pisma08

СЕМЬЯ - ОСНОВА ГОСУДАРСТВА.

Самъ Господь Богъ, даруя избранному Своему народу за­коны для того, чтобы онъ могъ начать правильную и спо­койную жизнь государственную, въ числѣ другихъ законовъ далъ заповѣдь о почитаніи родителей дѣтьми. Не было и нѣтъ въ исторіи народовъ и государствъ, у которыхъ не было бы семейныхъ законовъ. На благоустройствѣ семьи основывается благоустройство государ­ства: чѣмъ крѣпче сплочена семья, чѣмъ выше въ ней авторитетъ родителей и покорность дѣтей, тѣмъ больше дастъ вѣрныхъ и покорныхъ сыновъ государству такая семья. И наоборотъ, распущен­ность семьи подтачиваетъ основы государства: дѣти, не научившіяся дома уважать своихъ родителей, не привыкшія въ семьѣ къ трудо­любію, послушанію и религіозному одушевленію, и въ государствѣ будутъ гордецами и эгоистами, думающими только о своихъ личныхъ выгодахъ и расчетахъ. Исторія нашего русскаго общества и госу­дарства представляетъ неопровержимыя тому доказательства. Встарину не было у насъ на Руси особеннаго просвѣщенія, не было наукъ, и промышленность и техника стояли у насъ гораздо ниже, чѣмъ въ западной Европѣ, а Русь, слава Богу, была сильна и врагамъ страшна, вела побѣдоносныя войны не только съ отдѣльными народами, но и съ цѣлыми союзами народовъ и государствъ, какъ, напримѣръ, въ отечественную войну 1812 г. Въ послѣднее же время и просвѣщеніе у насъ широко распространилось не только въ среднемъ классѣ общества, но и въ народѣ, гимназіи — мужскія и женскія, училища - коммерческія, техническія самыхъ разнообразныхъ типовъ и видовъ растутъ какъ грибы послѣ дождя. Окончившихъ высшую школу теперь можно встрѣчать повсюду не только въ городахъ, деревнѣ. И что же? съ развитіемъ просвѣщенія жить стало на Руси легче? достатка стало больше? Наоборотъ. Никогда еще наша святая Русь не находилась въ такомъ несчастномъ положеніи, какъ въ послѣднее время. Государственная сила наша ослабѣла, люди обѣднѣли, а деревня положительно разорилась, обнищала, люди, даже просвѣ­щенные, вкусившіе прелести современнаго образованія, одичали, какъ звѣри нападаютъ другъ на друга, грабятъ, крадутъ, убиваютъ, сожигаютъ; пороки и преступленія возрасли и умножились безконечно, а пьянство стало какимъ-то всеобщимъ стихійнымъ несчастьемъ русскаго народа.

Гдѣ же причина всего этого? Едва ли будетъ ошибочно, если отвѣтимъ, что Русь слабѣетъ, основы ея колеблются главнымъ образомъ отъ упадка семьи, отъ распаденія семейной жизни. Въ самомъ дѣлѣ, присмотритесь, понаблюдайте, какъ стала нынѣ неправильна и печальна семейная жизнь на Руси вообще и особенно въ деревнѣ, у крестьянъ. Родители не пользуются уваженіемъ и почетомъ у дѣтей — о родительской власти и говорить нечего. Дѣти не повинуются родителямъ, не хотятъ знать авторитета старшихъ. Подъ вліяніемъ безрелигіозныхъ и безбожныхъ ученій западно-европей­скихъ русское общество стало стремиться къ какой-то заманчивой съ виду и безусловно вредной по существу свободѣ и равенству. Подъ вліяніемъ заманчивыхъ для молодежи равенства и свободы, въ русской деревнѣ нынѣ пала всякая власть, а съ нею и всякій порядокъ: своеволіе, разнузданность и дикое самоуправство деревен­ской молодежи составляютъ нынѣ отличительную черту жизни. Хо­зяйство разстраивается, достатки оскудѣваютъ, работать некому, преступленія растутъ. Молодежь бѣжитъ въ города искать легкаго заработка, а главное — веселой городской жизни, заманчивыхъ город­скихъ развлеченій. Понятно, что эта молодежь, оторвавшаяся отъ семьи, не знающая руководителя и сама не выработавшая никакихъ убѣж­деній, забывшая Бога и совѣсть, не имѣющая понятія о добрѣ и правдѣ, попавъ въ городъ, какъ овцы безъ пастыря, дѣлаются легкой добычей всякаго хищнаго волка. Вотъ причина, почему наши молодые фабричные и рабочіе такъ легко заражаются гибельнымъ ядомъ без­божія, соціализма и революціонныхъ ученій и являются борцами противъ Вѣры, Царя и Отечества. Возвращаясь изъ городовъ домой на побывку, они отравляютъ этимъ ядомъ и другихъ, незараженныхъ еще членовъ деревенскаго общества и такимъ образомъ мало-по-малу вся деревня развращается и гибнетъ, а съ нею гибнетъ сила и слава нашей родины. Всѣ, кому дороги интересы родины, кто любитъ нашу родину, кто хотѣлъ бы видѣть возрожденіе и улучшеніе нашего народа, а особенно всѣ, кто призванъ къ этому улучшенію, на кого возложена забота о возрожденіи Россіи, должны знать, что улучшеніе жизни и государства можетъ быть достигнуто единствен­нымъ путемъ — чрезъ возрожденіе и укрѣпленіе семьи, чрезъ упорядо­ченіе семейной жизни по правиламъ христіанской религіи.

