?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Об отношенiи Церкви к властям - о. Иустина Поповича - Часть II

"... должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29).
Вотъ некоторые изъ этихъ безчисленныхъ и безсмертныхъ свидетелей:
   1) Св. мученикъ Гликерiй, пресвитеръ ( +303 г.), говорилъ царю Максимiану въ Никомидiйскомъ храме, переполненномъ христианами, которыхъ царь собирался сжечь вместе съ храмомъ — что и сделалъ — если они не отрекуться отъ Христа: «Обещанные тобою дары не привлекаютъ насъ царь; угрозъ же твоихъ мы не боимся. Все, что ни есть въ мipe, мы почитаемъ какъ бы за сонъ и даже вменили бы себе въ скорбь и Божiе наказанiе, что не претерпеваемъ за Христа жесточайшихъ мученiй... Не боимся мы твоихъ гоненiй: Царь всяческихъ даровалъ намъ свыше оружiе, которымъ мы такъ же воору­жаемся и защищаемся, какъ ныне ты своими оруженосцами. Противостоя тебе, мы твердо надеемся одержать чудесную победу, ибо, будучи побивае­мы, мы одолеваемъ, а падая — побеждаемъ» (28 декабря).

2) Св. мученикъ Iаковъ Персянинъ (+421 г.) и царь Издигердъ. Царь — мученику: «Знай, что ты повиненъ смерти; но только я не казню тебя мечомъ, чтобы ты не умеръ скорою смертью, а долго и жестоко буду мучить тебя и предамъ горчайшей смерти» (святому отрезали пальцы и все члены по одно­му — прим. пер.). Св. Iаковъ отвечаетъ: «Что хочешь делать, делай, царь, скорей, но знай, что не устрашатъ меня слова твои, которыя подобны ветру, дующему на каменную скалу. Я не боюсь смерти, памятуя, что временная смерть есть только сонъ, ибо все люди возстанутъ изъ гробовъ своихъ во время страшнаго второго пришествiя Христа моего и Господа», т.е. воскрес­нуть (27 ноября).

3)      Св. мученикъ Тивуртiй ( +230 г.), говорить царскому епарху въ Риме Фавiану: «Угрожаешь ли ты мне мученiемъ? но разве намъ, христiанамъ, страшно пострадать за нашего Бога? усеченiемъ ли меча? такъ мы, освобо­дясь отъ плотской темницы, получимъ небесную свободу; огнемъ ли? но мы угасили въ теле больший пламень похоти, и сего огня не убоимся; изгнанiемъ ли? но Богъ нашъ везде и, где мы съ Богомъ, тамъ место наше» (18 декабря).

4)      Св. мученикъ Мина (+ 304 г.) и царскiй градоначальникъ Ермогенъ, му­читель христiанъ (ставшiй впоследствiи и самъ святымъ мученикомъ — прим. пер.). Ермогенъ требовалъ исполненiя царскихъ приказанiй; св. Мина отвеча­етъ «Почитать царей — дело святое, ради ихъ власти и начальствованiя; но когда цари неправильно и неблагочестно почитаютъ Бога, Который есть на­чало всего, и не воздаютъ Ему надлежащей чести, тогда чтить царей неспра­ведливо».

Дополненiе изъ другой беседы техъ же лицъ: «Скажи мне, нечестивецъ, на что надеясь ты дерзнулъ возмутить народъ не повиноваться царю?...» Св. Мина: «Не я возбуждаю народъ не повиноваться нечестивому царскому приказанiю, а ревность Божiя, ибо народъ ревнуетъ о Господе Своемъ... Если же я и отзывался худо о богахъ царя твоего предъ народомъ, то ведь всякому человеку, имеющему правильный взглядъ и здравое сужденiе о деле, подобаетъ не любить и ненавидеть то, что онъ увидитъ и признаетъ ложнымъ; истину же должно любить и почитать. А истина для людей, отно­сительно которой нетъ никакого сомненiя, есть Самъ Христосъ!» (10 декаб­ря).

5)      Царсюй наместникъ Ариппинъ выговариваетъ святому мученику Пла­тону (+306 г.): «Какъ же ты смеешь нарушать царскiе законы и совращать другихъ?» А св. Платонъ отвечаетъ: «Я знаю уставы Бога моего и делаю, что повелеваютъ Его святыя и животворныя заповеди» (18 ноября).

6)      Св. мученики епископъ Акепсимъ, пресвитеръ Iосифъ и дiаконъ Аифалъ (пострадали около 376 г.), и ихъ мучитель князь изъ персидскихъ маговъ. Князь говоритъ мученикамъ: «Не противьтесь царской воле». А они отвечаютъ: «Всякiй, исполняющiй волю беззаконнаго вашего царя, противится Богу» (3 ноября).

7)      Св. мученикъ Трофимъ (+около 303 г.) и судья Аттикъ, царскiй наместникъ. Судья Аттикъ спрашиваетъ мученика: «Читалъ ли ты императорскiе указы о христiанахъ?» Святой отвечаетъ: «Прочелъ. Но что они намъ? Меж­ду благочестiемъ и бесовскимъ обольщенiемъ такая же разница, какъ между днемъ и ночью» (19 сентября).

