pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

ДОГМАТЪ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Догматами называются основ­ныя истины Вѣры Христовой. Они изложены Вселенскими Соборами въ “Символѣ Вѣры”, Всякій, на­рушающій хотя одинъ изъ догма­товъ Вѣры, самъ собою отпадаетъ отъ Православной Церкви въ ересь.

Въ каждый періодъ церковной жизни Промыселъ Божій ставитъ церковному сознанію для точнаго уясненія очередной догматъ Вѣры. Такъ въ свое время были освоены церковнымъ сознаніемъ догматы о Богѣ-Творцѣ и Промыслителѣ, о Святой Троицѣ, о Воплощеніи Сы­на Божія, о Спасеніи, о Святомъ Духѣ, объ Иконопочитаніи и др. Въ настоящее время на очередь ста­вится догматъ о Церкви Христовой, и мы не имѣемъ права обойти мол­чаніемъ этотъ вопросъ въ виду по­ложенія нашей Русской Православной Церкви въ СССР, и предъяв­ляемыхъ ея нынѣшними возглави­телями къ намъ претензій.

Въ “Символѣ Вѣры” догматъ этотъ изложенъ въ такихъ словахъ: “Вѣрую во Едину Святую, Собор­ную и Апостольскую церковь”.

Что же есть Церковь? По Божію Слову, Церковь есть Тѣло Христово (Рим. 12, 5 — 1 Кор. 12, 27 — Еф. 1, 22-23 — Кол. 2, 19).

Церковь есть созданный Спасителемъ небесно - земной орга­низмъ: на небесахъ — торжествую­щая Церковь праведниковъ, на земли — воинствующая Церковь грѣшниковъ, кающихся, возраждающихся и совершенствующихся “въ мѣру полнаго возраста Хрис­това” (Еф. 4, 13).

Какое назначеніе, цѣль, задача Церкви. Церковь основалъ Господь Іисусъ Христосъ Своею Честною Кровію за тѣмъ, чтобы чрезъ Нее возраждать падшихъ людей, изъ грѣшниковъ возсоздавать “новую тварь”, предназначенную на дѣла добрыя (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15; Еф. 2, 10).

Вотъ какъ ап. Павелъ въ посла­ніи къ Ефесеямъ изображаетъ Цер­ковь Христову: “Вы уже не стран­ники и не пришельцы, но согражда­не святымъ и присные Богу, быв­ши утверждены на основани Апос­толовъ и пророковъ, имѣя Христа краеугольнымъ камнемъ, на кото­ромъ все зданіе, слагаясь стройно, возрастаетъ въ святый храмъ въ Господѣ” (Еф. 2, 19-21).

И еще: «Онъ (Христосъ) Поста­вилъ однихъ Апостолами, другихъ пророками, иныхъ Евангелистами, иныхъ пастырями и учителями, для совершенія святыхъ, на дѣло слу­женія, для созиданія тѣла Христо­ва... дабы истиною все возращали въ Того, который есть глава Хрис­тосъ, изъ Котораго все тѣло, сос­тавляемое и совокупляемое посред­ствомъ всякихъ взаимно скрѣпля­ющихъ связей, при дѣйствіи въ свою мѣру каждаго члена, полу­чаетъ приращеніе для созиданія самаго себя въ любви» (Еф. 4, 11- 16).

Устройство Церкви и средства къ достиженію поставленной Ей за­дачи видны изъ этихъ же выписан­ныхъ мѣстъ Св. Писанія: Богоучрежденная пріемственная отъ Апо­столовъ іерархія, проповѣдь, мо­литвы и таинства и христіанизація насквозь всей жизни паствы. Чѣмъ тѣснѣе связь Церкви земной съ не­бесной, тѣмъ ближе Церковь къ по­ставленной Ей Господомъ цѣли.

Все это относится ко всей вооб­ще Церкви, къ Единой Вселенской (Соборной) Церкви. О Ней же ска­залъ Господь: «Я создамъ Цер­ковь Мою, и врата адовы не одолѣ­ютъ Ея» (Мат. 16, 18).

