельскими радостью неописуемой, и да наименуютъ васъ сынами Божьими.

Отеческій молитвенникъ къ Богу и усердный доброжела­тель, духовникъ вашъ о. Паисій.

21 іюля, 1775

«Православный Путь», приложение к журналу «Православная Русь», 1989 г.

Comments for this post were locked by the author