Семья христіанская, по ученію Слова Божія, должна представ­лять собою домашнюю церковь. Хозяиномъ и единственнымъ распо­рядителемъ въ ней долженъ быть отецъ семьи. Онъ подаетъ добрый примѣръ, служитъ образцомъ христіанской жизни для всѣхъ осталь­ныхъ членовъ семьи: начинаетъ и оканчиваетъ день молитвою; всякую отдѣльную работу въ хозяйствѣ, принятіе пищи онъ начи­наетъ и оканчиваетъ общею въ домѣ молитвою; въ праздничные и воскресные дни самъ посѣщаетъ и членовъ семьи побуждаетъ посѣщать церковное богослуженіе; соблюдаетъ церковныя установленія, посты и обычаи освящать домашнюю жизнь совершеніемъ въ домѣ церковныхъ службъ и требоисправленій.

Ближайшею помощницею въ трудахъ хозяина по благоустроенію семьи является мать — хозяйка. Кромѣ веденія хозяйства, на ея долю выпадаетъ трудная и священная обязанность матери — воспитывать дѣтей. Не въ томъ только состоитъ ея забота, чтобы накормить, напоить и одѣть дѣтей, но въ томъ, главнымъ образомъ, чтобы научить дѣтей уму-разуму, пріучить ихъ Богу молиться, пріучить быть правдивыми, честными и добрыми, научить любить добро и удаляться отъ зла. Добрая мать-христіанка — великая сила. Ея любящее сердце въ благоустройствѣ семьи — то же, что свѣтъ и теплота солнца въ природѣ. Мать полагаетъ въ душу дѣтей первыя основы религіи, первыя сѣмена добра. Она своимъ примѣромъ лучше всякой науки и школы можетъ научить дѣтей Богу молиться. Къ дѣтской колы­бели она прикрѣпляетъ образокъ и вручаетъ своего младенца выс­шему покровительству Ангела-Хранителя. Ея благоговѣйная молитва научаетъ младенца лепетать дѣтскимъ языкомъ, повторяя за ма­терью, молитвенные возгласы и изображать на себѣ крестное зна­меніе. Она носитъ и водитъ дѣтей въ церковь, пріобщаетъ ихъ Св. Таинъ и вселяетъ въ нихъ любовь къ храму Божію и привязанность къ православному Богослуженію.

А когда дитя станетъ подростать, научить ихъ трудолюбію, усердію, правдивости и честности и особенно благожелательному и доброму отношенію къ сосѣдямъ и ближнимъ кто можетъ успѣшнѣе, какъ не мать, постоянно находящаяся съ дѣтьми, работающая съ ними и подающая имъ во всемъ добрый примѣръ. Она на примѣрѣ покажетъ и разъяснитъ, какъ хорошо и спокойно проходитъ жизнь въ трудѣ и молитвѣ, какъ сладокъ трудовой кусокъ хлѣба, какъ пріятенъ и отдыхъ послѣ труда! И какъ непріятно сидѣть безъ дѣла, когда всѣ работаютъ, какъ противенъ лѣнивецъ и дармоѣдъ. Земледѣліе — занятіе, требующее трудолюбія и терпѣнія. Земледѣлецъ дол­женъ много положить труда на обработку земли и долго съ терпѣ­ніемъ долженъ ожидать плодовъ, усердно моля Господа Бога о нис­посланіи благовременныхъ дождей и благопріятныхъ воздушныхъ условій. Но это занятіе въ то же время и облагораживаетъ человѣка, научая его почаще обращаться съ молитвою къ Богу, на Него од­ного возлагать свои надежды, отъ Него ожидать помощи и благосло­венія своихъ трудовъ. Только лѣность, отсутствіе трудолюбія и, главное, удаленіе отъ Бога побуждаютъ крестьянъ уходить отъ зе­мледѣлія на фабрики и городскіе заработки, въ надеждѣ найти легкій заработокъ и вкусить сладость городской, испорченной жизни.

Отцы и матери! Вернитесь къ древнему благочестію вашихъ предковъ и постарайтесь снова превратить вашъ домъ, вашу семью въ домашнюю церковь. Не забывайте, что Богъ — наша надежда, Онъ одинъ — источникъ нашего счастья и земного и небеснаго. Дѣти — юноши и дѣвицы! Помните, что почитаніе родителей прямая заповѣдь Божія, что неслушающій родителей — прогнѣвляетъ Бога, при­влекаетъ гнѣвъ и наказаніе Божіе. Любовь къ родителямъ и повиновеніе старшимъ объединяютъ семью, водворяютъ миръ и согласіе въ ней, становятся источникомъ благополучія и залогомъ силы и величія, а вмѣстѣ и прочнымъ основаніемъ государственнаго благоустройства.

«Отъ Кіевскаго Духовно-Цензурнаго комитета печатать дозволено. 4 Ноября 1909 г.» - Изд. Фесенко в Одессѣ.

Comments for this post were locked by the author