pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

О ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ - Архиеп. Иннокетий Пекинский

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Церкви Христовой, держащимся Православнаго календаря и преданій Святой Каѳолической Церкви,

Нами получены скорбныя вѣсти о томъ, сколь жестокія го­ненія претерпѣваютъ твердо держащіеся преданій Святой Церкви Православной отъ лжебратіи, дерзающей подъ защитой граждан­ской власти попирать Божественные законы и глумиться надъ ними.

Выдавая себя за мудрецовъ и просвѣтителей, эти волки въ овечьей одеждѣ дерзнули, поправъ страхъ Божій, взяться за ис­правленіе законовъ Церкви Христовой, ослѣпленные дымнымъ дменіемъ міра сего, они почитаютъ себя превыше Апостоловъ и Святыхъ Отцевъ Церкви, устами коихъ вѣщалъ Самъ Господь.

Но обуилъ Богъ всю мудрость ихъ. Они даже не знаютъ, о чемъ говорятъ, и не разумѣютъ того, что хотятъ исправлять. И за реформу календаря взялись они, не вѣдая, что творятъ.

Они утверждаютъ, что нашъ Православный календарь далеко отступилъ отъ истины астрономической, а потому давно пора пе­рейти на календарь григоріанскій, признанный учеными правиль­нымъ и принятымъ всѣмъ богоотступническимъ міромъ.

Трудно сказать, лгутъ-ли они, стараясь ввести въ обманъ ма­лыхъ сихъ въ вѣрѣ, или же въ невѣдѣніи повторяютъ чужую ложь. Но разумѣвающему ясно, что ни въ одномъ изъ ихъ утвер­жденій нѣтъ и слѣда правды.

Они говорятъ, что Православный календарь на 13 дней от­сталъ отъ истиннаго календаря, почему равноденствіе приходит­ся на 8 марта, тогда какъ Святые Отцы Перваго Вселенскаго Со­бора постановили навсегда считать его 21 марта, что якобы и исправлено григоріанскимъ календаремъ.

Доказать этого они, однако, не могутъ. Подлинника поста­новленія I Вселенскаго собора не сохранилось, и въ нашей книгѣ Правилъ никакого постановленія I Вселенскаго собора о равноден­ствіи не имѣется; не сохранились также и другіе документы, на которые такъ любятъ ссылаться новостильники. А большинство доказательствъ того, что Святой I Вселенскій соборъ постано­вилъ считать днемъ равноденствія 21 марта, были придуманы и поддѣланы католиками не раньше XVI вѣка, чтобы подвести подъ ненужную и вредную реформу календаря 1582 года каноническій фундаментъ. Такъ что утвержденія новостильниковъ, будто нашъ Православный календарь нарушаетъ постановленія I Вселенскаго собора, ни на чемъ не основаны.

Не болѣе основано и утвержденіе ихъ, будто григоріанскій календарь правильный. Астрономы давно уже доказали, что совершенно правильнаго календаря составить вообще невозможно. А григоріанскій календарь при этомъ еще и такъ неудобенъ, что ученые всего міра уже поднимаютъ вопросъ о замѣнѣ его. Мно­гіе изъ нихъ признали нашъ Православный календарь настолько простымъ и удобнымъ, что высказывались за возвращеніе къ не­му: Ньюкомбъ, Болотовъ и другіе.

Не основательны и утвержденія новостильниковъ, будто вве­деніе григоріанскаго календаря было вызвано необходимостью исправленія календаря юліанскаго. Цѣлью введенія его было лишь желаніе іезуитовъ, пріобрѣтшихъ къ концу XVI вѣка огромное вліяніе въ католической церкви, — окончательно порвать съ Пра­вославнымъ востокомъ такъ, чтобы даже праздники праздновать въ разное время.

Подобно этимъ главнымъ, и другіе второстепенные доводы, приводимые новостильниками въ защиту календаря григоріанска­го, также неосновательны и бездоказательны. Но не въ этомъ ихъ коренная ошибка, а въ томъ, что они считаютъ нашъ Православ­ный календарь и пасхалію солнечными, а не лунными.

