?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Образ мышления Епископа Агафангела – Часть II.

Обзор прот. Вениамина Жукова от 31 авг. 2007 г. (Д.Н.Ланжерон ЖЖ) (здесь в сокращенном виде)

«Еп. Агафангел в принципе согласен с анализом МП (еп. Евтихия), но не думает, что нам следует давать МП указания от имени нашего Собора. Например: не следует упрекать их в неканонизации Митрополита Иосифа Петроградского, который не признавал МП. Епископ Агафангел считает, что с Горбачевым прекратился период порабощения МП. По приходе Путина, новая социальная концепция — это попытка МП отдистанциироваться от Путина и государства, и застраховаться от будущего захвата Церкви государством. Епископ Агафангел считает, что не экуменизм является теперь главным вопросом в МП, т.к. массы народа отвергают экуменизм, а отсутствие соборности в жизни МП. Арх. Лавр говорит, что нужно установить, кто будет в составе особой комиссии по вопросам единства Русской Церкви... Еп. Агафангел предлагает в состав комиссии: Арх. Марка и Еп. Михаила» (Протоколы Архиерейского Собора 2000 г.).

В своем Обращении к пастве, полученном 22 декабря 2000 г. (редакцией МоР), Епископ Агафангел пишет: «..в истории Церкви иногда выносились несправедливые решения об отдельных праведниках. В качестве таких примеров можно привести соборное осуждение свят. Иоанна Златоуста, когда он был несправедливо отлучён от Церкви и умер в изгнании. Или известна расправа над свят. Арсением (Мациевичем), есть также много и других подобных печальных примеров. Но, хочу подчеркнуть, что ни свят. Иоанну Златоусту, ни Арсению (Мациевичу), ни Григорию Богослову (во времена его гонений), ни множеству других, никогда не приходила мысль или желание отделиться и образовать свой "синод"... Поэтому я никак не могу оправдывать, или, тем более, приветствовать, всякое отделение от нашей Церкви. Сейчас, когда возникли соблазны, некоторые из нас начали смотреть по сторонам, имея в мыслях отделиться и примкнуть к той или иной группе. Некоторые уже поспешили от нас отделиться… Я хочу напомнить сочувствующим подобным группам лже-ревнителей Православия, что раскол благодатным не бывает и указать на то, что те сами уподобляются столь критикуемым ими экуменистам, когда утверждают, что благодать спасения может присутствовать в их раскольничьих сообществах».

Из поступившего материала 18 ноября 2001 г. в редакцию МоР Епископ Агафангел сетует на "односторонность» информации, поступающей с интернета: «Прежде всего, — пишет Епископ Агафангел, — бросается в глаза односторонность и тенденциозность этой информации. Если ей верить, то все архиереи РПЦЗ — это просто какая-то банда преступников, ополчившихся на православие и жестоко преследующая митрополита Виталия. Я хочу заявить, что это не так!... Митрополит Виталий сам, добровольно и без всякого принуждения принял решение уйти на покой... Через некоторое время в интернете появилось письмо, где от имени митрополита Виталия было заявлено, что он передумал идти на покой... Затем последовала архиерейская хиротония и заявление о создании новой церкви, что окончательно делало невозможным урегулирование положения.

В этом смысле, попытка медицинского освидетельствования митрополита была последним отчаянным жестом охранить его и Церковь от окончательного разграбления».

Однако, потрясающее еще впереди!

«Если говорить о нравственной стороне этого дела, пишет Епископ Агафангел, то совершенно ясно, что насилие над стариком-митрополитом совершает его нынешнее окружение, прикрывая учиненный ими раскол именем того, кто всю свою жизнь с расколами боролся, не жалея ни чести, ни доброго имени почтенного старца, так много сделавшего для Церкви. При этом они истерически кричат в сторону других архиереев, обвиняя их в несуществующих преступлениях против Церкви, не приводя при этом никаких убедительных доводов, а указывая только на то, что, возможно, что-то может произойти в будущем... Настоящим я со всей ответственностью заявляю, что я не с этими людьми» (11 ноября 2001 г. +Епископ Агафангел).

