?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Об отношенiи Церкви к властям - о. Иустина Поповича - Часть III

"... должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29).
Вотъ некоторые изъ этихъ безчисленныхъ и безсмертныхъ свидетелей (продолжение):

22) Священномученикъ Климентъ, епископъ Анкирскiй (+ 312 г.), смеет­ся по поводу словъ наместника Домицiана и говоритъ: «Мы, правитель, думаемъ совершенно наоборотъ словамъ твоимъ. Ваши дары мы признаемъ ничтожествомъ, вашъ почетъ — безчестiемъ и высокiй санъ — работою пленни­ка. Напротивъ, безчестiе, угрозы, мученiя доставляютъ намъ радость и утьшенiе, и что больше всего, соединяютъ насъ съ Богомъ. Зная это, ты не на­дейся отвратить насъ отъ благочестiя — ни обещаннiемъ почестей и даровъ, ни угрозами мученiй» (23 января).

    23) Царскому епарху Аквилину, который истязаетъ св. Трифона (+ 250 г.) и предлагаетъ ему поклониться царскому изображенiю, св. мученикъ отве­чаетъ: «Если я самому царю оказалъ презренiе и его нечестивыми повеленiями пренебрегъ, то неужели я поклонюсь его бездушному изображенiю?» (1 февраля).

     24) Царскому наместнику Кинтiану, который св. мученице Агафiи (+ 251 г.) въ тюрьме предлагаетъ свободу, она говоритъ: «Свобода наша въ порабощенiи себя Христу». Затемъ, на суде тотъ же наместникъ хочетъ, чтобы она покорилась царскому повеленiю, она же на это отвечаетъ: «Суетны слова твои и несправедливо повеленiе царя твоего, которое оскверняетъ и самый воздухъ...» (5 февраля).

     25) Св. апостолъ Онисимъ (+около 109 г.) говорить епарху царя Траяна Тертиллу: «Твои муки не могутъ устрашить меня, какъ бы сильны онъ ни были, ибо я, утешаемый ожиданiемъ будущихъ благъ и укрепляемый силою Христа моего, съ легкостью перенесу страданiя, коимъ ты подвергнешь меня» (15 февраля).

     26) Свв. мученикамъ Евтропiю, Клеонику и Василиску (+308 г.), являет­ся Господь и говорить имъ: «Когда васъ мучили, то Я стоялъ передъ вами, глядя на терпенiе ваше. Такъ какъ вы мужественно перенесли первыя стра-данiя, то Я буду вашимъ помощникомъ, пока не окончите вашъ подвигъ и впи­шутся имена ваши въ книгу жизни» (3 марта).

     27) Св. преподобномученикъ Кононъ (+275 г.) говорить воеводе царя Ав­релiана Дометiану: «Умереть за Христа — это не смерть, а полученiе вечной жизни» (6 марта).

     28) Священномученикъ Зиновiй, епископъ Эгейскiй, говорить Лисiю, кня­зю царя Дюклетiана: «Сiя временная жизнь безъ Христа не есть жизнь, но смерть; нетъ, я лучше предпочитаю претерпеть временныя мученiя за моего Создателя, а потомъ съ Нимъ вечно жить, нежели отказаться отъ Него ради сей временной жизни и потомъ вечно мучиться во аде» (30 октября).

     29) Отъ св. великомученика, воина Феодора Тирона (+306 г.), царсюй игемонъ Публiй требуетъ исполненiя богопротивнаго веленiя и грозитъ ему, а св. Феодоръ отвечаетъ: «Я не боюсь ни тебя, ни твоихъ мукъ, какъ бы люты они ни были. Делай, что хочешь... Ожиданн будущихъ благъ, которые у Бога моего, побуждаетъ меня къ мужеству... Твои муки мне не страшны. Ибо пре­до мною — Господь и Царь мой Iисусъ Христосъ. Онъ избавить меня отъ тво­ихъ мукъ. Но ты не можешь Его видеть, т.к. ты не можешь смотреть духовны­ми очами... Какъ ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и покло­ниться бездушному камню? Со Христомъ моимъ я былъ, есмь и буду: ты же делай, что хочешь» (17 февраля).