Но уже со временъ апостольскихъ Единая Вселенская Церковь дѣлилась на помѣстныя по городамъ, странамъ, государствамъ или народамъ. Такъ Ап. Павелъ посылаетъ посланія къ Церквамъ Римской, Коринфской, Галатійской и т. д. И теперь есть Церковь Греческая, Русская, Сербская и другія. Они нарождаются, растутъ, расцвѣтя­тъ, или болѣютъ и даже умираютъ смотря по тому, насколько онѣ вѣр­ны поставленной Основоположни­комъ - Христомъ для Церкви зада­чѣ — возраждать людей къ жизни вѣчной.

Примѣръ тому въ притчѣ еван­гельской о виноградарях. (Мат 21. 33-42). Вѣдь Ветхозавѣтная Цер­ковь и іерархія были тоже Богомъ установлены и велики были предъ Богомъ Моисей, Ааронъ, Самуилъ и другіе ветхозавѣтные іерархи, но когда во время пришествія Христо­ва современная Ему іерархія и вожди народа измѣнили цѣль и назначеніе ветхозавѣтной церкви, то Господь произнесъ о нихъ при­говоръ: “Злыхъ злѣ погубитъ”. И о ветхозавѣтномъ избранномъ на­родѣ: “Отымется отъ васъ Царство Божіе и дастся народу, приносяще­му плоды его”. Также и о новоза­вѣтныхъ помѣстныхъ церквахъ сказано въ Апокалипсисѣ: Вожди твои “называютъ себя Апостола­ми... а они лжецы... сдвину свѣтильникъ твой съ мѣста его, если не по­каешься” (Откр. 2, 2 и 5).

Исторія Церкви Христовой сви­дѣтельствуетъ, что помѣстныя цер­кви часто болѣли и близки были къ ереси. Чаще всего это происходило по винѣ руководящей іерархіи. Возьмемъ нѣсколько примѣровъ то­му изъ исторіи Русской Церкви. Такъ, глава Русской Церкви, Мос­ковскій Митрополитъ Исидоръ принялъ на Флорентійскомъ Соборѣ (1439) Унію и по возвращеніи въ Москву началъ поминать папу, причащать подъ однимъ видомъ безъ чаши и въ Символѣ вѣры добавлять «отъ Отца и Сына исходяща». Но царь и народъ не приняли такого новшества и Исидоръ убѣ­жалъ въ Римъ. Такъ и въ Западной Руси “римская унія” заведена была епископами Кирилломъ Терлецкимъ и Ипатіемъ Поцѣемъ, “церковное же тѣло” не приняло и сопротивлялось ей.        

Въ послѣднее время государственная власть, учитывая, что Церковь является мощной силой для  воздѣйствія на народъ, старается подобрать іерархію и чрезъ нее осуществлять свои политическіе планы. Такъ было въ Польшѣ передъ войной, нѣкоторыхъ Русскихъ Епископовъ, не хотѣвшихъ отдать Церковь въ рабство польской власти, польское правительство высе­лило изъ Польши (Архіеп. Владиміра, Сергія, Митроп. Елевферія), а подобрало продажныхъ (митроп. Діонисія, Георгія, Александра и др.) и чрезъ нихъ начало проводитъ полонизацію православнаго русскаго народа и только война помѣшала закончить это дѣло.       

Теперь на Русскую Православную Церковь напала еще горшая болѣзнь. Коммунистическая безбожная власть воздвигла великое гоненіе на Церковь, твердыхъ въ Вѣрѣ іерарховъ убила или сослала на каторгу, а подобрала новую іерархію, которая поступила на выполненіе задачъ безбожной власти. Подконтрольная атеистамъ патріархія и отъ насъ требуетъ того же.

Какъ здѣсь бытъ вѣрующимъ? Говорятъ: патріархія ничего не из­мѣнила ни въ догматахъ, ни въ службахъ, ни въ обрядахъ.

