pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

САМОИСПЫТАНІЕ

Въ дѣлѣ душевнаго благоустроенія самое первое, — это: «познай себя», или, что тоже, самоиспытаніе. Какъ же оно устрояется?

Вѣрнѣйшее къ тому средство — сопоставить свою жизнь съ требованіями закона Божія, и при свѣтѣ его осмотрѣть свою внутреннюю храмину. Для сего возьми начертаніе за­повѣдей Божіихъ ветхо- и новозавѣтныхъ и, уединясь, раз­бирай по нимъ дѣла твои, а не то просто размышляй: всегда ли ты держалъ себя какъ должно въ отношеніи къ Господу Богу и въ отношеніи къ ближнимъ; любилъ ли ты Бога, старался ли угождать Ему, проводилъ ли въ богоугожденіи праздники, и посты: всегда ли былъ почтителенъ къ началь­никамъ, пастырямъ, учителямъ, не обидѣлъ ли когда кого, не осквернилъ ли себя плотскимъ грѣхомъ, не соблазнилъ ли кого, не оскорбилъ ли, не оболгалъ ли, не отнесся ли къ кому съ завистію и злорадствомъ? И во все это вдумайся не спѣша, да не разъ, не два, а ежедневно удѣляй по нѣскольку часовъ на точное размышленіе, и никакого дѣла не начинай, не спрося себя, угодно ли оно будетъ Богу? При этомъ, осо­бенно если ты грамотенъ, каждую заповѣдь, каждый грѣхъ старайся разобрать до тонкости.

Вотъ ты читаешь первую заповѣдь: Азъ есмь Господь Богъ твой, да не будутъ тебѣ бози иніи развѣ Мене, — и размышляй: иныхъ боговъ, кромѣ Бога истиннаго, конечно, ты не знаешь; но дѣйствительно ли ты не любишь никого и ничего столько, какъ Бога, никого болѣе Бога не чтишь и не слушаешь, относишься въ Богу съ полнымъ упованіемъ, не ропщешь и никогда не ропталъ на Бога и т. п.

Вторая заповѣдь не велитъ поклоняться идоламъ. Разу­мѣется, ты и не кланяешься имъ. Но не служишь ли ты болѣе мамонѣ, чѣмъ Богу, — своему чреву, своему самолюбію, сильнымъ міра сего до забвенія Бога? Нѣтъ ли у тебя идола въ лицѣ любимой женщины, въ видѣ какого нибудь предмета, напримѣръ, театра и т. п.

Третья заповѣдь гласитъ: не пріемли имени Господа Бога твоего всуе: то есть, напрасно. А ты не употребля­ешь ли имя Божіе то и дѣло въ шуточныхъ разговорахъ и вообще безъ всякаго благоговѣнія? не божишься ли зря? Не говорю ужъ о томъ, когда ты клянешься именемъ Божіимъ во лжу; но когда и въ правду ты божишься, да безъ нужды и изъ-за пустаго дѣла, то и это великій грѣхъ. Вдумайся только: кого ты зовешь въ свидѣтели по дѣлу, которое иногда и вниманія-то не стоитъ? «Вотъ тебѣ Богъ! — Богъ видитъ»;—кри­чишь ты. Другъ мой! А что, если бы Господь Богъ вдругъ и предсталъ тебѣ при этомъ видимо и сказалъ: зачѣмъ Тебѣ Я нуженъ? — что отвѣтилъ бы ты тогда Богу? Не даромъ эта заповѣдь соединена съ угрозою неизбѣжнаго наказанія нару­шителямъ ея. Не очиститъ, сказано, Господь пріемлющаго имя Его всуе (Исх. 20, 7). Небрежное осѣненіе себя крест­нымъ знаменіемъ тоже грѣхъ противъ этой заповѣди; махая рукою или рисуя ею на груди своей какія-то косыя и кри­выя линіи, ты только этимъ бѣса тѣшишь.

Четвертая заповѣдь повелѣваетъ чтить праздничные дни. «Праздники-то я чествую», скажешь ты, и въ доказательство этого сошлешься на то, что въ такіе дни не работаешь. Но кто тебѣ сказалъ, что празднованіе въ томъ лишь и состоитъ, чтобы не работать? Дни праздничные на то, другъ мой, чтобы ты всецѣло проводилъ ихъ въ нарочитой святости: сходилъ бы къ утрени, къ обѣднѣ и къ вечернѣ, совершилъ бы путе­шествіе къ какому-нибудь ближайшему святому мѣсту; дома почиталъ бы какую-нибудь душеполезную книгу, если ты гра­мотенъ; а если нѣтъ, то попросилъ бы почитать человѣка грамотнаго. А ты такъ ли проводишь дни праздничные? Не отдаешь ли ихъ преимущественно пьянству и разгулу? Не идешь ли, вмѣсто храма-то Божія, въ театръ, или въ другое какое- нибудь еще худшее мѣсто?

Пятая заповѣдь гласитъ: Чти отца твоего и матерь твою. При этомъ подними всю твою семейную жизнь, да по­смотри, какъ ты обращался и обращаешься съ родителями, женою, братьями, дѣтьми, прислугой; за тѣмъ перейди къ жизни церковной и общественной: насколько ты благопокоренъ духовному своему отцу, начальству, своему хозяину, насколько исправенъ въ отбываніи государственныхъ повинностей и т. п. Эта заповѣдь преширокая.

