pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Categories:

Митрополит Анастасий о собрании Всемирного Совета Церквей в Нью Дэли - 1961 г.

Воззвание ко всему христианскому миру

В своей злобе и ненависти к Церкви враг рода человеческого неоднократно воздвигал против Неё различные козни и гонения. По его побуждению неверные старались многих святых заключать в темницы, мучить их, принуждая их хулить Иисуса и убивать их (Деяния 26, 10-11). Бесчисленные мученики за веру во Христа подобно ветхозаветным пророкам «испытали поругания и побои, а также узы и темницы, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 36-38).

Этими мучениками прославилась Церковь на заре христианства. Кровь их оросила землю, на которой выросли многие Святые Поместные Церкви.

Ныне же те огненные искушения (1 Петр. 4, 12), которые были уделом этих Церквей в начале их существования, постигли Церковь Российскую. В течение последних 40 лет она с полным основанием неоднократно называлась в свободной части мира мученической и многострадальной. Она вполне заслуживает этого наименования, ибо история не знает таких преследований христиан, которые по своей жестокости и планомерности могли бы равняться гонениям, совершающимся в нашей Родине с тех пор, как государственную власть там захватили враги не только Православия, но и всякой религии вообще.

В мае 1922 года Святейший Мелетий, Патриарх Константинопольский, в особой Грамате на имя Главы Русской Зарубежной Церкви блаженнопочившего Митрополита Антония высказал свою скорбь по поводу гонения на Русскую Церковь и уведомил его, что Им от лица своего Синода отправлен меморандум, направленный всем христианским Церквам православным и другим, прося их соединить свои молитвы ко Господу за гонимых в России христиан и, если возможно, ходатайствовать через свои Правительства в защиту гонимых.

Подобное сочувствие, выражаемое нам и позднее, получило яркое проявление в торжественном молении о Русской Церкви в Лондоне в 1930 году.

Гонения эти в настоящее время далеко превосходят те, которые происходили в 1922 году и не уступают гонениям 1930 года и последующих лет перед началом Второй Великой Войны. При этом гонители вынуждают гонимых не только молчать об этих гонениях, но даже и отрицать их, как не имеющих места. Так, 15 февраля 1930 года почивший Митрополит Сергий, в то время Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, был вынужден заявить иностранным журналистам, что никаких гонений на Церковь в России нет и что храмы закрываются по просьбам самих верующих.

Как стало теперь известным, такое заявление было им сделано вследствие прямой угрозы со стороны Советских властей тем, что в противном случае все духовенство, находящееся на свободе, будет немедленно арестовано и предано смерти.

Уста каждого находящегося за т.н. железным занавесом епископа или священнослужителя и ныне запечатаны таким же образом и все они при встречах с иностранцами и даже с братьями по вере не смеют малейшим намеком дать знать о том, что их Церковь лишена самой элементарной свободы. Более того, в своих печатных изданиях и других заявлениях они пытаются утверждать, будто Церковь в России пользуется большей свободой и независимостью, чем в странах Запада.

В действительности же преследование религии совершается с такой силой, что скрыть его невозможно: оно отражается и в советской печати, и в печати свободного мира.

Для того, чтобы понять причину религиозного преследования и действительное положение Церкви в СССР, надо прежде всего иметь в виду характер Советской власти. В СССР господствует т.н. диктатура пролетариата в лице коммунистической партии. Эта партия на каждом своем съезде заявляла, что религия несовместима с коммунизмом и потому для торжества последнего подлежит полному уничтожению.

Для того, чтобы оправдать перед народом и перед иностранцами свое жестокое гонение на веру, коммунисты сначала обвиняли иерархов, пастырей и верных в том, что они враждебны в отношении к Советскому правительству. Они добивались от Церкви заявлений о лояльности к Советскому строю, обещая ей за это легализацию.

Митрополит Сергий в 1927 году дал такое обязательство и в угоду Советской власти требовал его даже от всех нас, находящихся за рубежом СССР.