Нѣтъ, отвѣтимъ, Патріархія на­рушила существенный догматъ о Церкви Христовой, отвергла Ея су­щественное назначеніе — служить возрожденію людей и замѣнила противоестественнымъ Церкви служе­ніемъ безбожнымъ цѣлямъ комму­низма. Зто отступленіе горшее всѣх прежнихъ аріанствъ, несторіанствъ, иконоборчества и прочихъ. И это не личный грѣхъ того или другого іерарха, а коренной грѣхъ москов­ской патріархіи, утвержденный, провозглашенный, связанный при­сягой предъ всѣмъ свѣтомъ, такъ сказать, догматизированный апостасисъ.

Мы находимся въ лонѣ помѣст­ной Русской Православной Церкви и не имѣемъ права оставитъ Ма­терь - Церковь въ такой ея болѣз­ни. Но и послушать нынѣшнихъ возглавителей Ея не можемъ. Мы находимся въ такомъ же положеніи, какъ Апостолы предъ Іерусалим­скими первосвященниками и на требованіе Московской Патріархіи не можемъ отвѣтить иначе, какъ словами Апостоловъ Петра и Іоан­на: “Судите, справедливо ли передъ Ботомъ слушать Васъ болѣе, не­жели Бога” (Дѣян. 4, 19).

Мы не нуждаемся въ созывѣ но­ваго Вселенскаго Собора для рѣше­нія этой нашей тяжбы съ нынѣшней іерархіей Матери Церкви. Этот судъ уже имѣла и рѣшеніе вынесла уже Вселенская Церковь.

Это рѣшеніе записано въ приня­томъ Вселенскими Соборами посла­ніи Святаго Афанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго къ Руфиніану. Посланіе сіе написано по случаю прекращенія гоненія поддерживаемыхъ свѣтской властію Аріанъ на Православныхъ. Аріанствующая іерархія при помощи свѣтской власти тогда также утѣсняла и насиловала Православных Епископовъ, какъ теперь поддержи­ваемая большевиками московская патріархія насилуетъ насъ. Вотъ выписка изъ этого правила:

“Вѣдай, господине мой вожделѣннѣйшій, яко въ началѣ, по прекращеніи бывшаго насилія, былъ соборъ епископовъ, сошедшихся изъ заграничныхъ странъ: былъ такожде и у сослужителей въ Элла­дѣ, равнымъ образомъ и у находя­щихся въ Италіи и въ Галіи: и по­становлено какъ здѣсь, такъ и всю­ду. чтобы падшимъ и бывшимъ предстоятелями (аріанскаго) нечестія, являти снисхожденіе кающим­ся, но не давати имъ мѣста въ кли­рѣ: а не бывшимъ самовольными дѣлателями нечестія, но увлечен­нымъ нуждою и насиліемъ, давати крещеніе, и имѣти имъ мѣсто въ клирѣ, наипаче, когда и они при­несли достойное вѣры оправданіе, и сіе учинено, невидимому, съ нѣ­кимъ благоусмотрѣніемъ. Ибо та­ковые утверждали, что они не сов­ращались въ нечестіе, но дабы нѣ­которые, содѣлавшись нечестивѣйшими, не разстроили церквей, по­чли за лучшее уступити насилію, и понести бремя, нежели погубити на­родъ. Говоря сіе, они, и по нашему мнѣнію, говорили достойное пріятія: ибо въ извиненіе себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступилъ въ пустынѣ преступному требованію народа, но имѣлъ изви­неніе въ намѣреніи, дабы народъ не возвратился въ Египетъ, и не остался въ идолослуженіи. Ибо представлялось вѣроятнымъ, что пребывая въ пустынѣ, онъ можетъ престати отъ нечестія: но вошедши въ Египетъ, усилитъ и возраститъ въ себѣ нечестіе. По сей причинѣ разрѣшено допустити таковыхъ въ клиръ, так какъ порабощеннымъ и насиліе претерпѣвшимъ дается про­щеніе” (Афанасія Александр. 3-е правило).
Прот. М. Помазанскій.
Православная Русь, № 20, 1962 г.
Выдержки
...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author