8) Св. преподобномученикъ Андрей Критскiй (+767 г.) отвечаетъ царю Константину Копрониму (иконоборцу): «Не дай Боже, чтобы я отрекся отъ мо­его Христа... Ты бы царь лучше занимался военнымъ деломъ и управленiемъ народа, чъмъ гнать Христа и Его слугъ» (4 юля).

9) Св. великомученица Евфимiя и съ нею 48 мучениковъ ( +304 г.) и царскiй намъстникъ Прискъ. Прискъ спрашиваетъ: «Вы ли противитесь веленiю царскому и нашему, уничижая жертвоприношенiе, совершаемое въ честь великаго бога Арея?»

Мученики отвъчаютъ: «Повеленiю царскому или твоему, проконсулъ, — если оно не будетъ противно Небесному Богу, — безъ сомненiя, нужно пови­новаться; если же оно противно Богу, то не только должно не повиноваться, но даже и сопротивляться. Если бы повелевали намъ то, въ чемъ мы обяза­ны повиноваться властямъ, то мы воздали бы кесарево кесарю (Мате. 22, 21). Но такъ какъ ваше повелънiе богопротивно и богомерзко, ибо вы пове­леваете почитать тварь вместо Творца и заставляете поклониться и прине­сти жертву бесу, а не Богу Вышнему, то сего повеленiя вашего мы никогда не исполнимъ, ибо мы — истинные поклонники живущаго на небесахъ истиннаго Бога» (16 сентября).

10)        Св. мученица Нимфодора и ея святыя сестры Минодора и Митродора (пострадали около 305-311 г.) говорятъ своему мучителю князю Фронтону, вельможе царя Максимiана: «Ужели ты думаешь устрашить насъ мученiями и жестокими ранами? Собери сюда со всей вселенной орудiя мученiй, мечи, колья, когти железные, призови со всего света всехъ мучителей, соедини вместе всевозможныя мученiя и предай имъ наше слабое тело; увидишь ты, что скорее сокрушатся все те орудiя, у всехъ мучителей устанутъ руки и все виды мученiй твоихъ истощатся, нежели мы отвергнемся отъ Христа нашего: горькiя муки за Него для насъ будутъ сладкимъ раемъ, а смерть временная — вечной жизнью» (10 сентября).

11)        Священномученикъ епископъ Филиппъ (+ 304 г.) отвечаетъ царскому наместнику Iустину: «Я — христiанинъ и не могу сделать того, что ты требу­ешь; ты можешь меня мучить, но не можешь победить меня». А после семи месяцевъ, когда тотъ же наместникъ вновь спрашиваетъ этого святого: «По­чему ты такъ неразумно противишься воле царя?» — тотъ отвечаетъ ему: «Не поступаю я неразумно, а исполняю волю Бога, Творца и Судiи всехъ. Священное Писанiе говоритъ: «Отдавайте Богу Божiе, а царю царское». Это именно я и делаю. Правомочнымъ приказамъ царя я всегда повиновался».

12)        Осмеивая князя-мучителя и муки, которыми онъ его мучилъ, св. мученикъ Калиникъ (+250 г.) громко кричитъ ему: «Ты грозилъ мне великими муками, а налагаешь на меня весьма малыя. Нанеси мне раны побольше, приложи лютейшее мученiе: я не боюсь ни огня, ни меча, смеюсь надъ смертью, ожидая отъ Господа моего принять жизнь вечную».

13) Св. великомученикъ Пантелеимонъ (+ 305 г.) отвечаетъ царю, люто мучающему его: «О, царю! Все умершiе за Христа не погибли, а нашли себе вечную жизнь. И если Анфимъ, будучи старъ и немощенъ теломъ, могъ выне­сти жесток мученiя за Господа нашего, темъ более мне, юному и сильному теломъ, должно безбоязненно претерпеть все муки, на которыя ты меня об­речешь, ибо я буду считать жизнь пустою, если не умру за Христа, а если умру, сочту это прiобрътенiемъ» (27 юля).

14)       Св. мученицы, монахини-девственницы (+ 305 г.) отвъчаютъ старше­му волхву, мучающему ихъ: «Мы покланяемся Господу нашему Iисусу Христу, а царева приказа не слушаемся, — делай съ нами, что хочешь».

15)       Священномученикъ Антипа, епископъ Пергамскiй (ученикъ св. апо­стола Iоанна Богослова, пострадалъ въ конце 1-го въка) отвечаетъ царскому воеводе: «Одно знай, правитель, что я — христiанинъ и повиноваться безум­ному и нечестивому повеленiю царя отнюдь не желаю» (11 апреля).

16)       Царсюй намъстникъ Евпсихiй спрашиваетъ св. мученика Феодула (+ около 300 г.): «Разве ты не знаешь, что ты долженъ исполнять приказанiя ца­рей, обладающихъ вселенною?» Св. Феодулъ отвъчаетъ: «То, что повелъваетъ Владыка неба и земли, — поистине справедливо и достойно вниматель­наго выслушиванiя и немедленнаго исполненiя. Что же повелъваютъ времен­ные цари ваши, то изъ ихъ повелънiй должно исполнять лишь те, которыя окажутся справедливыми и не противными Творцу небесному, повелънiя же несправедливыя ни въ какомъ случае не следуетъ исполнять» (5 апреля).