Многие видные иерархи во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Петром, Митрополитом Казанским Кириллом, Митрополитом Петроградским Иосифом и другими исповедниками отказались следовать по этому пути, видя в нем решительный шаг к внутреннему порабощению Церкви со стороны её непримиримых врагов. С тех пор образовалась тайная или т.н. «катакомбная» Церковь, существующая и до ныне на нашей Родине, как это видно даже из Советской прессы, называющей её «сектой истинно православных христиан» и «последователями Патриарха Тихона».

Существуя за границей со своим самостоятельным управлением на основании предусмотрительно изданного Патриархом Тихоном (в связи с начинавшимся тогда гонением на Церковь) постановления от 7/20 ноября 1920 года за № 362, мы почитаем себя в духовном единении именно с тайной Церковью, но не с допущенным безбожным правительством и исполняющим все его указания официальным Управлением Московской Патриархии во главе с Патриархом Алексием. Мы не можем признать канонической силы и за его избранием, потому что и он, и его предшественник были избраны не по установленным Всероссийским Собором (в 1917 г.) правилам, а по указке безбожной власти и вопреки 30 Апост. Правилу и 3 Правилу VII вселенского Собора.

По этой причине не признавая Патриарха Алексия в качестве своей церковной власти, мы, однако, соблюдаем верность Российской Церкви, как таковой, и признаем себя её неотделимою частью.

Православные исповедники – противники принятого Патриархами Сергием и Алексием направления – в ряде известных нам писем и трактатов тоже указывали на то, что при тоталитарном характере воинствующей безбожной коммунистической власти легальное существование Церкви вообще невозможно без лишения её внутренней свободы.

Все попытки строить дело церковное, одновременно служа Христу и Велиару, как пытается это делать Московская иерархия, не могут привести ни к чему доброму, ибо «что общего у света с тьмою» (2 Кор. 6, 15).

Между тем Московская Патриархия упорно стоит на этом лукавом опасном и пагубном пути.

Но «человекоубийца и отец лжи» бывает неумолим к тем, которые стараются вступить с ним в соглашение, хотя бы желая, как будто, блага для Церкви. Они забывают предупреждение Св. Иоанна Златоуста о том, что твердость и сила в Церкви «зависит не от мира с царями, но от силы Божией» (Слово 5-е против иудеев). Тем более нельзя искать её в покровительстве заклятых врагов Божиих.

Церковь в СССР существует открыто лишь постольку, поскольку это признается полезным для целей внутренней или внешней политики коммунистической партии. Признавая искоренение религии делом очень трудным, враги Божии в этом отношении действуют с большим лукавством. Для них религия – опиум для народа, или некая инфекция, которую врачи иногда предпочитают вызывать наружу, чтобы избежать отравления ею всего организма. Коммунисты боялись тайного существования Церкви и разными лукавыми мерами старались добиться своего контроля над её управлением.

Этим объясняется то, что они допускают открытое существование Церкви, впрочем, всегда его ограничивая и подрывая авторитет церковной власти, заставляя её представителей явно служить целям своей советской пропаганды.

Мы полагаем, что на Предсоборном Совещании на о. Родосе в сем году достаточно ясно была проявлена порабощенность представителей Московской Церкви, которые пытались навязать всей Православной Церкви пропаганду некоторых советских политических лозунгов.

Но, как бы не старались Московские иерархи угодить Советской власти, допуская в свою среду даже агентов-безбожников, и как бы не старалась Советская власть окружить представителей своей Патриархии внешним почетом при их заграничных поездках, они в глазах коммунистов неизменно останутся обреченными на раннее или позднее уничтожение.

