pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНІЯ ІЕРУСАЛИМСКАГО ХРАМА императоромъ Юліаномъ Отступникомъ

Жестоко преслѣдовавшій христіанъ, императоръ Юліанъ Отступникъ (4-й вѣкъ) очень благосклонно относился къ евреямъ.

Онъ видѣлъ въ Іеговѣ одного изъ второстепенных боговъ, помѣщенныхъ въ его пантеонѣ, и готовъ былъ воз­дать Ему поклоненіе[1]. Еврейская религія, съ его тонки зрѣнія, почти не отличалась отъ религій другихъ народовъ.

«Кромѣ ихъ вѣры въ одного единственнаго Бога, говорилъ онъ, у нихъ все одинаково съ нами: храмы, священныя куренія, жертвенники, очищенія, правила»[2]. Онъ былъ даже убѣжденъ, что евреи продолжали тайно при­носить жертвы и среди язычниковъ[3]. Онъ пытался побу­дить ихъ возстановить и общественныя жертвоприноше­нія, но евреи отвѣтили, что ихъ законъ запрещаетъ имъ приносить жертвы гдѣ-либо, помимо храма въ Іерусалимѣ, разрушеннаго Титомъ. Тогда, какъ свидѣтельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, Юліану и пришла мысль, снова собрать евреевъ въ одно національное государство и отдать имъ Іерусалимъ, какъ ихъ священную столицу[4].

Такой проектъ противорѣчилъ интересамъ и преданіямъ Римской имперіи, но Юліанъ думаль не о государственныхъ интересахъ, а лишь о томъ, чтобы доказать ложность предсказанія Господа Іисуса Христа о полномъ разрушеніи Іерусалима и храма[5]. Чтобы доказать это, Юліанъ забылъ о своемъ долгѣ бороться съ покушеніями на единство имперіи. «Чтобы подорвать могущество Хри­ста, — говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, — язычникъ нанял­ся на службу къ іудеямъ»[6].

До насъ дошло посланіе, адресованное Юліаномъ «еврейскому обществу».

Въ началѣ Юліанъ объявляетъ объ отмѣнѣ той пода­ти, которую его предшественникъ Констанцій думалъ наложить на евреевъ и которая была уже вписана въ бюджетъ. Онъ увѣряетъ евреевъ, что во время его цар­ствованія они будутъ пользоваться полной безопас­ностью[7]. «Я прошу у васъ, — продолжаетъ онъ, — вашихъ самыхъ горячихъ молитвъ къ Господу всего, къ Богу Создателю, чистая рука Котораго удостоила вѣнца мою голову», и затѣмъ даетъ такое обѣщаніе: «Если я возвращусь побѣдителемъ съ войны противъ персовъ, тогда, возстановивъ вашъ святой городъ Іерусалимъ, который вы уже столько лѣтъ желаете видѣть обитаемымъ, я населю его и тамъ вмѣстѣ съ вами воздамъ бла­годарность Всемогущему»[8].

Но на самомъ дѣлѣ Юліанъ, не дожидаясь возвращенія изъ Персіи, приступилъ къ осуществленію этого проек­та. Еще до отъѣзда онъ издалъ въ Антіохіи эдиктъ о возстановленіи іерусалимскаго храма[9]. Распорядителемъ работъ былъ лично имъ избранный важный сановникъ Алипій, незадолго передъ этимъ управлявшій Бретанью въ качествѣ викарія префекта преторіи[10]. Недостатка въ деньгахъ не было.

Во главѣ евреевъ стоялъ тогда нѣкій патріархъ, облагавшій обычно своихъ единовѣрцевъ значительной по­датью[11]. Святой Іоаннъ Златоустъ говоритъ, что «безчисленныя сокровища, бывшія въ его распоряженіи, являлись готовымъ фондомъ для постройки[12], а Юліанъ, съ своей стороны, предоставилъ въ распоряженіе Алипія значительныя средства, какъ сообщаетъ языческій историкъ Амміанъ Марцеллинъ[13]. Помимо того, въ изобиліи посту­пали добровольныя пожертвованія со стороны евреевъ. Женщины отдавали свои драгоценности[14]. Взрывъ энтузіазма былъ такъ силенъ, что не жалѣли ничего[15]. Торже­ству и радости ихъ не было границъ. «Евреи труби­ли въ трубу», свидѣтельствуетъ св. Ефремъ[16].