Они либо не знаютъ, либо скрываютъ умышленно, что въ основу нашего Православнаго календаря положенъ календарь лун­ный. Мы, Православные, празднуемъ пасху совсѣмъ не по указа­ніямъ григоріанскаго или юліанскаго календаря, а по календарю библейскому, по которому праздновалъ пасху ветхозавѣтный Израиль, слѣдуя заповѣди Божіей, данной чрезъ Моисея.

Церковь Новозавѣтная, Православная, памятуя слова Спаси­теля: «Доколѣ не прейдетъ небо и земля, ни іота едина или едина черта не прейдетъ отъ закона, доколѣ не сбудется все» (Мѳ. 5, 18), — свято хранить древній обычай праздновать пасху по лунному календарю.

Какъ жилъ на землѣ Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ? Онъ жилъ тоже по лунному древне-библейскому календарю. Вмѣстѣ съ ветхозавѣтнымъ Израилемъ приходилъ Онъ въ полнолуніе мѣ­сяца Нисана, перваго мѣсяца еврейскаго года, въ Іерусалимъ на праздникъ пасхи. Въ это время Онъ и былъ преданъ, судимъ, рас­пятъ и воскресъ.

Въ годъ крестной смерти Спасителя пасха іудейская падала на пятницу и субботу. Въ пятницу, 14 Нисана, въ которую, какъ и нынѣ по церковному счисленію, пасха начиналась съ вечера въ четвергъ, Господь былъ распятъ; въ субботу, 15 Нисана, Онъ про­велъ въ покоѣ гробовой пещеры, а рано утромъ въ первый день недѣли, — воскресенье — 16 Нисана — воскресъ. Такимъ обра­зомъ событія смерти и воскресенія Спасителя неразрывно свя­заны съ пасхой іудейской и должны слѣдовать за ней. Поэтому то уже съ перваго вѣка христіанства вошло въ обычай праздно­вать святую пасху крестную, великіе: четвертокъ, пятокъ и суб­боту, послѣ пасхи іудейской. Самое слово «пасха» производилось отъ слова «пасхейн» — страдать. А по истеченіи пасхи крестной праздновалась пасха свѣтлая, какъ это и до нынѣ содержитъ Святая Церковь.

Чтобы увѣковѣчить этотъ порядокъ и навсегда сохранить эту связь, Св. Апостолы постановили праздновать св. пасху вслѣдъ за пасхой іудейской, послѣ весенняго равноденствія. Такъ какъ равноденствіе бываетъ въ сентябрѣ и мартѣ, и съ давнихъ поръ новый годъ начинался или съ сентября, или съ марта, то пасха, празднуемая послѣ равноденствія, никогда не могла упасть на конецъ года, а всегда на начало. Отъ этого правила св. Церковь никогда не отступала; если и были споры, то только о томъ, можно ли пасху крестную праздновать одновременно съ пасхой іудей­ской. Вслѣдствіе этихъ споровъ и было вынесено постановленіе собора Антіохійскаго, правило первое, о времени празднованія пасхи: этимъ постановленіемъ была подтверждена неизмѣнность правилъ Апостольскихъ. Затѣмъ, въ четвертомъ вѣкѣ, была со­ставлена Православная пасхалія. Составляла ее самая ученая Цер­ковь древности — Александрійская, передъ которой католическіе реформаторы XVI вѣка были не больше, какъ дерзкіе невѣжды, исказившіе ея совершеннѣйшій трудъ.

Цѣль составленія пасхаліи была въ томъ, чтобы пасха праздно­валась вездѣ въ одно время и чтобы при этомъ всегда строго соблюдалось Апостольское правило: - не праздновать пасхи іудейской или одновременно съ нею.

