pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Слово свят. Іоанна Шанхайского на Собрании Зап.-Европейской епархии – 1951 г.

       Епархиальное Собрание Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей состоявшееся в Версале в помещении Корпуса Лицея имени Государя Императора Николая ІІ 21-23 сентября 1951 года.
        Перед открытием Собрания было совершено моление о благословении Божиим на работы Собрания.
        После молебна Высокопреосвященный ІОАНН, Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, обратился к членам Собрания со Следующим словом:

«ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА»
          Богу угодно было, чтобы сегодня, в сердце Древней Галии, собрался Епархиальный Съезд Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей.
          Мы прежде всего Церковь Православная, а вместе с тем Церковь Русская.
Господь по всему миру распространяет проповедь Христианства. Мы знаем, что кроме свв. Апостолов были и многие другие проповедники и они проповедывали Слово Божие разным народам, причём иногда в их проповеди были отклонения от истинного учения Христова.
          Мы знаем также, что перед Страшным судом Слово Божие будет проповедано всему миру и не в виде тех или иных отклонений, но в подлинном своем виде и содержании.
          Наше Русское Рассеяние по всему миру мы должны понимать не только как наказание за грехи Русского народа, но и как призыв к той проповеди Православия всему миру пред Страшным судом. Мы все призваны к проповеди Православия словом о нашей вере и жизнью по нашей вере. Наше рассеяние по всеми миру подобно рассеянию Евреев, которые были Им наказаны за многие грехи, а вместе с тем призваны проповедывать веру в Единаго Бога и Мессию, который спасет мир.
        Мы, Русская Церковь, часть Единой Вселенской Церкви. Мы общаемся со всеми другими частями Вселенской Церкви и вместе с ними составляем Единую Вселенскую Христову Церковь – Тело Христово.
       Все части Вселенской Церкви имеют одну общую цель – проповедь Слова Божия, подготовку людей к тому, чтобы они становились способными быть членами Тела Христова и ставши таковыми все более и более, все искреннее и крепче, сроднились с Божественной Спасительной жизнью Тела Христова, ибо в том и есть спасение людей.
        В достижении этой цели, каждая Поместная Церковь имеет свое задание.
        Каждому народу Божиим Промыслом даны особые дарования.
        Каждая Церковь осуществляет свое задание, сообразно с тем дарованием. Посему каждый народ, или объединение сродных народов, имеет свою Церковь и такое разделение Церковной власти помогает делу проповеди.
        Православная Церковь посему допускает и признает учреждение новых местных Церквей и тем – новых центров проповеди.
        Так возникла и Русская и Славянские Церкви. По мере расширения и укрепления тех центров, последние получают самостоятельность, отделяясь от своей Матери Церкви, для облегчения своей проповеди, административно, но не духовно. Русская Церковь, ставши самостоятельной, явилась мошной опорой других Церквей, и не только вновь образованных, но и древнейших.
        Итак, каждый народ имеет свои особенности духа и сие есть основание образования поместных народных церквей.
        Все они вместе составляют Единую Вселенскую Церковь и приносят в нее те особенности и дарования, как приносят Богу добрые рабы приобретения на данные Богом таланты. Так созидается Богу угодное сочетание духовных звуков и цветов, которыми украшается Церковь, объединяющая во славу Божию все народы. Сию красоту земля приносит небу как благовонное кадило.
        В ту красоту и Русская Церковь приносит свои цветы и свои звуки: сравним суровую иногда строгость праведников Востока и умиленность духа русских святых.
        Рассеянные по всему свету, мы сохраняем Богом данные нам особенности духа. То призывает нас сохранять единство с Церковью, которой Богом вверено делание среди нас, наше духовное окормление и воспитание, поддержание нашего духовного горения, развитие наших талантов.
        Посему, рассеянные по всему миру, мы устраиваем наши русские церкви и все вмести составляем одну Церковь.
        Духовные проявления Церкви во всех народах одинаковы, но виды проявления – цвета и звуки – различны.
        Разделение служений и дарований было угодно Творцу всех Спасителю Богу. Мы знаем и ощущаем духовную пользу и испытываем радость, видя, как разные народы, разных характеров и дарований, воздают славу Единому Богу. Потому, например, руководясь подлинным Церковным сознанием и чувством, Сербская Церковь с радостью устрояла у себя Русскую Церковь, свидетельствуя духовную пользу от ея пребывания.
          Наша Русская Зарубежная Церковь есть свободная часть Русской Церкви, о ея единстве нам свидетельствует благодатно и то, что милость Божия, проявившаяся на нашей Родине в обновлении икон, не ограничила своего проявления пределами России, но проявилась и в Зарубежной Руси, в русских храма и у русских православных людей Зарубежья.
