pisma08

Установленіе Церковію св. постовъ.

Имѣя Богомъ данную власть, устанавливать для вѣрующихъ чадъ своихъ законы, Св. Церковь, пользуясь этою Зожественною властію, установила св. посты, — установи ла Великій постъ Четыредесятницы, установила другіе три тоста, установила постъ въ среды и пятки, установила и качества постныхъ брашенъ.

1. О Великомъ постѣ Четыредесятницы.

Великій постъ, четыредесятидневный, или сорокоднев­ный, начало свое имѣетъ отъ Апостоловъ; ибо въ 69 Апо­стольскомъ правилѣ ясно говорится: «аще кто епископъ, или пресвитеръ; или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится въ святую Четыредесятницу предъ Пасхою.... кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя: да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ».

Въ 5-мъ правилѣ 1-го вселенскаго Собора упоминается о постѣ Четыредесятницы, когда говорится: «Соборе же да бываютъ одинъ предъ Четыредесятяицею, а другой около осенняго времени.» Здѣсь св. Отцы только упоминаютъ о Великомъ постѣ; а это показываетъ, что постъ уста­новленъ былъ прежде 1-го вселенскаго Собора. Воспоми­наетъ о св. Четыредесятницѣ и 6-й вселенскій Соборъ, когда говоритъ: что «не подобаетъ въ Четыредесятницу, даже въ четвертокъ послѣдней седьмицы, разрѣшать пощеніе, и тѣмъ всю Четыредесятницу безчествовати» (Прав. 29). Тотъ же Соборъ, въ 52 правилѣ опредѣляетъ: «во всѣ дни поста св. Четыредесятницы, кромѣ субботъ и недѣль и св. дня Благовѣщенія, св. литургія да бываетъ не иная, какъ преждеосвященныхъ даровъ.» Тотъ же св. Соборъ 56 своимъ правиломъ повелѣваетъ удаляться отъ Армян­скаго обычая—ѣсть сыръ и яйца по субботамъ во св. Ве­ликій постъ: «аще же кто сего не будетъ соблюдать: то кли­рики да будутъ извержены, а міряне да будутъ отлуче­ны.» Лаодикійскій соборъ упоминаетъ о св. Четыредесятницѣ въ своихъ правилахъ 45, 49, 50, 51, 52. Всѣ ука­занные Соборы не устанавливаютъ св. Четыредесятницы, а только упоминаютъ о ней; слѣдов. св. Великій постъ установленъ былъ Апостолами, а потомъ всегда хранимъ былъ въ православной церкви, которая то запрещала въ постъ, то разрѣшала нѣкоторыя дѣйствія, и такимъ обра­зомъ потдверждала святое учрежденіе его.

Изъ святыхъ Отцевъ церкви говорятъ о Великомъ постѣ:

Св. Игнатій Богоносецъ, почти современникъ Апосто­ловъ, который въ своемъ посланіи къ Филиппійцамъ, дѣ­лаетъ такое увѣщаніе: «вѣрнымъ подобаетъ поститься во всю Четыредесятницу, ибо послѣдованіе ея содержитъ об­щеніе съ Господомъ.»

Св. Василій Великій, который въ своемъ словѣ о постѣ, говоритъ: «Глава всѣхъ насъ Господь нашъ, когда вооружилъ постомъ плоть Свою, принятую насъ ради, по­бѣдилъ самого діавола, чтобы и насъ научить вооружаться постомъ на подвигъ въ искушеніяхъ.» 

Св. Григорій Назіанзинъ,—который въ словѣ о св. купѣли, сказалъ: «Христосъ постился предъ искушеніями; мы предъ Пасхою: постъ одинъ и тотъ же; но во времени того и другаго поста есть не малое различіе: Онъ, какъ Богъ, воздерживался отъ брашна всѣ сорокъ дней;  а мы, по силѣ нашей, имѣемъ умѣренность въ постѣ.» Св. Іоаннъ Златоустъ, — который, въ 1-й бесѣдѣ на книгу Бытія, говоритъ: «Господь нашъ Іисусъ Христосъ постился постомъ четыредесятидневнымъ, а потомъ вышелъ на брань съ діаволомъ, подавая образецъ всѣмъ намъ, чтобы мы постомъ вооружились на врага.» 

