pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Об отношенiи Церкви к властям - о. Иустина Поповича - Часть I

"...должно повиноваться больше Богу, нежели человъкамъ" (Дъян. 5, 29)

Вотъ она — душа, самое сердце православной Церкви; вотъ оно — ея Евангелiе, ея Всеевангелiе. Вотъ чъмъ она живетъ, и ради чего живетъ. Вотъ въ чемъ ея безсмертiе и въчность; въ этомъ именно ея непреходя­щая всецънность. Повиноваться Богу больше чъмъ людямъ, это ея принципъ надъ принципами, святыня надъ святынями, мърило надъ мърилами.

Это Всеевангелiе — сущность всъхъ святыхъ догматовъ и всъхъ святыхъ каноновъ православной Церкви. Тутъ нельзя даже цъною всъхъ цънъ со сто­роны Церкви дълать никакихъ уступокъ никакимъ политическимъ режимамъ, никакихъ нельзя устраивать компромиссовъ ни съ людьми, ни съ демонами. Меньше же всего съ откровенными церквоборцами, церквогонителями и церквоуничтожителями.

«Повиноваться больше Богу, нежели человъкамъ» — это уставъ право­славной Церкви, ея въчный и неизменный уставъ — всеуставъ, ея въчное и неизменное стоянiе — всестоянiе. Вотъ онъ и есть первый отвътъ первымъ гонителямъ Церкви: Дъянiя апостоловъ 5, 29; и это ея отвътъ всъмъ гонителямъ сквозь всъ въка до Страшнаго суда. Для Церкви Богъ всегда на первомъ мъстъ, а человъкъ, люди, всегда на второмъ мъстъ. Людямъ надо поко­ряться постольку, поскольку они не противъ Бога и Божiихъ законовъ. Но если они выступаютъ противъ Бога и Его законовъ, то Церковь должна имъ воспротивиться и противостать. Если она не поступаетъ такъ, разве это Цер­ковь? и представители Церкви, — если не поступаютъ такъ, — разве они апостольскiе представители Церкви? Оправдывать себя при этомъ т.н. цер­ковной икономiей (снисхожденiемъ) — это значить не что иное, какъ скрыто предавать Бога и Церковь. Такая икономiя — просто напросто предательство Церкви Христовой.

Церковь — это вечность во времени, во временномъ мiръ. Мiръ мъняется, а Церковь не меняется; не меняется ея вечная божественная истина, ея божественная правда, ея вечное божественное Евангелiе, ея въчныя божественныя средства. Не мъняется, ибо не мъняется Господь Христосъ, Кото­рый таковъ и творитъ такъ. Такова Евангельская истина и действительность: «Iисусъ Христосъ вчера и сегодня и во въки Тотъ же» (Евр. 13, 8). Церковью вечность присутствуетъ во времени для того, чтобы время освящалось ею, обновлялось ею, овъковъчивалось ею и равнялось бы по ней. Не она должна равняться по времени или по духу времени, но время должно равняться по ней какъ вечной, и духъ времени — по ней какъ носительнице духа вечности, духа богочеловъчности. Ибо она всегда святая, всегда апостольская. Она всегда соборна, всегда божественна, посему и не смъетъ никогда жертвовать въчное — временному, Божiе — человеческому, небесное — земному. Не приспосабливается она къ духу времени, напротивъ, ей подобаетъ приспоса­бливать время къ вечности, временное — къ вечному, человеческое — къ богочеловеческому. Вечный ея путь черезъ этотъ мiръ: сперва — Богъ, а потомъ человекъ; впереди — Богъ, а за Нимъ человекъ: «дабы имъть Господу Христу во всемъ первенство» (Кол. 1, 18).

Власть въ принципе отъ Бога (Рим. 13, 1-6): и iерархiя ценностей и iерархiя порядка — отъ Бога. Поэтому въ принципе надо покоряться власти какъ упорядочивающей и какъ содержащей этотъ богоданный и божественный порядокъ въ мiре. Иначе — паденiе и впаденiе въ безвластiе, анархiю.

Властямъ надо покоряться, поскольку они содержать божественный порядокъ въ мiре, поскольку они — «слуги Божiи» и какъ слугамъ Божiимъ. По­коряться  властямъ надо, потому что какъ слуги Божiи они носятъ мечъ, которымъ наказываютъ зло и защищаютъ добро. Покоряться властямъ надо, по­тому что они, слуги Божiи, «страшны для злыхъ делъ», а не для добрыхъ. Но когда власти становятся страхомъ для добрыхъ делъ, когда власти гонятъ Божiе добро, и больше всего добро и вседобро этого мiра — Господа Христа, и тьмъ Его Церковь, тогда такимъ властямъ не следуетъ покоряться, ни слу­шать ихъ. Съ ними хрисланинъ долженъ бороться, и именно святыми, еван­гельскими средствами бороться. Никогда христiанинъ не смеетъ более поко­ряться людямъ, чемъ Богу, особенно же людямъ, которые противъ Бога истиннаго и противъ Его Евангелiя.

Власть въ начале, въ самомъ принципе отъ Бога. Но когда власть отпа-даетъ отъ Бога и выступаетъ противъ Бога, тогда она превращается въ наси­лiе и этимъ перестаетъ быть отъ Бога и становится отъ дiавола. Значить, мы, христиане, знаемъ и тайну власти и тайну насилiя: власть — благословлена Богомъ, насилiе же проклято Богомъ. Все, что отъ Бога — добро, коль скоро имъ злоупотребляютъ — оно отъ дiавола. Злоупотребленiе Божiимъ — вотъ дiаволъ, и вся дiавольщина всъхъ мiровъ, въ томъ числе и человъческаго. Власть — отъ Бога; и пока она держится въ Боге и подъ Богомъ и съ Богомъ, она — благословенна. Оставивъ Бога, она превращается въ насилiе, и темъ подчиняетъ себя власти противобога — дiавола.

Таково евангельское, апостольское, святоотеческое, православное ученiе о природе и ценности власти. Таково святое и непогрешимое ученiе православное Церкви Христовой объ этомъ, таково оно отъ начала и доныне, и отныне во все веки вековъ. Свидетели этого? — Все святые апостолы, все святые отцы, все святые мученики. Особенно, святые мученики, начиная отъ св. первомученика Стефана и все до нашихъ Новомучениковъ и остальныхъ святыхъ мучениковъ нашего времени. Все они страдали за Господа Христа, все вместе отъ царей, королей и князей; однимъ словомъ, отъ богоборныхъ властей века сего. И такихъ святыхъ исповедниковъ не тысячи, ихъ — миллiоны. Все они святы и безсмертны какъ свидетели богочеловеческой исти­ны: христиане должны противиться безбожнымъ и противобожнымъ указанiямъ царей, владыкъ, властодержцевъ мipa сего, где бы они ни были, и кто бы они ни были. Всякiй святой мученикъ, всякiй святой исповедникъ веры Хри­стовой — живое воплощенiе и безсмертное олицетворенiе пресвятого всеевангелiя православной Церкви: «Богу повиноваться больше, чемъ людямъ». Всякiй изъ нихъ всею душой, всемъ сердцемъ, всей силою, всецелымъ умомъ держался этого божественнаго всеевангелiя. И за это имъ и причиняли мученiя, зло, за это ихъ убивали богоборческiе властители изъ века въ векъ.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author