Шестую заповѣдь: не убій, ты, пожалуй, готовъ пройти ее задумавшись; не виноватъ — де-скатъ я противъ нея. Ну, еще Богъ знаетъ! Правда, ты никого не зарѣзалъ; но развѣ только дѣломъ можно человѣка-то убить? Бываетъ и слово хуже ножа. Можно сдѣлаться убійцей и вотъ какъ: человѣкъ, примѣромъ, истаиваетъ въ нуждѣ, мучится, рвется изъ всѣхъ силъ, и больной, чуть таская ноги, идетъ на работу; и отъ натуги умеръ. Кто-жь его убійца? По закону Божеско­му — ты. Помоги ты ему, если не самъ, то чрезъ людей — онъ былъ бы живъ.

Заповѣдь седьмая воспрещаетъ всякаго рода плотскую не­чистоту. Сюда же относятся разныя игры и шутки нескром­ные, пѣсни похабныя, страсть къ нарядамъ, подкрашиваніе волосъ, лица, сквернословіе, объяденіе, пьянство и т. п.

Осьмая заповѣдь: не укради. Ты не воръ, — это такъ. Но и всякій обманъ, подлогъ, утайка — тоже воровство. Скажу болѣе: къ разряду воровъ должны быть причислены и всѣ, кто такъ или иначе живетъ на чужой счетъ, нищіе по ре­меслу, тунеядцы, люди промышляющіе легкою наживой, неми­лосердные ростовщики, скупцы всѣхъ родовъ и видовъ, рас­точительные отцы и матери, разоряющіе свои семейства, дѣти растрачивающіе достояніе своихъ родителей, — все это воры.

А противъ девятой заповѣди кто изъ насъ не безотвѣтенъ? Не послушествуй на друга твоего свидѣтельства ложна, говоритъ Господь; а изъ насъ кто не сказалъ ни разу лиш­няго слова про другаго? А двоедушіе, а сплетни, а пересуды? Кто чистъ отъ этихъ пороковъ?

И противъ десятой заповѣди кто чистъ изъ насъ? Кто чуждъ зависти? О, Господи! Аще беззаконія наши назриши, кто постоит»?

Но, положимъ, что вы, воздерживаетесь отъ грѣховъ, вос­прещенныхъ десятью заповѣдями закона ветхозавѣтнаго; а испол­няете ли Евангельскія заповѣди? Заботитесь ли украшать себя Евангельскими добродѣтелями?

Влажени нищіи духомъ, говоритъ Спаситель; а ты ста­раешься ли воспитать въ себѣ чувство смиренія и сознанія собственнаго недостоинства? Влажени плачущіи; а ты умѣешь ли скорбѣть и плакать о грѣхахъ и слабостяхъ своихъ?

Блажени кротціи; а ты кротокъ ли въ обращеніи съ ближними твоими — съ женой, съ дѣтьми, съ прислугой твоей и вообще со всякимъ человѣкомъ? Блажени алчущіи и жаждущіи правды: а ты томишься ли жаждою большей и высшей праведности? Не успокоиваешься ли на праведности фарисей­ской. Пощуся — де-скать два краты въ субботу, десятину даю всего, елико притяжу, дѣлаю такія-то пожертвованія на церковь, на богоугодныя заведенія и, значитъ, святъ есмь человѣкъ... Блажени милостивіи; а ты внимателенъ ли къ нуждамъ ближнихъ своихъ? Подумай — нейдетъ ли и къ тебѣ хоть какая либо часть укора отъ Того, Кто всѣхъ бѣдствую­щихъ называетъ Своею меньшею братіей; взалкахся и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте, стра­ненъ бѣхъ, и не введосте Мене, нагъ, и не одѣясте Мене, въ темницѣ, и не посѣтисте Мене. Блажени чистіи сердцемъ, а ты прилагаешь ли стараніе о чистотѣ твоего сердца, изъ котораго, по словамъ Спасителя, исходятъ вся, помышленія злая? Часто ли обращаешься для этого къ твоему духовному отцу? Блажени миротворцы, а ты заботишься ли объ умиротвореніи враждующихъ между собою? Блажени изгнани правды ради; а ты готовъ ли потерпѣть за правду всякое гоненіе? Такъ ли любишь Господа Іисуса, что за Него хоть сейчасъ на смерть идти? Блажени есте, егда поносятъ вамъ; а тебя не смущаютъ ли, не злятъ ли наговоры, поно­шенія и клеветы людскія? Не стараешься ли ты мстить за то поносителямъ и клеветникамъ твоимъ?

Если на всѣ сіи и подобные тому вопросы ты можешь от­вѣтить: да и нѣтъ, то радуйся и веселись, яко мзда твоя многа на небесѣхъ?

Такъ-то каждому изъ насъ нужно разсматривать жизнь свою, и потомъ рѣшить: что я, какъ, здоровъ иди боленъ душою? Дѣло понятное, что и сдѣлать вдругъ такого само­испытанія нельзя, а нужно поприглядѣться да приглядѣться къ своему внутреннему человѣку. Вотъ для того-то св. Цер­ковію и положено готовящимся къ исповѣди, по крайней мѣрѣ, недѣлю употреблять на подготовку себя къ тому.


Изъ поученій прот. А. Бѣлоцвѣтова.
Благословеніе Обители Св. Пантелеймона, №47, 1901 г.
....
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author