Св. Кириллъ Іерусалимскій,—который въ 1-мъ своемъ огласительномъ словѣ, сказалъ: «если ты имѣешь душу (облеченную одеждою лихоимства и ненасытности, то брось это вретище, скинь съ него любодѣяніе, и облекись во свѣтлую одежду цѣломудрія: я тебя увѣщаваю, что прежде, чѣмъ Женихъ душъ Іисусъ войдетъ и увидитъ твое одѣяніе, — ты довольно имѣешь времени, когда на покаяніе тебѣ дано сорокъ дней...» «Мірское сіе всячески презирай, ибо мало то, что оставишь, гораздо больше пріимешь отъ Господа. Оставь настоящее, вѣруй будущему; столько лѣтъ ты работая міру, неужели сорокъ дней не удѣлишь для души своей?» 

Св. Амвросій Медіоланскій, который, увѣщавая, что поститься нужно не себя только ради, но и ради оглашенныхъ, имѣющихъ въ праздникъ Пасхи принять крещеніе, въ словѣ 57 такъ говоритъ: «Такъ Илія, совершивъ сорокодневный постъ, сдѣлался достойнымъ —напоить росою дождя всемірную, долговременную, великую сушу, угасить обиліемъ небесныхъ водъ палящую жажду земли. Знаемъ, что это сдѣлано было для примѣра намъ, чтобы и мы, постясь въ теченіи сихъ сорока дней, достойными явились духовнаго дождя крестильныхъ водъ, чтобы и на нашу, давно уже изсохшую землю, пролился дождь свыше, — чтобы оросилъ долговремен­ную сушу некрещенныхъ водою душеспасительной бани; ибо кто не орошается благодатію крещенія, тотъ сухъ и терпитъ зной и жажду души своей...». 

«Четыредесятницу Господь освятилъ для насъ своимъ постомъ» (Слово 34). «Сіе сдѣлалъ Онъ нашего ради спасенія, чтобы не только словомъ, но и примѣромъ научить вещи полезной, — чтобы мы тѣми же стопами, которыми приходили къ вѣрѣ, пошли и къ воздержанію» (Слово 37). 

Св. Авва Дороѳей, который былъ наставникомъ для многихъ Святыхъ, въ 15 словѣ своемъ о святыхъ постахъ, такъ богомудрствуетъ: 

«Въ Законѣ написано, что Богъ повелѣлъ сынамъ Израилевымъ каждый годъ давать десятину изъ всего, что они пріобрѣтали, и дѣлая такъ, они имѣли благословеніе во всѣхъ дѣлахъ своихъ. Зная сіе, святые Апостолы установили и предали на помощь намъ, и какъ благодѣяніе душамъ нашимъ, еще нѣчто большее и высочайшее чтобы мы отдѣляли десятину отъ самыхъ дней жизни нашей и освящали ее Богу: дабы и мы такимъ образомъ получили, благословеніе на всѣ дѣла наши, и ежегодно очищали грѣхи, сдѣланные нами въ теченіи цѣлаго года. Разсудивъ такъ, они освятили намъ изъ трехъ сотъ шести­десяти пяти дней года, сіи семь недѣль святой Четыредесятнщы. Такимъ образомъ отдѣлили они семь недѣль; но со временемъ Отцы заблагоразсудили прибавить къ нимъ еще одну недѣлю: во первыхъ для того, чтобы желающіе вступить въ подвигъ поста въ теченіи сей недѣли пріуча­лись и какъ бы пріуготовлялись къ оному; во вторыхъ для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Ибо отнявъ отъ осьми недѣль субботы и воскресенья, по­лучаемъ сорокъ дней; а постъ святой субботы почитается особеннымъ, потому что она есть священнѣйшая и единственная, постная изъ всѣхъ субботъ года. А семь недѣль безъ субботъ и воскресныхъ дней составляютъ тридцать пять дней; потомъ приложивъ постъ святой Великой суб­боты и половину Свѣтлой и свѣтоносной ночи, получаемъ тридцать шесть дней съ половиною, что и составляетъ во всей точности десятую часть трехъ сотъ шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехъ сотъ есть трид­цать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляетъ половина (Свѣтлаго дня). Вотъ, какъ мы сказали, тридцать шесть дней съ половиною: вотъ, такъ сказать, десятина всего лѣта, которую, какъ я сказалъ, освятили намъ святые Апостолы, для покая­нія и очищенія грѣховъ всего года.