     30) Священномученикъ Садокъ, епископъ Персидскiй (+ около 343 г.), и царь Сапоръ. Св. Садокъ и страдающiе съ нимъ 128 мучениковъ принуждают­ся муками къ исполненiю богопротивнаго повеленiя царскаго, но не хотятъ слушаться царя. Св. Садокъ говорить: «Мы — христiане, и покланяемся Еди­ному Богу, Творцу неба и земли; Ему мы и служимъ всей душою и всеми си­лами нашими; а солнцу и огню мы не покланяемся и не почитаемъ ихъ, ибо они созданы на службу людямъ, не послушаемъ мы царскаго повеленiя и не отступимъ отъ Бога нашего, не устрашимся смерти, которая приводить насъ изъ сей временной и суетной жизни въ вечное царство; итакъ не медлите — убейте насъ, не жалейте крови нашей, уже не разъ проливавшейся предъ ва­шими глазами». После сего вторично пришло повеленiе царское къ святымъ: «Если вы не послушаете моего повелеiя и не исполните моей воли, то ско­ро васъ постигнетъ злая гибель». Святые же какъ едиными устами отвечали: «Не погибнемъ мы у Бога нашего, не умремъ мы во Христе Его, ибо Онъ оживляетъ насъ блаженной и вечной жизнiю и даетъ намъ безсмертное царство въ наследiе и покой; ты же не отлагай нашей смерти, ибо мы съ усердiемъ го­товы пострадать за Бога нашего; не станемъ мы покланяться солнцу и огню, не станемъ мы слушать нечестивыхъ, безбожническихъ повеленiй царскихъ, исполненныхъ смерти и гибели» (20 февраля).

      31) Царю Антонину Пiю и римскому Сенату св. мученикъ Iустинъ Философъ (+ 167 г.), первый философъ, ставшiй христiаниномъ, пишетъ въ своей знаменитой «Апологiи» следующее: «Вы насъ можете убивать, но не можете намъ повредить» (1 июля).

      32) Царскимъ посланникамъ — патрицiямъ, среди нихъ епископу Феодосiю, св. Максимъ Исповедникъ, игуменъ (+ 662 г.), объявляетъ: «Я съ удовольствiемъ исполню все, что повелитъ мнъ царь, если это не богопротивно и не вредитъ вечному спасенiю души» (21 января).

     33) Св. Феодоръ Студитъ, игуменъ (+ 826 г.), заявляетъ царю Льву Армя­нину: «Богъ въ Церкви поставилъ однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ благовестниками, иныхъ пастырями и учителями, къ совершенiю свя­тыхъ» (Ефес. 4, 11-12). Апостолъ не сказалъ: иныхъ царями. Тебъ, царь, вве­рено управлять мiрскими занятiями и городскими делами да военнымъ деломъ. Объ этомъ и старайся, а церковныя дела предоставь пастырямъ и учителямъ, какъ то и апостолъ учитъ. Если же не такъ, то знай, что мы не будемъ слушаться ученiя, которое противно нашей православной вере, даже если его принесетъ ангелъ съ неба, какъ же мы послушаемъ тебя, земного, перстнаго человека».

И тотъ же св. Феодоръ Студитъ говоритъ тому же царю въ царскихъ па-латахъ: «Царь, пойми и уразумей, что не твое дело — разсматривать и из-следовать церковныя постановленiя: твоей власти свойственно обсуждать мiрскiе дела и ими управлять, а дела церковныя подведомственны святителямъ и учителямъ церковнымъ; тебе же приказано только следовать имъ и повиноваться. Такъ и апостолъ сказалъ: «Богъ поставилъ въ Церкви во-первыхъ апостоловъ, во-вторыхъ пророковъ, въ-третьихъ учителей» (1 Кор. 12, 29), а не царей. И въ другихъ местахъ св. Писанiе повелеваетъ церковными делами управлять церковнымъ учителямъ, а не царямъ» (11 ноября).

34)        Царь Левъ V-ый Армянинъ, иконоборецъ и гонитель православной Церкви, старается черезъ посланниковъ обещанiями и угрозами привлечь на свою сторону св. Феофана Сигрiанскаго, исповедника (+ 818 г.). «Зачемъ же, царь, — отвечаетъ тотъ, — ты устрашаешь меня своею угрозою какъ какого-нибудь малаго отрока розгою. Приготовь для меня мученiя, зажги огонь, и я, хотя и не могу ходить по болезни моей, какъ это ты видишь, — однако за npaвовеpie я брошусь въ огонь». А затемъ тотъ же св. исповедникъ пишетъ царю изъ темницы: «Твое дело, царь, вести войну противъ иноплеменниковъ, изследовать же церковные догматы и законы подобаетъ св. отцамъ, а не ца­рямъ» (12 марта).

     35) Св. Михаилъ исповедникъ, епископъ Синадскiй (+ 818 г.), говоритъ царю Льву V Армянину: «Я почитаю св. иконы Спасителя моего Iисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочихъ святыхъ и покланяюсь имъ; твое же распоряженiе не считаю возможнымъ исполнить» (23 мая).