         Наше духовное единство со святой Русской Церковью неразрывно. Никому не могут быть так болезненны страдания Русской Церкви, ее попранные святыни, как нам сынам Русской Церкви. С нею связывают нас единство Богом данных дарований, имена святых, нам близких и понятных по образу своей жизни, своего подвига, языку и деятельности: то родные нам угодники Божии.
          Духовно Русская Церковь неразделима; она всегда одна и та же Русская Церковь, где бы мы не были.
          Наше духовное Церковное единство помогает русским людям оставаться русскими, не терять своего народного характера, не обезличиваться среди иных народов, не утрачивать своих дарований, не изменять своему пути и призванию.
          Будучи частью Русской Церкви, мы не можем общаться с церковной властью подчиненной и порабощенной властью Церкви враждебной. Быть в состоянии такой подчиненности и зависимости – состояние душевно болезненное: противоестественно власти Церковной быть в зависимости от власти поставившей себе целью уничтожение Церкви и самой веры в Бога. И те, кто находится в такой зависимости не могут не ощущать и не сознавать болезненности такого состояния: одни у кого совесть жива мучаются тем, другие, с сожженной совестью принимают такое положение.
          Церковная власть в России находится в таком положении, что мы не можем отделять и понимать, что делается ею свободно, а что по насилию.
          Церковная власть в России есть образ пленения и духовного бессилия: нет ни свободной воли, ни свободного проявления.
          Нам же с кем общаться: свободной церковной власти – нет!
          Русская Зарубежная Церковь потому не связана административно с такой властью. Но мы объединены духовно со Святой Русской Церковью, ибо мы часть Русской Церкви.
          Мы не должны думать, что на родине нашей все духовно порабощены существующей там властью, мы веруем в обратное. Мы не испытуем сердца, ведомыя одному Богу, но мы знаем, что там нет свободы выражения сознания и воли, что там укоренилась замкнутость, там нет общительности, там люди не могут выбирать жизненный путь, следуя своему сердцу, там то состояние, о котором пророчествовал пророк Михей: там «не верят друг другу, не полагаются на приятелей» и «враги человеку домашние его». Безбожная власть губительно влияет на людей. Она подчиняет себе не только тела, но пленяет и душу, обезличивает человека, искажается искренняя откровенная русская душа. Церковная власть там находится под бдительным надзором и в подчинении той власти.
         Мы, Русская Зарубежная Церковь, храним свое единство, общаясь со всеми Церквами, с которыми возможно сноситься.
         В нашем рассеянии по всему миру, мы не подчиняемся местным Церквам, не потому что относимся к ним враждебно, а потому что бережем Святую Русскую Церковь и свойства русской души.
         Наше единство церковное выражается в подчинении единой для всего рассеяния Церковной власти и единство то сохраняет русских людей в Зарубежье в верности возложенному на них Богом подвигу.
         Церковная власть Русской Зарубежной Церкви, как мать, внимательна к жизни своих чад и болезненно воспринимает их горести и страдания. Только одна она возвысила свой голос против выдачи безбожной власти, на муку и смерть, людей ушедших от той власти. Только Русская Зарубежная Церковь восстала против этого деяния.
         Мы скорбим о существующих разделениях, но мы не враждебны к тем, кто отошел от нас, не согласен с нами и не верит в правду нашего пути.
         Мы не желаем спорить с ними и доказывать нашу правоту, памятуя слова древнего апологета, что «вера не доказывается, а показывается».
         Да руководит нами Святая Православная вера и примеры близких нам святых Земли Русской, которые показывают нам путь жизни и в то же время ходатайствуют за нас.
         Да будет наша жизнь служением Богу.
         Наша задача сохранение русским своего единства и Православия и передача их дальнейшим поколениям.
         Это ценно нам, как исполнение Божьего призвания.
         Но то ценно и другим народам, ищущим правды. О сем свидетельствовал нам недавно рукоположенный во Епископы Преосвященный Іаков, американец по крови и жизни, всю жизнь искавший правду и нашедший ее в Православии. Мы видим, как через нас к Православной Церкви приходят и сыны других народов.
         Для выполнения нашего духовного задания, нужны и внешние условия и порядки. Для обсуждения их собралось наше Епархиальное собрание. Оно будет решать вопросы жизни нашей епархии, являющейся часть Русской Зарубежной Церкви.
         Русская Зарубежная Церковь ныне единственная свободная часть Святой Русской Церкви.
         Она должна хранить духовные ценности Русской Церкви до того вожделенного часа, когда она сможет слиться с освобожденной Церковью в возрожденной России.
         То сбудется, если на то будет милость Божия.
         Если же нет, то мы должны так жить и служить Богу, чтобы в страшный час второго пришествия Господня воскликнуть со всеми любящими Бога: ЕЙ ГРЯДИ, ГОСПОДИ ІИСУСЕ».



Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author