17)       Севастiанъ, воевода римскаго императора Антонина (Марка Аврелiя 161-180 года), сообщаетъ воину Виктору, св. мученику: «Къ намъ пришелъ царсюй указъ, повелевающiй принуждать васъ, христiанъ, къ жертвоприно-шенiю нашимъ богамъ, а не повинующихся предавать тяжкимъ мученiямъ». Но св. Викторъ отвечаетъ: «Я не послушаю безбожнаго повеленiя смертнаго царя и не исполню его воли, ибо я рабъ безсмертнаго Царя, Бога и Спасите­ля моего Iисуса Христа, Царство Коего безконечно, и исполняющiе волю Ко­его будутъ жить вечною жизнью, а вашего смертнаго царя и царство времен­но, и исполняющiе его нечестивую (о. Iустинъ переводитъ точнее: «безбож­ную») волю погибнутъ во веки» (11 ноября).

18)       Св. мученица Iулiанiя (+ около 275 г.) отвечаетъ царю Аврелiану: «Я не боюсь твоихъ мукъ и не обращаю вниманiя на твои угрозы, ибо есть на небе Богъ, Который можетъ избавить насъ отъ твоихъ нечестивыхъ (точнее у о. Iустина: «безбожническихъ») рукъ. Предай меня всемъ мученiямъ, которы­ми располагаешь, и увидишь помощь, оказанную мне среди нихъ Господомъ моимъ Iисусомъ Христомъ» (4 марта).

19)       Св. мученикъ Кодратъ Никомидiйскiй (+ около 250 г.) на приказъ царскаго проконсула Переннiя: «Покорись царскимъ, а не Христовымъ законамъ», отвечаетъ: «Я покоряюсь законамъ Царя Небеснаго, а не безумному повеленiю незнающихъ Бога людей. Впрочемъ, св. Писанiе повелеваетъ намъ молиться за нихъ, дабы они обратились и уразумели истину».

Дополненiе: О. Iустинъ опустилъ последнюю фразу, мы же добавили ее съ целью указать, какая молитва о такихъ правителяхъ, и вообще о заблуд-шихъ, возможна. Русская Зарубежная Церковь десятки летъ такъ же молит­ся въ «Молитве о спасенiи Россiи: «...и не воздаждь имъ по деломъ ихъ, но ...обрати ихъ... и отступившимъ отъ Тебе и Тебе не ищущымъ явленъ буди, во еже ни единому отъ нихъ погибнути, но всемъ имъ спастися и въ разумъ истины прiити».

Укажемъ и на последующiя слова и событiя въ этомъ житiи, ибо «аргу­менты» безбожно-идолопоклоннической власти мало менялись: «Если ты со­вершаешь молитву за царя, то и заповеди его долженъ исполнять, потому что и въ вашихъ писаншяхъ пишется: «воздадите кесарева кесареви, и Божiя Богови» (Марк. 12, 17)... Знаешь ли ты, — спросилъ проконсулъ, — какое множество христiанъ принесло жертву нашимъ богамъ, и ужели ты думаешь быть гораздо лучшимъ ихъ?» Мученикъ Кодратъ, дерзновенно обличивъ отступившихъ христiанъ, привелъ ихъ къ покаянiю. Далее св. Кодратъ обраща­ется къ Переннiю съ такими словами: «Я поклоняюсь истинному Богу Отцу и Единородному Его Сыну и Святому Духу... я не боюсь ни бъсовъ, ни тебя, обладающаго кратковременной властью. По прошестiи немногихъ дней, я отойду къ моему Богу, ты же вечно будешь горько стонать, потому что не захотълъ познать Бога, даровавшаго тебе настоящую жизнь. Сынъ сатаны, братъ дiавола, сообщникъ бъсовъ нечестивыхъ, превосходящiй свиней своимъ безсловесiемъ, бешеный песъ, кровопiйца, змей, алчнее зверей пожирающiй омерзительныя мяса въ капищахъ идольскихъ... О погибельные! Сами впали въ погибельный ровъ и насъ желаете столкнуть въ него» (10 марта).

20)        Священномученикъ Власм, епископъ Севастйскiй (+316 г.), гово­рить царскому игемону Агриколаю: «Не боюсь я твоихъ угрозъ, мучай меня, какъ хочешь, — вотъ, я предаю тебъ за Христа моего тъло мое, одинъ Богъ имъетъ власть надо душою моею» (11 февраля).

21)        Воевода Нерона, св. мученикъ Викторъ (+ около 64 г.), говоритъ не-роновому наместнику Севастьяну: «Я хочу исполнять волю небеснаго и безсмертнаго Царя Христа, а о повелънiи земного царя Нерона, чтобы я гналъ христiанъ, и слышать не хочу» (31 января).
(продолжение - Часть III)

Comments