И такъ блаженъ, братія, кто хорошо и какъ должно сохранитъ себя въ сіи святые дни. Ибо хотя и случится ему, какъ человѣку, согрѣшить по немощи или по нера­дѣнію, но вотъ Богъ далъ сіи святые дни для того, что­бы, если кто постарается со вниманіемъ и смиренномудріемъ позаботиться о себѣ и покается во грѣхахъ своихъ, онъ очистится отъ грѣховъ, которые сдѣлалъ въ продол­женіе всего года. Тогда душа его освободится отъ тяго­ты, и такимъ образомъ, онъ очищеннымъ достигнетъ свя­таго дня Воскресенія, и неосужденно причастится святыхъ Таинъ, сдѣлавшись чрезъ покаяніе въ сей святый постъ новымъ человѣкомъ. Таковый въ радости и веселіи ду­ховномъ, при помощи Божіей, будетъ праздновать всю святую Пятдесятницу: ибо Пятдесятница, какъ говорятъ Отцы, есть покой и воскресеніе души; сіе и означается тѣмъ, что мы во всю святую Пятдесятницу не преклоня­емъ колѣнъ.

Итакъ, каждый, желающій въ сіи дни очиститься отъ грѣховъ, сдѣланныхъ имъ въ теченіи цѣлаго года, преж­де всего долженъ удерживаться отъ множества яствъ, ибо безмѣріе пищи, какъ говорятъ отцы, рождаетъ для чело­вѣка всякое зло. Потомъ онъ долженъ также остерегать­ся, чтобы не „нарушать поста безъ великой нужды, чтобы не искать вкусной пищи и чтобы не отягощать себя мно­жествомъ пищи или питія. Ибо есть два вида чревоуго­дія. Первый, когда человѣкъ ищетъ пріятности пищи, и не всегда хочетъ ѣсть много, но желаетъ вкуснаго; и случается, что таковый, когда вкушаетъ яства, которыя ему нравятся, до того побѣждается ихъ пріятнымъ вкусомъ, что удерживаетъ снѣдь во рту, долго жуетъ ее, и по причинѣ пріятнаго вкуса, не рѣшается проглотить ее Это называется, по гречески, лемаргія — гортанобѣсіе. Иного опять беретъ многояденіе, и онъ не желаетъ хорошихъ снѣдей, и не заботится о вкусѣ ихъ; но хороши ли онѣ, или нѣтъ, онъ хочетъ только ѣсть, и не разбираетъ, ка­ковы онѣ; онъ заботится только о томъ, чтобы наполнить чрево свое: это называется гастромаргія, т. е. чревобѣсіе. Скажу вамъ и происхожденіе сихъ названій. Маргенинъ — бѣсноваться, говорится Еллинскими учеными о бѣсную­щемся, а маргосъ называется бѣснующійся. Итакъ, ког­да у кого нибудь бываетъ сей недугъ, т. е. бѣснованіе о наполненіи чрева, тогда это называется гастромаргія, отъ словъ: маргенинъ — бѣситься и гастиръ — чрево, т. е. бѣсноваться о чревѣ. Когда же бѣснованіе бываетъ только объ услажденіи гортани, то это называется лемаргія отъ словъ: лемосъ—гортань и маргенинъ — бѣситься. Итакъ, кто желаетъ очиститься отъ грѣховъ своихъ, тотъ дол­женъ съ большимъ вниманіемъ остерегаться и избѣгать сихъ (видовъ чревоугодія); ибо ими удовлетворяется не потребность тѣла, но страсть, и если кто предается имъ, то это вмѣняется ему въ грѣхъ. Какъ въ законномъ бракѣ и блудодѣяніи дѣйствіе бываетъ одно и тоже, но цѣль составляетъ различіе дѣла: ибо одинъ совокупляется для рожденія дѣтей, а другой для удовлетворенія своего