Ученѣйшимъ составителямъ пасхаліи прекрасно было извѣ­стно, что юліанскій календарь, который они согласовали съ лун­нымъ — еврейскимъ — не точенъ, но они знали также, что не то­ченъ и лунный календарь, и что ошибка юліанскаго календаря настолько точно исправляетъ ошибку календаря луннаго, что, по свидѣтельству астронома Предтеченскаго, ошибка нашей пасхаліи — таблицъ луннаго теченія — не превышаетъ трехъ часовъ за 1900 лѣтъ.

Этимъ и объясняется тотъ поразительный фактъ, что наша пасхалія, составленная въ четвертомъ вѣкѣ и съ тѣхъ поръ ни ра­зу не исправлявшаяся, донынѣ безошибочно указываетъ фазы луны и время празднованія пасхи іудейской. Поэтому всякая попыт­ка «исправить» или замѣнить нашу пасхалію должна разсматри­ваться, какъ попытка изъять изъ сокровищницы церковной одну изъ великихъ ея цѣнностей, которою она по справедливости мо­жетъ хвалиться даже предъ учеными нашего времени.

Но и безъ пасхаліи и безъ спеціальныхъ вычисленій каждый Православный легко можетъ опредѣлить день празднованія пасхи: пускай онъ слѣдитъ за направленіемъ тѣней при восходѣ солнца и замѣтитъ тотъ день, когда тѣни будутъ падать прямо на западъ. День этотъ будетъ днемъ равноденствія Затѣмъ ему нужно обра­тить вниманіе на луну и замѣтить тотъ день, когда луна взойдетъ на востокѣ одновременно съ заходомъ солнца и зайдетъ одновре­менно съ восходомъ его. Въ этотъ день, когда полная луна будетъ свѣтить всю ночь, и будетъ день полнолунія, день пасхи іудейской. Въ слѣдующій за полнолуніемъ четвергъ начнется крестная пасха христіанская, и въ воскресенье будетъ пасха свѣтлая. При этомъ нужно помнить только одно, что полнолуніе считается пасхаль­нымъ только тогда, когда оно случится не раньше десяти дней послѣ равноденствія, то есть, не раньше 18 марта. Самая ранняя пасха будетъ тогда, когда полнолуніе упадетъ на 18 марта въ среду, 19 марта будетъ великій четвергъ, а 22 — свѣтлая пасха. Если же полнолуніе упадетъ на дни ранѣе 18 марта, то пасха переносится на мѣсяцъ апрѣль: пасхальнымъ полнолуніемъ будетъ считаться полнолуніе 18 апрѣля, это и будетъ день пасхи іудей­ской. Если день этотъ упадетъ на воскресенье, то крестная пасха начнется въ четвергъ 22 апрѣля, а свѣтлая пасха будетъ 25 апрѣля, самая поздняя пасха. Такимъ образомъ, каждый безъ календаря и безъ пасхаліи всегда можетъ точно опредѣлить день празднова­нія нашей пасхи Православной.

Итакъ, мы со спокойной совѣстью можемъ держаться наше­го Православнаго календаря и пасхаліи; слѣдуя имъ, мы никогда не будемъ праздновать пасху раньше іудеевъ или вмѣстѣ съ ни­ми, и не будемъ повинны въ нарушеніи святыхъ каноновъ.

Твердо будемъ помнить, что насъ заставляютъ держаться Православнаго календаря именно тѣ же причины, которыя побу­дили Св. Апостоловъ и Отцевъ Антіохійскаго собора сдѣлать по­становленія о празднованіи пасхи, ибо если мы послѣдуемъ ка­лендарю григоріанскому, то намъ придется частенько праздно­вать нашу пасху до пасхи іудейской, подчасъ и въ одинъ день съ іудеями и съ ихъ отродьемъ масонами, отъ чего да сохранитъ насъ Господь.

Мало этого. Съ переходомъ на новый стиль, весь строй жиз­ни церковной будетъ нарушенъ. Такъ, напримѣръ, въ этомъ 1929 году совсѣмъ исчезъ бы Петровъ постъ. По новому стилю 29 іюня падаетъ на субботу предъ недѣлею Всѣхъ Святыхъ, — да и дру­гіе посты сократятся.