Во время апогея ликованія начались работы. Работа­ли нѣсколько десятковъ тысячъ человѣкъ. Женщины но­сили землю передниками. Раскопали фундаментъ древняго храма. Чтобы построить новое зданіе, пришлось уравнивать эти развалины[17], и пророчество Спасителя, что не останется отъ іудейскаго храма камня на камнѣ, исполнилось, благодаря этимъ работамъ, самымъ точнымъ образомъ, на что христіане впослѣдствіи обратили вниманіе.

Тотчасъ же начались бури, которыя разрушали рабо­ты. Въ концѣ 362 года и въ начапѣ 363 года замлетрясенія превратили все въ развалины. Въ числѣ полуразрушенныхъ ими городовъ упоминается также Никополь, Неаполь, Елевѳерополь и Газа. Въ нѣкоторыхъ округахъ морскія волны произвели ужасныя опустошенія[18]. Центромъ землетрясеній былъ Іерусалимъ. Каменьщикамъ Алипія трудно было продолжать работу. Не разъ утромъ они находили зарытыми обломками проходы, которые они отрыли накануне. Многіе погибли подъ портикомъ, обрушившимся во время землетрясенія. Тѣмъ не менѣе, по приказу Юліана, работы продолжались, и люди хотѣли победить своимъ упорствомъ природу. Но новое ужасное и необычайное явленіе подорвало ихъ упорство. Объ этомъ фактѣ упоминаютъ не только христіанскіе писате­ли, но и язычникъ Амміанъ Марцеллинъ[19]. «Когда Алипій, — пишетъ онъ, — настойчиво требовалъ продолженія работъ и его поддерживалъ правитель провинціи, страшные огненные шары (globi), вырвавшись изъ многихъ отверстій близъ основанія, сдѣлали это мѣсто неподступнымъ для рабочихъ, а многихъ даже сожгли. И вотъ, когда такимъ образомъ природа воспротивилась, предпріятіе было остановлено»[20].

Атмосферныя явленія слѣдовали за подземными. Св. Григорій Богословъ сообщаетъ, что въ воздухѣ были вид­ны огненные кресты и что они отпечатались и на платьѣ многихъ присутствовавшихъ съ отчетливостью вышивки или съ ясностью картины[21].

Христіане 4-го вѣка видели въ этомъ прекращеніи работъ явленіе силы Божіей, посрамившей въ одно и то же время и евреевъ, и ихъ защитника Юліана. Христосъ побѣдилъ Своихъ враговъ и отъ храма действительно не осталось камня на камне.

Св. Григорій Богословъ сообщаетъ, что «сами іудеи и язычники, бывшіе свидетелями этихъ происшествій, при­шли въ такой ужасъ, что почти все въ одинъ голосъ ста­ли призывать Бога христіанъ, воздавать ему хвалы и ста­рались умилостивить Его молитвами; многіе, не отлагая своего обращенія, въ тотъ же моментъ, когда произошли эти событія, поспешили къ нашимъ свяшенникамъ и после горячихъ просьбъ были приняты въ Церковь, наученные нашимъ высшимъ таинствамъ и наконецъ очищенные святымъ крещеніемъ. Ужасъ, который они почувствовали, былъ причиной ихъ спасенія»[22].

На Юліана эти известія произвели совершенно не­ожиданное действіе. Онъ разсердился на іудеевъ, кото­рые были, по его мненію, причиной его посрамленія, и въ последнее время его пребыванія въ Антіохіи его неустой­чивый умъ направляется противъ нихъ и онъ начинаетъ ихъ высмеивать, въ особенности іудейскихъ пророковъ, предсказавшихъ о возстановленіи храма. Онъ порицаетъ ихъ близорукость и необразованность и въ заключение говоритъ, что «эти истолкователи словъ Божіихъ стоять намного ниже нашихъ поэтовъ»[23]. Разумеется, Юліану трудно было сознаться, что неправы были не пророки, а онъ самъ и евреи, по-своему толковавшіе ихъ.

Современные писатели пытаются объяснить естественнымъ путемъ тѣ явленія, которыя остановили предпріятіе Юліана[24]. Действительно, многія изъ этихъ явленій, напримеръ, землетрясеніе, зигзаги молніи въ видѣ креста, огненные языки, выходившіе изъ подъ земли вследствие воспламененія газа, накопившагося въ долго закрытыхъ подземельяхъ, не предполагаютъ непременно сверхъестественнаго вмешательства. Но совпаденіе этихъ явленій съ выполненіемъ пророчества нельзя иначе назвать, какъ чудомъ.