сла­дострастія; тоже можно найти и въ отношеніи пищи: ѣсть по потребности и ѣсть для услажденія вкуса дѣло оди­наковое, а грѣхъ заключается въ намѣреніи. Ѣсть по потребности значитъ, когда кто-нибудь опредѣлитъ себѣ, сколько принимать пищи въ день; и если видитъ, что это, опредѣленное имъ, количество пищи отяготило его и нуж­но оное нѣсколько уменьшить, то онъ уменьшаетъ его. Или, если оно не отяготило его, но и недостаточно для тѣла, такъ что надобно прибавить немного, онъ прибавля­етъ нѣсколько. И такимъ образомъ, хорошо испытавъ свою потребность, слѣдуетъ потомъ опредѣленной (мѣрѣ) и вку­шаетъ пищу, не для услажденія (вкуса), но желая под­держать силу своего тѣла. Однако и то немногое, употребляемое кѣмъ-либо въ пищу, должно принимать съ мо­литвою и осуждать себя въ помыслѣ своемъ, какъ недо­стойнаго никакой пищи и утѣшенія. Не должно также обращать вниманія на то, что другіе, по какой либо слу­чающейся потребности или нуждѣ, бываютъ успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не должно думать, что успокоеніе (тѣла) легко для души. Однажды, когда я былъ еще въ общежитіи, пошелъ я посѣтить од­ного изъ старцевъ, ибо тамъ было много великихъ стар­цевъ, и нашелъ, что служащій ему братъ съ нимъ вку­шалъ пищу. Увидѣвъ это, я сказалъ ему наединѣ: «раз­вѣ ты не знаешь, братъ, что сіи старцы, которые, какъ ты видишь, вкушаютъ пищу и дѣлаютъ себѣ по необхо­димости нѣкоторое снисхожденіе, подобны людямъ, кои пріобрѣли влагалище, и, долго работая, клали (заработан­ное) въ то влагалище, пока не наполнили оное. Когда же наполнили и запечатали его, то опять стали работать себѣ на расходъ, и собрали еще по тысячѣ золотыхъ (мо­нетъ), чтобы имѣть, откуда брать во время нужды, и со­хранить то, что положено во влагалище. Такъ и сіи стар­цы, долго работая, собрали себѣ сокровища въ юности своей и, запечатавъ оныя, выработали еще немного, что­бы имѣть это во время старости или немощи и брать изъ сего, а собранное прежде хранить сокровеннымъ. А мы не пріобрѣли еще и самаго влагалища. Изъ чего же ста­немъ мы тратить? Потому мы и должны, какъ я сказалъ, принимая пищу, по тѣлесной потребности, осуждать самихъ себя и почитать себя недостойными всякаго утѣшенія и даже самой монашеской жизни, и не безъ воздержанія принимать (пищу); такимъ образомъ она не послужитъ намъ въ осужденіе. Сіе сказали мы о воздержаніи чрева. Но мы не въ пищѣ только должны соблюдать мѣру, но удер­живаться и отъ всякаго другаго грѣха, чтобы, какъ пос­тимся чревомъ, поститься намъ и языкомъ, удерживаясь отъ клеветы, отъ лжи, отъ празднословія, отъ уничиженія, отъ гнѣва и, однимъ словомъ, отъ всякаго грѣха, соверша­емаго языкомъ. Также (должно) поститься и глазами, т. е. не смотрѣть на суетныя (вещи), не давать глазамъ сво­боды, ни на кого не смотрѣть безстыдно и безъ страха. Также и руки и ноги должно удерживать отъ всякаго злаго дѣла.