Зѣло пріятно это для лжебратіи, такъ почему бы имъ вмѣ­стѣ съ календаремъ католическимъ не ввести и постовъ католиче­скихъ, и въ св. четыредесятницу не утѣшаться сырами и яйцами?

Мы не препятствуемъ новостильникамъ вводить у себя но­вый стиль. Пусть они дѣлаютъ, какъ хотятъ: пусть отмѣняютъ посты, празднуютъ пасху съ іудеями, пусть нарушаютъ Божест­венные каноны. Богъ имъ судья!

Но зачѣмъ они стараются и насъ сдѣлать соучастниками ихъ беззаконій, и жестокими гоненіями принуждаютъ насъ отречься отъ преданныхъ намъ Отцами обычаевъ, не противорѣчащихъ ни Священному Писанію, ни Преданію? Жила-же вся Церковь до злополучнаго 1583 г. по юліанскому календарю и никому это не мѣшало, почему-же теперь вдругъ стало мѣшать? Да къ тому же, строго говоря, въ основѣ нашего Православнаго календаря ле­житъ совсѣмъ не юліанскій и даже не лунный календарь, а недѣль­ный счетъ времени, что ясно видимъ изъ нашихъ богослужебныхъ книгъ, гдѣ счетъ ведется понедѣльно. Съ самаго сотворенія міра мы кончаемъ свои дѣла въ шестой день, а седьмой день посвяща­емъ Богу. Нынѣ и многія цивилизованныя страны оставили мѣсяч­ный счетъ времени и всѣ расчеты производятъ по-недѣльно.

Не имѣя никакихъ доводовъ въ пользу реформы, новостильники насиліемъ хотятъ насъ заставить повѣрить ихъ суемудреннымъ доводамъ въ защиту новаго стиля. Они притѣсняютъ насъ за то, что юліанскій календарь научно не такъ точенъ, какъ кален­дарь григоріанскій. Но да будетъ имъ извѣстно, что не подобаетъ Православнымъ въ церковной жизни руководствоваться не благо­датью, а наукой.

Мы видимъ, къ чему привело западниковъ увлеченіе наукой, какъ въ угоду ей, они извратили пасхалію, которая часто приво­дитъ ихъ къ нарушенію того закона церковнаго, ради соблюденія котораго и была составлена пасхалія.

Новостильники притѣсняютъ насъ за то, что Православный календарь, котораго мы держимся, черезъ тысячу лѣтъ окажет­ся, по ихъ мнѣнію, негоднымъ. Но пускай вспомнятъ эти зазнав­шіеся, неучи, что древне-египетскій календарь былъ еще непра­вильнѣе, однако это не мѣшало культурнѣйшей націи древняго мі­ра тысячелѣтіями придерживаться его и даже спеціальными за­конами ограждать отъ всякихъ реформъ. Да и что намъ до того, что будетъ черезъ тысячу лѣтъ, когда Спасителъ заповѣдалъ намъ не заботиться о завтрашнемъ днѣ? Сомнительно даже, что и земля то наша просуществуетъ столько времени. Куда же нужны будутъ ихъ реформированные календари, когда, по обѣтова­нію Спасителя, и времени больше не будетъ.

