pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Мученики Зилантова монастыря.


Во дни Грознаго Царя — завоевателя Казани — первосвятитель Гурій, по прибытіи крестнымъ ходомъ изъ Москвы въ новопросвѣщенный имъ градъ (какъ поетъ ему святая церковь въ тропарѣ), основалъ двѣ обители: Спасо- Преображенскую въ Кремлѣ и Успенско-Зилантову на горѣ, между городомъ и Волгой, протекающей въ семи километрахъ отъ Кремля.


Свое названіе Успенская обитель получила отъ Зилантовой горы, хранив­шей старинную татарскую легенду о драконѣ Зилантѣ, которому въ XIII в. отрубилъ голову татарскій богатырь.

На протяженіи 4-хъ вѣковъ судьба обоихъ монастырей сложилась различно. Въ Спасскомъ монастырѣ помѣщались миссіонерскіе курсы и жили ученые монахи — профессора Духовной Академіи, въ Успенско-Зилантовомъ, вокругъ котораго выросла при Петрѣ Великомъ Адмиралтейская слобода, братія состояла изъ малообразованныхъ монаховъ, пришедшихъ въ обитель изъ деревень, изъ рабочей среды, изъ волжскихъ бурлаковъ. Число братіи не превышало 10-15 чел., но крѣпка была связь обители съ рабочими людьми большого текстильнаго завода бр. Алафузовыхъ и Казанскаго Порохового завода, съ портовыми мастерами и рыбаками. Въ храмѣ обители возносили они свои молитвы, исловѣдывались, говѣли вмѣстѣ съ братіей и своими семьями. Такъ повелось отъ перваго до послѣдняго дня.

Въ 1917 г. молодой энергичный архимандритъ Сергій возглавилъ 11 монаховъ и послушниковъ Зилантова монастыря. До и послѣ большевицкаго переворота монахи не только служили въ храмѣ, но и въ бесѣдахъ съ при­хожанами поясняли имъ, что лишь на вѣрѣ Христовой можно построить счастье народа, что безъ молитвъ никакая революція не принесетъ благополучія.

Во время выборовъ въ Учредительное Собраніе подъ вліяніемъ монастыря тысячи рабочихъ и ихъ женъ, выросшихъ въ слободѣ подъ звонъ монастырскихъ колоколовъ, голосовали за списокъ № 6 — Союзъ духовенства и мірянъ, что поразило большевицкихъ заправилъ...

Въ концѣ іюля 1918 г. небольшой отрядъ войскъ Учред. Собранія во главѣ съ полк. Каппелемъ и кап. Степановымъ захватилъ съ Волги Казань, которая черезъ недѣлю была сжата клещами двухъ совѣтскихъ армій ...

Въ продолженіи четырехъ недѣль осады въ монастырѣ работалъ пере­вязочный и питательный пунктъ, снабжавшій офицерскіе отряды Каппеля, переправлявшіеся черезъ Волгу на боевыя позиціи на Верхнемъ Услонѣ. Монахи варили пищу, послушники сопровождали походныя кухни къ переправѣ. Старшая братія во главѣ съ настоятелемъ безпрестанно возносила въ храмѣ монастыря молитвы о дарованіи побѣды и обходила крестнымъ ходомъ сосѣдніе кварталы. Подъ звуки артиллерійскаго обстрѣла, чтимыя иконы Божіей Матери и святителей Гурія и Варсонофія Казанскихъ плыли надъ толпой молящихся по уличкамъ рабочихъ кварталовъ. Снимая фуражки, крестились на ходу идущіе на фронтъ роты новорожденной Народной Арміи.

Вечеромъ 9 сентября чешскіе и русскіе отряды покинули обложенный городъ и отошли черезъ Каму на востокъ, оставивъ маленькій арьергардъ. Когда же и онъ покинулъ слободу, монахи собрались въ храмѣ, пережидая высадку десанта 2-й совѣтской арміи.

Первые совѣтскіе отряды появились въ безлюдной слободѣ. Поражало отсутствіе привѣтствій. Зловѣщая тишина царила надъ кварталами...