Действительно, из сообщения в МоР от 2 апреля 2003 г. стало известно донесение Епископа Агафангела коммунистическим властям Молдовии на тех, кто с иеромонахом Антонием (нынешним Епископом Антонием) последовали за Митрополитом Виталием:
"В государственную службу по проблемам культов при правительстве Республики Молдова. Директору Яцко С.: Ранее обращавшиеся от имени Крымской епархии РИПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ (иером. Антоний (Рудей), иереи Константин Беженару, мирянин Аркадий Ковалев и др.) вышли из состава нашей Церкви. В настоящее время они не представляют ни один из признанных религиозных центров и не могут претендовать на юрисдикционную принадлежность к Православной Церкви. Подпись: Епископ Агафангел"...
В связи с этим, 1 апреля 2003 г. к нам поступило следующее письмо из Молдовии: "Вот мы прочитали клеветническое письмо "Епископа" Агафангела в коммунистическое правительство Молдовы. Слава Богу за всё!!! Да, это реальность сегодняшнего дня, ничего иного от него невозможно было ожидать; это и есть современный
homo-soveticus, который на другое и не горазд. Он привык на своих братьев писать доносы, бывший комсомольский преуспевающий активист. Не понял он Православного Мира. Нам искренне жаль его. Он подумал, что тем самым навредит нам, в чём он глубоко ошибается, дело-то не в нас. Истина Христова не будет поругана никем и никогда. Он показал своё истинное лицо и последователей Арх. Лавра. Их сотрудничество с МП и про-Патриархийными правительствами. С любовью во Христе, Ваш, Аркадий".

Сегодня встает вопрос - знакомы ли составители нового Временного высшего церковного управления (июль 2007 г. – ред.) с вышеприведенными фактами, или же они заняты прежде всего созданием, во что бы то не стало, новой структуры Зарубежной Церкви? Нужно отметить, что в нынешних заявлениях Епископа Агафангела доминируют соответствующие и самые «несущие» темы для нового строения: «традиционная РПЦЗ митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия», «борьба с экуменизмом и сергианством», «общее покаяние» и т.д.

В Обращении «Я не ставлю своей целью объединение всех осколков православия» от 27 мая / 9 июня 2007 г. Епископ Агафангел пишет: «Подняться на новую духовную высоту, на действительно положительный уровень общения или даже единства мы можем только через покаяние... я вижу для себя главным, в настоящее время, не объединение разрозненных частей а, в первую очередь, сохранение верности принципам духовной жизни, которые сформировались в Русской Церкви за границей. Для того, чтобы объединяться, пишет далее Епископ Агафангел, следует избрать некий ориентир, или норму, который должен стать центром объединения. Для меня и всех, кто меня окружает и поддерживает, такой нормой и целью есть Русская Зарубежная Церковь в том состоянии, в котором она была при наших приснопамятных Первоиерархах — митрополитах Антонии, Анастасии, Филарете и Виталии».

Встречи 15 июля на Толстовской ферме – момент апофеоза: «Преосвященный Агафангел предложил вернуться к преемственному курсу митрополита Виталия (Устинова)»!