Постясь такимъ образомъ, какъ говоритъ Василій Ве­ликій, постомъ благопріятнымъ, удаляясь отъ всякаго грѣ­ха, совершаемаго всѣми нашими чувствами, мы достиг­немъ святаго дня Воскресенія, сдѣлавшись, какъ мы ска­зали, новыми, чистыми и достойными причащенія Святыхъ Таинъ. Но сперва изыдемъ въ срѣтеніе Господу нашему Іисусу Христу, грядущему пострадать, и съ масличными и пальмовыми вѣтвями пріимемъ Его, сѣдящаго на жребяти ослемъ и входящаго во святый градъ Іерусалимъ».

Есть много бесѣдъ о св. постѣ и у другихъ св. отцевъ. Напримѣръ: 2 слова о постѣ св. Василія Великаго; слово св. Ефрема Сирина: а) о воздержаніи, б) о невоздержаніи, в) о постѣ. Много говоритъ о постѣ и св. Кассіянъ Рим­лянинъ въ разныхъ мѣстахъ своего сочиненія. Желающій пусть прочтетъ все это, и увидитъ всю силу и необхо­димость св. поста.

Причины установленія Великаго поста Четыредесятницы суть слѣдующія: во 1-хъ, чтобы мы, по возможности, могли подражать въ этомъ дѣлѣ Главѣ нашей — Христу, Который постился сорокъ дней насъ ради. А такъ какъ, въ св. Четыредесятницу, мы — преимущественно — воспоми­наемъ Христовы за насъ страданія и распятіе; то, постясь въ это время, достойно и праведно, по возможности, со­страждемъ Ему и сораспинаемся съ Нимъ, умерщвляя свои плотскія страсти и похоти. Если этого и не заповѣ­далъ намъ Христосъ словомъ, то заповѣдалъ самимъ дѣ­ломъ, — Своимъ примѣромъ; ибо сказалъ: образъ дахъ вамъ, да тоже Азъ сотворихъ, и вы творите (Іоан. 13, 15). И св. Ап. Петръ говоритъ: Христосъ пострада по насъ, намъ оставлъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21). Тоже говоритъ и св. Ап. Павелъ (Ефес. 2, 1; 1 Кор. 11, 1). Во 2-хъ, чтобы всѣ христіане въ Великій постъ имѣли общее и всенародное прибѣжище покаянія; ибо если и всегда можно и должно каяться, то тѣмъ бо­лѣе въ то время, когда воспоминаемъ Христовы за насъ страданія. Это время — самое благопріятное для покаянія, да будетъ причиною нашего прощенія то самое, что было причиною страданія Христова, — и за какую вину умеръ Христосъ, за ту же самую и мы должны умерщвлять плоть свою. Въ 3-хъ, чтобы всякій христіанинъ святымъ постомъ предочистилъ и приготовилъ себя къ достойному вкуше­нію Пасхи, т. е. къ надлежащему причастію Тѣла и Кро­ви Христовыхъ, чего лишиться въ это время — дѣло не христіанское. Въ 4-хъ, чтобы исполнились слова Христо­вы: когда отымется отъ нихъ женихъ, тогда постятся. Отнятіе Жениха есть страданіе и смерть Христовы, ибо если и при вознесеніи Христовомъ отнятъ Женихъ — Хри­стосъ, то отнятъ не такимъ плачевнымъ отнятіемъ, какъ при смерти; поэтому вышесказаннымъ словамъ Христовымъ особенно здѣсь подобаетъ быть исполненными. Въ 5-хъ, чтобы сорокодневнымъ постомъ одесятствовать все лѣто, или весь годъ, чтобы, то есть отдать Богу десятину, или десятую часть годоваго времени, какъ богомудрствуетъ Василій Великій, Авва Дороѳей, Кассіанъ, Симеонъ Со­лунскій и другіе.