Одинъ изъ отрядовъ ворвался и въ монастырскія стѣны, гдѣ въ храмѣ собралась братія во главѣ съ архимандритомъ Сергіемъ. Всѣхъ вывели на паперть и поставили въ рядъ — въ центрѣ архимандритъ Сергій, справа отъ него 70-лѣтній іеромонахъ Іосифъ — скромный и тихій старикъ. Человѣкъ 40 красноармейцевъ встали напротивъ въ двѣ шеренги: первая — съ колѣна, вторая — стоя, дали нѣсколько залповъ по безоружной братіи. Глухіе стоны. Еще залпъ, еще — стоны смолкли. Короткая команда и насильники покинули монастырь.

Четверть часа надъ мѣстомъ кровавой расправы царила мертвая тишина. Но вотъ изъ груды труповъ поднялся окровавленный отецъ Іосифъ въ котораго чудомъ Божіимъ не попала ни одна пуля. При первомъ залпѣ старецъ, лишившись чувствъ, упалъ, мгновеніемъ позже его покрылъ своимъ тѣломъ упавшій съ размозженной головой архимандритъ Сергій. Оглянувшись, о. Іосифъ перекрестился на трупы и пошелъ въ храмъ, стоявшій съ широко открытыми дверями. Одѣвая епитрахиль онъ увидѣлъ кровь и кусочки мозга архимандрита въ своей бородѣ. Здѣсь, въ пустынномъ храмѣ, зали­тый кровью монахъ отслужилъ первую панихиду по о. Сергіи и десяти его сподвижникамъ.

Старческимъ, дрожащимъ голосомъ возгласилъ онъ «вѣчную память» разстрѣляннымъ и его молитва была послѣдней молитвой въ построенномъ 3 вѣка тому назадъ храмѣ. Подрѣпившись пищей, о. Іосифъ, скрываясь въ кельяхъ, могъ наблюдать, какъ въ монастырскій дворъ нѣсколько разъ вры­вались совѣтскіе отряды, но, наткнувшись на груду тѣлъ, покидали его.

Подъ вечеръ о. Іосифъ, взявъ съ собою изъ храма св. Дары, покинулъ монастырь, гдѣ провелъ десятки лѣтъ послушанія и монашества. Нѣсколько часовъ пробирался онъ по опустѣвшимъ улицамъ, сторонясь патрулей съ красными бантами. Наконецъ онъ достигъ Іоанно-Предтеченскаго монастыря, гдѣ смогъ повѣдать его настоятелю о. Ефрему и старцу Нектарію о трагедіи, разыгравшейся въ Зилантовомъ монастырѣ.

Послѣдніе полгода своей жизни провелъ о. Іосифъ въ этомъ монастырѣ. Бывая у обѣдни, когда онъ служилъ одинъ, произнося невнятно святыя слова молитвъ (у него нехватало многихъ зубовъ), я невольно думалъ о томъ, что мнѣ говорилъ о немъ о. Ефремъ:
— Старѣетъ и слабѣетъ о. Іосифъ, жалуется на глухоту и увѣряетъ, что въ ухѣ у него застряли кусочки мозга упавшаго при разстрѣлѣ архи­мандрита.

Весной 1919 г., когда я уже покинулъ Казань, о. Іосифъ тихо скончался. Позднѣе умеръ 107-лѣтній старецъ Нектарій, въ 1921 г. арестовали о. Ефрема. Іоанно-Предтеченскій монастырь, созданный еще при Александрѣ I, былъ въ тридцатыхъ годахъ снесенъ до основанія.

Зилантовъ монастырь стоитъ до сихъ поръ. Въ его соборѣ — архивы военнаго округа, въ корпусахъ — интендантскіе склады.

Вспоминая о. Іосифа, я думаю, что самъ Господь спасъ его отъ смерти, дабы онъ повѣдалъ черезъ иноковъ пріютившей его обители о мученической кончинѣ архимандрита Сергія и всей братіи Зилантова монастыря. Передавъ объ ихъ подвигѣ стоянія за вѣру Христову и вѣрности обители (они могли уйти съ отступавшими частями Народной Арміи), о. Іосифъ отошелъ въ вѣчныя обители, гдѣ пребываютъ священномученикъ Архимандритъ Сергій съ братіей, ихъ же имена Ты, Господи, вѣси!

Г. КАЗАНКИНЪ
«Православная Жизнь», № 10, октябрь 1956 г.
...
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author