?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Образ мышления Епископа Агафангела - Часть I

Обзор прот. Михаила Ардова, март 2001 г. (Вертоград)

ЗАБЫВЧИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ

В Зарубежной Церкви продолжается смута, вызванная скандальными решениями последнего Архиерейского собора (окт. 2000 г. – ред.). Клирики, которые возмущены предательством священноначалия, подвергаются прещениям, а кроме того, некоторые епископы обратились к своей пастве с посланиями, каковые я бы назвал увещательно-предостерегающими. В этом жанре выступили Первоиерарх Митрополит Виталий, секретарь Синода архиепископ Лавр, а также преосвященные Евтихий и Агафангел.

"Обращение к пастве" сего последнего представляет для нас особенный интерес, так как это направлено против Российской Православной Автономной Церкви, а она, как известно, несколько лет тому назад была принуждена отделиться от Зарубежного Синода. Владыка Агафангел основывает свою точку зрения на прецедентах: "...В истории Церкви иногда выносились несправедливые решения об отдельных праведниках. В качестве таких примеров можно привести Соборное осуждение свят. Иоанна Златоуста, когда он был несправедливо отлучен от Церкви и умер в изгнании. Или известна расправа над свят. Арсением (Мациевичем), есть также много и других подобных печальных примеров. Но, хочу подчеркнуть, что ни свят. Иоанну Златоусту, ни Арсению (Мациевичу), ни Григорию Богослову (во времена его гонений) не приходила мысль или желание отделиться и образовать свой "синод". Они мужественно несли все прещения и несправедливые осуждения, уповая на Суд Божий, но не порывая с Церковью. И Церковь со временем отвела каждому подобающее ему достойное место. Поэтому я никак не могу оправдывать, или, тем более, приветствовать всякое отделение от нашей Церкви".

Православному епископу следовало бы получше знать историю и не упоминать в данном контексте имени свят. Иоанна Златоустого. Общеизвестно, что после того, как в 403 году он был лишен сана собором из 36 архиереев, великий святитель продолжал проповедовать с амвона и священнодействовать — то есть правомочность того собора не признавал.

Особенное возмущение епископа Агафангела вызвало послание участников 8-го Съезда духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии: "Дошло и до того, что суздальский "синод", потеряв всякий стыд и забыв о смущении, уже даже "призывает "ревнителей Православия"" из числа российских клириков и мирян РПЦЗ "перейти под омофоры архиереев" РПАЦ" (так они себя именуют)".

Далее в "обращении" епископа Агафангела следует пространный абзац, где утверждается, что "суздальцы" якобы неправильно трактуют Указ № 362 Патриарха Тихона и что данный документ якобы не мог стать основанием для ухода Российских Преосвященных из подчинения Зарубежному Синоду.

Оставим в стороне вопрос о том, потерял ли наш Синод "всякий стыд" и "забыл ли он о смущении". Но - увы! - разгоряченный автор цитированного "обращения" не помнит некоторых фактов не только из жития св. Иоанна Златоустого, но и из своей собственной биографии. А мы не забыли, что в 1994 году епископская хиротония Владыки Агафангела состоялась не в Джорданвилле и не в Нью-Йорке, а именно в Суздале. И рукополагали его отложившиеся на тот момент от Зарубежной Церкви Российские архиереи.

Не забыли мы и обстоятельств поездки епископа Агафангела в Нью-Йорк (февраль 1995 г.); там, на заседании Зарубежного Синода, он и еще четыре епископа были беззаконно запрещены в священнослужении. Вот что по этому поводу писал в те дни сам Владыка Агафангел (я цитирую официальный документ, который хранится в архиве): "Члены Синода, превысив свою власть, поскольку принятие такого рода решений находится в компетенции Собора, решили путем канонических прещений утвердить свое единоначалие над всей Россией, как зарубежной, так и исторической. Оказались попранными самые основания Зарубежной Церкви, как части Российской Церкви, пребывающей за границей, и Синод самочинно присвоил себе права и полномочия Русской Поместной Церкви. Он даже не задумался над тем, что, запрещая разом пять Архиереев, он лишает архипастырского окормления более чем полторы сотни приходов - это многие тысячи православного народа".

Передо мною ещё один документ: "Протокол № 3. Третье заседание Архиерейского Совещания Российских Преосвященных 27 февраля/12 марта 1995 г.

СЛУШАЛИ: Преосвященного Агафаннгела, Епископа Симферопольского, который внес предложение вернуться к ВВЦУ (Временному Высшему Церковному Управлению) Российской Церкви в соответствии со Св. Канонами, заветами Новомучеников и Указом N 362 Св. Патр. Тихона".

Это предложение было принято, так что не будет преувеличением утверждать: окончательное отделение Российских Архиереев от Зарубежной Церкви произошло по инициативе епископа Агафангела. Комментарии тут, я полагаю, излишни...

 

Comments