2. О другихъ трехъ постахъ: Филипповомъ, Спасовомъ и Петровомъ

Но не одинъ Великій постъ св. Четыредесятнщы уста­новила Мать наша — Церковь Христова; а боголѣпно и свя­толѣпно обязала насъ —чадъ своихъ непремѣнно соблюдать въ каждомъ году четыре поста. Причины такого богомуд­раго и святаго установленія слѣдующія: во 1-хъ, еще въ Ветхомъ Завѣтѣ, въ книгѣ пророка Захаріи, написано бы­ло: «и было ко мнѣ, говоритъ пророкъ, слово Господа Са­ваоѳа: такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: постъ четвертаго мѣсяца, и постъ пятаго, и постъ седьмаго, и постъ десятаго содѣлается для дома Іудина радостію и веселымъ торжествомъ, только любите истину и миръ» (гл. 8, 18 - 19), Если ветхозавѣтные люди въ каждомъ году содержали четырекратный постъ, въ разные четыре мѣсяца, то намъ—людямъ совершеннаго закона — тѣмъ болѣе при­лична эта добродѣтель, чтобы они не явились лучшими насъ въ добродѣтеляхъ и не были предпочтены намъ. Во 2-хъ, такъ какъ всякій годъ содержитъ въ себѣ четыре времени: весну, лѣто, осень, зиму; то св. Церковь Христо­ва, по различію этихъ четырехъ временъ, данною ей отъ Христа властію, изволила установить четыре различныхъ поста; чтобы мы благодарили ими Бога, даровавшаго намъ прейти извѣстную часть года, и просили у Бога помощи на слѣдующую часть его. Такъ, въ Великій постъ, бла­годаримъ Бога, даровавшаго намъ прожить зиму, и про­симъ Его, чтобы сподобилъ насъ живо к безпрекословно совершить и поприще весны; въ такъ называемый Петровъ постъ, благодаримъ Бога, что даровалъ намъ прожить весну, и молимъ Его, чтобы и лѣтнее время сдѣлалъ для насъ благополучнымъ; въ постъ, называемый Спасовымъ, благодаримъ Бога, что приблизились къ концу лѣта, и просимъ Его, да сподобитъ насъ имѣть осень мирную и безмятежную; въ постъ, называемый Филипповымъ, бла­годаримъ Бога, что сподобилъ насъ живыми пройти осень, и просимъ, да подастъ намъ и зиму благополучную.

Такимъ образомъ, кругъ сей, или колесо, — знаменіе бла­женной вѣчности, составляетъ колесницу Божію, а постя­щіеся въ эти четырекратные посты устрояютъ себѣ небо- взимателъную, или небожественную колесницу Иліину. Что не подобаетъ сей церковный уставъ нарушать, объ этомъ говоритъ 19-е правило Гангрскаго Собора: «аще кто, безъ тѣлесной нужды, возносится и разрѣшаетъ пос­ты, преданные къ общему соблюденію и хранимые Цер­ковію, пребывая при томъ въ полномъ разумѣ; да будетъ подъ клятвою». Въ 3-хъ, всякій изъ сихъ четырекратныхъ постовъ Православная Церковь установила съ извѣстною цѣлію, и каждому изъ нихъ придала извѣстный смыслъ и значеніе. 

Постъ св. Четыредесятницы установленъ въ подражаніе поста Христова и по другимъ причинамъ, которыхъ сказано выше.

Петровъ постъ установленъ съ одной стороны, въ бла­годарность Богу за ниспосланіе Св. Духа — Утѣшителя, какъ и Апостолы, принявъ Св. Духа, постились; съ дру­гой стороны, для того, чтобы исполнились слова Христо­вы: егда отнимется отъ нихъ Женихъ, тогда постятся, ибо вознесеніемъ Господнимъ видимо отнятъ отъ насъ Же­нихъ св. Церкви — Христосъ Господь, хотя невидимо пребываетъ съ нами и будетъ пребывать до скончанія вѣка, по слову Его (Матѳ. 28, 20). Также и для того уста­новленъ сей постъ, чтобы воздать должную честь и бла­годареніе Апостоламъ, какъ учредителямъ св. Церкви, про­свѣтителямъ всего міра, споспѣшникамъ нашего спасенія, ибо постъ сей продолжается до праздника св. верховныхъ Апостоловъ Петра и Павла и всѣхъ Святыхъ 12-ти Апо­столовъ, празднуемыхъ въ слѣдующій день.