Неудивительно, что на Всезарубежном собрании в г. Астория один из участников не удержал своего энтузиазма: «Историческое событие, глубину и духовные масштабы которого еще не всякий из нас может охватить своим умом и которое будут анализировать историки будущего и изучать наши потомки, произошло на этом замечательном собрании 10 и 11 июля. Высшая Церковная Власть РПЦЗ, которая канонически и юридически прекратила свое существование 17 мая с.г. в момент подписания митрополитом Лавром предательского Акта канонического единства Зарубежной Церкви с МП, очистившись от еретических струпьев экуменизма и сергианства вновь восстала во всем блеске своего канонического величия! Под председательством Преосвященнейшего Епископа Таврического и Одесского Агафангела, Управляющего Северо-Американским, Европейским и Британским Церковными Округами, Запорожской и Южно-Американской Епархиями, канонично, на основании Указа № 362, было восстановлено законное Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ».
     Факт тот, что уж больно вынослив Указ № 362: лазаревцы и суздальцы тоже основали на нем свой Синод. Однако, за последними Епископ Агафангел еще недавно не признавал права им пользоваться: «Епископ Валентин (Русанцов) является прямым нарушителем Указа № 362, учинившим раскол в Церкви» (Обращение к пастве 22 октября 2000 г.). Но сегодня признание каноничности суздальцев уже не под вопросом: «Мы все, включая самого Епископа Агафангела, считаем, что самая каноническая из русских юрисдикций – это Синод "митрополита Валентина Суздальского, известный как РПАЦ» (Интервью «Кредо-Ру» о. Виктора Доброва). Касательно же РИПЦ, Вл. Агафангел заявил, что «РИПЦ не имеет своего традиционного духовного наследия, кроме опыта жизни в расколе, начиная с 2001 года» (Обращение от 27 мая/ 9 июня 2007 г.).

Вероятно вскроются со временем и другие неоднозначные оценки церковных ценностей Вл. Агафангелом, например, в отношении к «церквам-сестрам» Истинно-Православных Христиан Греции. Это замечалось уже на Всезарубежном собрании в вопросе о митрополите Киприане (важнейшем представителе группировки Истинно-Православных Церквей Греции, Румынии и Болгарии).

Верующие, особенно в Америке, по-видимому, сравнительно мало знакомы с историей старостильного движения в Греции. Например, кто знает, что митрополит Киприан ведет свое начало от раскола в старостильной Церкви хризостомовского толка?. За это он был осужден, о чём докладывал в наш Синод Архиепископ Хризостом после принятия нами в общение м. Киприана в 1994 г. Кто знает, что это решение вызвало резкую реакцию со стороны Зап.-Европейских архиереев Арх. Серафима, Еп. Варнавы, Еп. Амвросия?
После Собора 1994 г. в Сан-Франциско брат Иосиф Муньоз, пребывая некоторое время с Митрополитом Виталием, задал ему вопрос: «Почему был принят в общение Митрополит Киприан?» Ответ Митрополита был следующий: «Сначала на повестке ставился вопрос о переговорах с МП, и я поставил вето, и вопрос был снят; следующий пункт касался принятия в общение м. Киприана, и я уже не посмел вторично применять вето».

Отметим, что в отношение к Синоду м. Киприана было уже выражено Временным высшим церковным управлением явное расположение[1]. Так, в послании Собрания от 10 июля 2007 г. отмечается: «В этом плане мы придаем особое значение продолжению и расширению братской связи нашей Церкви со старостильными Церквами Греции, Румынии и Болгарии». А в описании торжеств 10-11 июля 2007 г. значится: «Знаменательным этот день был для нас еще и тем, что неразрывные духовные узы любви между РПЦЗ и старостильными Синодами Греции, Румынии и Болгарии в полном Евхаристическом общении были наглядно подтверждены причастием у Преосвященнейшего Агафангела Святых Даров всечестной Игуменией Сильвестрой из Румынского монастыря Слатиоара».

Для большинства членов РПЦЗ(Л), не принявших унии с МП, срочная организация новой «очищенной» Зарубежной Церкви явилась насущней потребностью. В таких условиях, выявленные несостоятельности в руководстве ВВЦУ вряд ли смогли бы повлиять на ход дела. И в кипучем его развитии вряд ли блеснет сознание, что очищенная Зарубежная Церковь существовала с того момента, когда Её возглавил в ноябре 2001 г. Митрополит Виталий.



[1] Последовавшее формирование епископата ВВЦУ при помощи Синода Митроп. Киприана состоялось в Одессе 7 и 8 декабря 2007 г. – ред.)

 

Comments