Въ этомъ не сомневался ни одинъ христіанинъ 4-го века и христіане, особенно на Востоке, часто вспоминали объ этомъ событіи. «Если ты придешь въ Іерусалимъ, — говорилъ св. Іоаннъ Златоустъ въ речи, произнесенной въ 387 году, - ты увидишь основанія храма разрытыми и оставленными, и если ты спросишь о причине, тебе ответятъ то, что мы хотимъ разсказать тебе. Ибо мы все — свидетели этихъ событій; они произошли незадолго до нашего времени. Обрати вниманіе на величіе этой побе­ды. Это произошло не при христіанскихъ императорахъ и нельзя сказать, что христиане пытались помешать этому предпріятію. Это имѣло место тогда, когда дела наши находились въ плачевномъ положении, когда мы дрожали за свою жизнь, когда всякая свобода была отнята у насъ, когда процвѣтало язычество, когда одни вѣрующіе скры­вались въ своихъ домахъ, другіе переселились въ пусты­ню или, по крайней мѣрѣ, избегали населенныхъ местно­стей. И вотъ тогда то и разразились эти событія, чтобы поразить безуміе нашихъ враговъ».

Изъ «Церковныхъ Вѣдомостей», № 24, отъ 16 іюня  1912 г. («Православная Русь», № 17, 1987 г.)