В официальном Советском органе «Известия» от 18 февраля 1961 года это было высказано со всею ясностью: «какую бы политику ни проводила Церковь, какую бы позицию она ни занимала в той или иной исторической обстановке, она всегда останется носителем и проводником заведомо ложной, антинаучной, реакционной идеологии, какой при всех условиях является религия. Воспитывая верующих в духе этой идеологии, пропагандируя её, Церковь делает вредное дело, вольно или невольно противостоит строительству новой жизни, является помехой нашему движению на пути к коммунизму». И далее в той же газете говорится о том, что никакая лояльность представителей Церкви в отношении к Советскому строю не изменит враждебного отношения к ним со стороны коммунистов: «Служители Церкви, даже поддерживая внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, как были, так и остаются нашими идейными противниками, и мы ведем и будем вести с ними идейную борьбу».

Но, увы, борьба с Церковью идет не только идеологическая, но и административная. К обострению её вновь призвал нынешний возглавитель угнетателей Русского народа Хрущев. В своей речи на 22-м съезде коммунистической партии он сказал: «В нынешней стадии коммунистического строительства необходимо вести еще более ожесточенную борьбу против таких пережитков капитализма, как пьянство, хулиганство, жадность, религиозные верования, неправильное отношение к женщинам... Для этих плевел не должно быть места. Коммунистическое воспитание предполагает освобождение от религиозных верований, предрассудков и суеверий, которые мешают советским мужчинам и женщинам полностью использовать свои творческие силы».

Жестокому гонению в СССР подвергаются не только православные христиане, принадлежащие к нелегальной т.н. катакомбной Церкви, но и члены официальной Церкви, о которой представители её заграницей утверждают – будто она благоденствует. В действительности же она не имеет никаких обеспеченных законом прав, и не может вести никакой просветительной или благотворительной работы. Её монастыри закрываются. Её храмы сотнями отнимаются у верующих и часто разрушаются. Они оставляются неприкосновенными только там, где могут видеть их иностранные туристы.

Коммунистическая партия в 1957 году поставила себе целью в течение семи лет, т.е. к 1965 году совсем искоренить религию в СССР, и планомерно проводит это решение в жизнь.

Мы не сомневаемся, что печальное положение Российской Церкви не может не вызывать сострадания у наших христианских братьев. К сожалению, смущаемые ложными заявлениями Московских иерархов о полном благополучии Церкви на нашей Родине, они не всегда знают всю степень её страданий.

Но мы свидетельствуем перед всем миром (и за это мы ненавистны красной Москве), что от века сатана еще не ополчался на веру с такою силою, жестокостью и таким коварством, с какими ведется ныне гонение на все религии и особенно на православие за «железным занавесом».

Нынешнее гонение во много раз сильнее того, которое побудило и Вселенский Престол и Западных Христиан перед Второй Великой войной возносить усердные общественные моления о страждущей Русской Церкви. Теперь же на Родосском Совещании представители Православных Церквей в присутствии делегатов из Москвы не нашли возможным громко возгласить о страданиях Российской Церкви и даже не смогли включить в повестку будущего Собора вопрос о борьбе с атеизмом.

Но мы умоляем Святые Божии Церкви не верить успокоительным заверениям тех иерархов, которые или сознательно говорят неправду, или вынуждены страхом за свою жизнь и жизнь своих сослужителей отрицать то, что теперь должно быть ясно всякому беспристрастному наблюдателю.

Мы просим всех объективно изучать подлинное положение Церкви в СССР и громко возвещать всему миру о совершающемся там беспримерном гонении на веру. Гонители боятся только истины и открытых обличений перед лицом всего мира, в глазах которого они под овечьей шкурой сторонников мира стараются скрыть свою подлинную жестокую природу.

Наипаче же просим всех возносить свои молитвы о страждущих от небывалого советского гонения наших братьев, дабы Господь умилостивился о них и послал им свободу и мир. А бесчисленных мучеников Земли Российской прославил бы Он перед лицом всего мира, открыв всем красоту и силу их славных подвигов за веру Христову.

+ Митрополит Анастасий, Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. 7/20 ноября 1961 года, Нью Йорк. 


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author