     36)Неустрашимый исповъдникъ истины, учитель вселенной, св. 1оаннъ Златоустъ (+407 г.) посланникамъ царицы Евдоксiи, требовавшей: «Пере­стань противиться намъ и не касайся нашихъ царскихъ делъ, ибо и мы не ка­саемся церковныхъ делъ, но предоставляемъ тебе самому устраивать ихъ...», отвъчаетъ: «Царица желаетъ, чтобы я походилъ на мертваго, не за-мъчалъ совершаемыхъ несправедливостей, не слушалъ голоса обижаемыхъ, плачущихъ и воздыхающихъ, не говорилъ обличенiй противъ согръшающихъ; но т.к. я епископъ и мне вручено попеченiе о душахъ, то я долженъ на все смотреть недремлющимъ окомъ, выслушивать просьбы всъхъ, всъхъ учить, наставлять и обличать. Въдь я знаю, что если я не буду обличать беззаконiя и наказывать беззаконнующихъ, то подвергнусь наказанiю, и потому боюсь, какъ бы ко мнъ не были приложены слова пророка Осiи: скрыша жерцы путь Господень («скрыли священники путь Господень». Такъ въ греческомъ и церковно-славянскомъ тексте Библiи: Ост 6, 9)... Ибо божественный апостолъ повелъваетъ предъ всеми изобличать согръшающаго, дабы и другiе имели страхъ... Я обличаю беззаконiе, а не беззаконнующихъ; никому не говорилъ я въ лицо о его беззаконiи, никого не запятналъ безчестiемъ и никогда не упоминалъ въ проповедяхъ имени царицы для обличен ея... Если же кого изъ слушающихъ мои поученiя осуждаетъ совесть за содеянныя имъ дурныя дела, то ему подобаетъ гневаться не на меня, но на себя самого, и пусть онъ уклонится отъ зла и сотворитъ благое... Итакъ, пусть царица гневается, какъ хочетъ, а я не перестану говорить правду. Ведь для меня лучше прогневать людей, чемъ Бога: «Если бы я и понынъ угождалъ людямъ, то не былъ бы рабомъ Христовымъ» (Гал.1, 10) (13 ноября).

      37) Светолучный столпъ Церкви православной, св. Василiй Великiй (+379 г.) говорить царскому правителю Модесту на его угрозы: «Если ты отни­мешь у меня именiе, то и себя этимъ не обогатишь, и меня не сделаешь нищимъ. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхiя мои одежды и несколько книгъ, въ которыхъ заключается все мое богатство. Ссылки нетъ для меня, потому что я не связанъ местомъ, и то место, на которомъ живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлютъ, будетъ мое. Лучше же сказать: везде место Божiе... А мученiя что могутъ сделать мне? — я такъ слабъ, что разве только первый ударъ будетъ для меня чувствителенъ. Смерть же для меня благодеянiе: она скорее приведетъ меня къ Богу, для Котораго живу и тру­жусь, и къ Которому давно я стремлюсь».

Модестъ говорить на это: «Никто такъ дерзновенно не говорилъ со мною до сихъ поръ!» А святитель отвечаетъ: «Да, потому что тебе не случалось ранее говорить съ епископомъ. Во всемъ иномъ мы показываемъ кротость и смиренiе, но когда речь идетъ о Боге и противъ Него дерзаютъ возставать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираемъ только на Него Единаго...» Модестъ отвечаетъ: «Поразмысли до завтра, ибо я тебя предамъ на погубленiе». Св. Василм отвечаетъ: «Я и завтра буду такимъ же, какъ сегодня, од­нако желаю, чтобы и ты оставался при своемъ слове» (1 января).

38)    Богозрачное солнце православной истины, херувимскiй ревнитель
православной веры, пресветлое око Церкви православной, св. Симеонъ, Но­вый Богословъ, игуменъ (+1020 г.), говоритъ въ глаза своему епископу, патр
iарху Константинопольскому, который его посылалъ въ ссылку и преследовалъ его хитро и лукаво: «Возмись насъ учить согласно св. Писанiю, следуя древнимъ св. отцамъ, и мы тебя примемъ какъ равнаго апостоламъ, и будемъ землею и прахомъ подъ твоими св. ногами; и ты будешь ходить по намъ, и мы будемъ считать это освященiемъ для себя, какъ хиротонiю. И не только это, но и повел твои мы будемъ исполнять до смерти. Но если ты не будешь насъ учить такъ, чтобы мы побуждались къ покоренiю твоимъ повеленiямъ,... то, въ такомъ случае, мы не сможемъ тебе ответить ничемъ инымъ, какъ только словами учениковъ Христовыхъ: «должно повиноваться больше Богу, нежели человъкамъ» (Дъян. 5, 29).

Таковъ порядокъ, таковъ путь, такова истина православной Церкви Хри­стовой отъ св. апостоловъ до днесь, и отъ сего дня до самого конца мiра сего земного. Касательно этого порядка, этого пути, этой истины, невозможны ни уступки, ни компромиссы, ни отступленiя. И это ни отъ кого, даже и отъ само­го Вселенскаго собора, если бы онъ состоялся».

Этими словами оканчивается 1-ая часть брошюры о. Iустина. ("Православная Жизнь" - январь 1993 г.).


Comments