[1] По свидѣтельству св. Кирилла Александрійскаго въ его трудѣ: «Противъ Юліана» (Migne, 76), ср. Neumann, Iuliani imperatoris librorum contra Christianos, quae supersunt,  р. 230.
[2] Св. Кмриллъ, «Противъ Юліана», гл. 9. Neumann, стр. 220.
[3] Тамъ же.
[4] Св. Іоаннъ Златоустъ. Слово о бл. Вавилѣ и противъ Юліана, Твор. изд. 2-е, 88, 2, 614. Сократъ, Церк. Ист. III, 20, Спб, 1850, стр. 296.
[5] Св. Григорій Вогословъ (Слово 5, 3) сообщаетъ, что Юліанъ, знав­шій Библію, распространилъ среди евреевъ сборники текстовъ св. Писанія, гдѣ предсказывалось о возвращеніи ихъ въ отечество, о возстановленіи храма въ Іерусалимѣ, о возобновленіи ихъ законовъ и обрядовъ.
[6] О 6л. Вавилѣ, 22.
[7] Юліанъ, письмо 25, по изданію Hertiein, стр. 512. Доводы Шварца (Schwarz, De vita et scriptis Iuliani imperatoris, Вопп, 1888» стр. 27) противъ подлинности этого письма представляются слабыми. Другой ученый (Franz Cumont, «Sur lauthenticité de quelques Lettres de Julien », Gand, 1889, стр. 20), полагаетъ, что письмо было написано секретарем Юліана по внушенію императора. Это письмо цитируютъ историки 5-го вѣка Сократъ, «Церк. Ист.» III, 20 и Созоменъ «Церк. Ист.» — 5, 22.
[8] Церковный историкъ Филосторгій (8, 9) прямо говоритъ, что Юліанъ «изгнавъ христіанъ изъ города (Іерусалима), отдалъ его для жительства іудеямъ».
[9] Въ изслѣдованіи ученыхъ Bidez et Cumont («Recherches sur la tradition manuscrite des lettres de l’empereur Julien », ap. Mémoires couronnés et autre Mémoires publiés par l’Académie royale de Belgique, t. 57, (1838), р. 17, n. 1), напечатанъ неизданный отрывокъ этого эдикта.
[10] Амміанъ Марцеллинъ. Rerum gestarum, кн. 23, гл. 1; объ Амміанѣ Марцелинѣ ср. Paul Allard, Julien l’Apostat, Paris, 1903, р. 366 -372.
[11] Св. Іоаннъ Златоустъ (Противъ іудеевъ), 6, 3. Твор. 1, 2, 615. Св. Епифаній Кипрскій, «Противъ ересей», 30, 45. Твор. 1, 219-224.
[12] Противъ іудеевъ и язычниковъ, 16. Твор. 1, 2, 642.
[13] Амміанъ Марцеллинъ 23, 1: Instaurare sumptibus cogitabat immodicis, cр. Ѳеодоритъ, Церк Ист. 20» Спб. 1852 стр. 223: «Весьма большое пособіе давалъ имъ и тотъ, кто предписалъ дѣло, — давая не по щедрости, а по враждѣ противъ истины».
[14] Св. Григорій Богословъ, слово 5, 4.
[15] Ѳеодоритъ въ своей Церковной Исторіи (3, 20 об., стр. 223-224) н Филострогій 7, 11 ср. Спб. 1853, сказаніе объ Артеміи, гл. 68, стр. 499, упоминаютъ даже, поводимому, преувеличивая, что нѣкоторые евреи дѣлали серебряныя орудія, серебряные кирки, серебряныя лопаты, что­бы рыть землю, и серебряныя корзины, чтобы переносить ее.
[16] Гимнъ І противъ Юліана « Zeitschrift für Kathol. Theologie », 1878, стр. ЗЗ9.
[17] Амміанъ Марцеллинъ, 23, 1; Св. Григорій Богословъ, слово 5, 4; Руфинъ, Церк. Ист. 10, 37; Ѳеодоритъ, Церк. Ист. 3, 15; Филосторгій, 7, 11; Сократъ, 3, 20; Созоменъ 5, 22, Спб. 1851, стр. 367-370.
[18] Ливаній, De vita sua; св. Григорій Богословъ, сл. 5, 6: Филосторгій тамъ же.
[19] Св, Григорій Богосл. Слово 5, 4; 16. 70. Злат. противъ іудеевъ и яз. 16; о 6л. Вавилѣ 22; противъ іудеевъ 5, 11; Твор. 1, 2, 712-713 на св. Матѳея 4, 1; Твор. 7, 1, 36. Св. Амвросій. Письмо 40; Руфинъ 10, 37; Филосторгій 7, 9; Ѳеодоритъ, 3, 20; Сократъ, 3, 20; Соломенъ 5, 22.
[20] Cum itaque rei Tortiter instaret Alypius, invaretque provincial rector, metuendi globi flammarum prope fundamento, crebris adsultibus erum « pentes, fecere locum exustis aliquoties operantibus inaccessum ; hocque modo elemento destinatius repellente, cessavit inceptum» Res gestae, 23, 1.
[21] Слово 5, 4, 7, Ср. Ѳеодоритъ Киррскій, Церк. Ист. 3, 20, стр. 234: «Начавъ копать и вытаскивать землю, многіе десятки тысячъ ихъ трудились надъ этимъ сь утра до вечера; но во время ночи выкопанная земля изъ вала сама собою переносилась на прежнее мѣсто. Вотъ они раскопали уже самые остатки прежняго храма и надѣялись построить все вновь; для этого свезены были многіе десятки тысячъ медимцовъ алебастра и извести, но вдругъ поднялись сильные вѣтры, вихри, бури ураганы, и все это снова было развѣяно. Однако же строители продол­жали упорствовать и не вразумлялись Божіимъ долготерпѣніемъ. Наконецъ, произошло сильнѣйшее землетрясеніе и вовсе чуждыхъ Боже­ственной вѣры привело въ немалое изумленіе. Но они не убоялись, и тогда-то уже изъ раскопанныхъ оснований исторгся огонь и пожегъ боль­шую часть копателей, а остальныхъ разсѣялъ. Эти послѣдніе въ весьма большомъ числѣ собрались на ночь для отдыха въ одинъ портикъ, но занятое ими зданіе вдругъ обрушилось вмѣстѣ съ кровлею и подавило всѣхъ, спавшихъ въ немъ. Въ ту же самую ночь и потомъ опять въ сле­дующую видно было на небѣ свѣтовидное начертаніе спасительнаго креста; самыя даже одежды на іудеяхъ были испещрены крестами, только не свѣтовидными, а чернаго цвѣта. Видя это и устрашившись небесныхъ казней, враги Божіи разбѣжались, возвратились въ свои мѣста и исловѣдывали Богомъ Того, Кто распятъ былъ на крестѣ ихъ предками.  Юліанъ слышалъ объ этомъ событіи, ибо оно извѣсгно было каждому, но онъ ожесточилъ свое сердце, подобно фараону.
[22] Слово 5, 4, 7.
[23] Письма Юліана, изд. Гертлейна, стр. 379, 350.
[24] Ср. Voltaire, Dictionnaire philosophique, статья: Apostat. Деллингеръ въ своемъ трудѣ «Происхожденіе христіанства», томъ  2„ гл. 2,   допускаетъ, что произошелъ взрывъ воспламеняемаго газа, но замѣчаетъ, что такимъ объясненіемъ нисколько не подрывается дѣйствительно чуда буквальнаго исполненія пророчества Іисуса Христа. Cp. A. de BroglieConstance et Julien, Paris, 1868, 2, 336-338.  Е. Вангардандъ видитъ въ крестахъ на одеждахъ іудеевъ своего рода фотографію, вслѣдствіи блеска молніи. Julien lApostat, Revue du clergé Français, 1, Anut, 1911, р. 362.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author