Спасовъ постъ, въ простонародіи называемый Спасовка­ми или Госпожинками, установленъ ради двухъ великихъ праздниковъ, — Преображенія Господня (6-го Августа) и Успенія Пресвятыя Богородицы (15 Августа). И весьма прилично это сдѣлано, ибо постомъ воспринимаемъ духовное преображеніе — духовно преобразуемся и дѣлаемся со­образными Преображенію Господню, — съ одной стороны, а съ другой, постясь, надѣемся будущаго преображенія, при общемъ воскресеніи мертвыхъ, когда Господь преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти ему сообразну тѣлу славы Его (Филип. 3, 21). Также точно и Успеніе Бо­жіей Матери достодолжно предваряемъ постомъ, ибо Она, хотя и всегда постилась, но особенный постъ имѣла, ког­да получила извѣстіе о своемъ скоромъ переселеніи отъ земли на небо. Поэтому, достойно чествовать Божію Ма­терь особеннымъ постомъ, и по силѣ подражать Ей, да молитвами Ея, при кончинѣ жизни нашей, даруется намъ успеніе не въ, смерть, а въ жизнь вѣчную. Еще же и потому сей постъ узаконенъ, да возблагодаримъ имъ благость Божію за плоды земные и древесные, которыми обогатилъ насъ Богъ, насыщающій всякое животное.

Постъ Филипповъ, начинающійся со дня св. Ап. Филип­па (14 Ноября) и продолжающійся до Рождества Христо­ва (25 Декабря), и потому называющійся иногда Рожде­ственскимъ, установленъ весьма законно и благопотребно. Оъ одной стороны, постъ этотъ установленъ для того, чтобы дать намъ возможность достойно срѣтить Христа, хотящаго Рождествомъ Своимъ прійти въ міръ, почему св. Церковь и поетъ «Христосъ съ небесъ, срящите», то есть срѣтеніемъ духовнымъ, съ горящими свѣтильниками постовъ и добродѣтелей; но съ другой стороны, для того, чтобы и во второмъ пришествіи Христовомъ намъ выйти къ Не­му непостыдными, егда восхищени будемъ на облацѣхъ въ срѣтеніе Господа на воздусѣ, и такъ всегда съ Госпо­домъ будемъ. Такъ богомудрствуютъ св. отцы — Савва освященный, Іоаннъ Дамаскинъ, Симеонъ Солунскій, Ѳео­доръ Студитъ и многіе другіе въ своихъ твореніяхъ.

Все это матерь наша, Церковь Христова, наставляемая Богомъ, премудро и непреложно установила данною Ей отъ Христа властію, ея же аще кто не слушаетъ, тотъ бываетъ, яко язычникъ и мытарь, по неложному слову Христову.

3. О постахъ въ среды и пятницы.

Поститься въ среды и пятки установлено и предано Апостолами. Ибо объ этомъ говоритъ Апостольское 63 правило: «аще кто епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится въ святую Четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя: да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлу­ченъ. Тоже утверждаютъ и святые отцы.

Св Петръ Александрійскій, священно-мученикъ, въ 15 своемъ правилѣ говоритъ: «Никто да не укоряетъ насъ за соблюденіе среды и пятка, въ которые дни благословно заповѣдано намъ поститься по преданію. Въ среду, по причинѣ составленнаго судіями совѣта о преданіи Господа, а въ пятокъ потому, что Онъ пострадалъ за насъ».

Блаж. Ѳеофилактъ, Архіепископъ Болгарскій, толкуя 1-й стихъ 14-й главы Евангелія отъ Марка, говоритъ: «въ среду совѣтъ сотвориша, сего ради и мы постимся въ среды.»

Св. Игнатгй Богоносецъ, въ своемъ посланіи къ Филип­пійцамъ, говоритъ: «не презирайте среду и пятокъ постящеся, убогимъ раздающе избыточество.» Также разсуж­даютъ и говорятъ — св. Епифаній Кипрскій въ 75 опроверженіи ересей; и Климентъ Александрійскій въ 7 книгѣ своихъ «Строматъ».

Православная Русь, №5, 1979 г.

Comments for this post were locked by the author