Но напрасно мы будемъ стараться убѣдить упорствующихъ новостильниковъ. Если бы мы привели и еще болѣе вѣсскія воз­раженія противъ ихъ реформы, они всетаки не вняли бы словамъ правды. Такъ и должно быть, ибо они только личину надѣли на себя любви и ревности о благѣ Церкви. На самомъ же дѣлѣ они руководятся совсѣмъ иными, далеко не религіозными цѣля­ми, исполняя велѣнія тѣхъ, кои уже много вѣковъ подрываютъ устои Церкви Христовой. Не григоріанскій календарь важно имъ ввести, а отмѣнить нашъ Православный календарь и ввести этимъ разладъ и смуту въ среду вѣрующихъ, произвести расколъ и уга­сить братскую любовь. Они подняли пяту свою на всѣ наши обы­чаи церковные, Отцами преданные, стариной освященные, ибо хо­рошо знаютъ слуги князя міра сего, что именно обычаями и крѣпка наша Православная Церковь. Отлично знаютъ они, что святы и премудры Божественные каноны и что необоримой стѣ­ной ограждаютъ они Святую Церковь отъ тлѣннаго духа міра сего, отъ тѣхъ, кто принялъ печать антихриста; поэтому и при­лагаютъ они всѣ усилія, чтобы отмѣнить каноны, ибо послѣ это­го Святая Церковь останется безъ кормила и сдѣлается играли­щемъ вѣтровъ міра сего. Неустанно и упорно подрывали вра­ги Христовы устои Святой Его Церкви, чтобы на ея мѣстѣ по­ставить другую церковь, святилище самообожествившагося чело­вѣчества, храмъ масонскій, капище сатаны.

А посему да не подумаетъ кто, будто мы стязуемся ради временъ, мѣсяцевъ и дней, и терпимъ лишенія и гоненія ради полнолуній и равноденствій. Мы стоимъ за Церковь Святую, Ее защищаемъ отъ силъ адовыхъ, возставшихъ на нее. Знаютъ вра­ги Христовы, какое громадное значеніе имѣютъ для жизни націи и Церкви праздники и посты въ опредѣленное, для всѣхъ обяза­тельное время, знаютъ они, что это самое сильное связующее начало для націи, государства, а тѣмъ болѣе для Церкви. Весь строй жизни ветхозавѣтнаго Израиля строился на основѣ празд­ничныхъ дней: съ ними соединялись не только религіозныя цере­моніи, но и соціальныя реформы и все устройство быта. Въ седь­мой годъ покоилась земля, и весь урожай не обработанныхъ по­лей и плодовыхъ садовъ оставлялся бѣднымъ и звѣрямъ. Къ го­ду же 50-лѣтняго юбилея отпускались на свободу рабы и воз­вращались кореннымъ владѣльцамъ всѣ обработанные ими участ­ки земли.

Такимъ образомъ исправлялись всѣ соціальныя нестро­енія. Вотъ почему іудеи больше всего боялись, что Христосъ пришелъ отмѣнить ихъ праздники, это связано было съ потерей ихъ національности (Архидіаконъ Стефанъ). Вотъ почему св
. Апостолы такъ строго постановили замѣнить еврейскіе праздники христіанскими, вотъ почему такъ яростно стараются нынѣ большевики уничтожить праздники. Еще св. пророкъ Давидъ Духомъ Святымъ предсказалъ, какъ приступятъ враги Божіи къ борьбѣ со Святой Церковью: псаломъ 73.

Да не прельститъ насъ поэтому кто лестію, будто мы сра­жаемся, аки воздухъ бія! Нѣтъ. Господь удостоилъ насъ воинство­вать за Святую Церковь и страдать за имя Его. Честь и хвала принявшимъ гоненіе и лишенія, вѣчная слава удостоеннымъ отъ Господа вѣнца мученической кончины!

Въ Церкви Христовой нѣтъ ничего малоцѣннаго, нѣтъ ни­чего не важнаго, ибо въ каждомъ обычаѣ воплотился Духъ Бо­жій, Которымъ Церковь живетъ и дышитъ. Всякій, дерзающій возставать на обычаи и законы церковные, основанные на Священ­номъ Преданіи и Писаніи, возстаетъ на Духа Божія и симъ явля­етъ всѣмъ, имѣющимъ очи видѣть, какого онъ духа. Достойно и праведно Святая Церковь изрекаетъ на таковыхъ анаѳему.

Молю Господа, да укрѣпитъ Онъ ослабѣвшихъ, да обратитъ заблудшихъ и да умиритъ вѣрныхъ Своихъ миромъ Своимъ, не темъ, который даетъ міръ сей, но миромъ свыше!

Иннокентій, Архіепископъ Пекинскій.
***
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author