?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Пребывание на Валааме Архиеп. Антония (Храповицкого) – апр. 1917 г.

 Перед Февральской Революцией Вл. Антоний возглавлял Харьковскую Архиепископию. По требованию революцион­ных властей он был удален с кафедры 21 апреля 1917 г. История его удаления и поселения на Валааме описана Еписко­пом Никоном (Рклицким) в 4-м томе «Жизнеописания Блаженнейшего Анто­ния, Митрополита Киевского и Галицкого» (Нью-Йорк 1958, стр. 63-74). Ниже приводятся выдержки из этого труда, от­носящиеся непосредственно к Валааму.

«...Архиеп. Антоний просил Святей­ший Синод назначить ему местопребыванием Валаамский монастырь, куда при­нимал его бывший в то время лучшим его другом архиепископ Финляндский Сергий. Через несколько времени... пришло постановление Синода об уволь­нении его на покой с местопребыванием в Валаамском монастыре. Владыка не­медленно выехал туда... Епископ Митрофан (пишет): «Владыка кратко написал мне в Сумы, что ему не позволено Обще­ственным Комитетом жить в Св. Горах и поэтому он обратился к своему другу архиепископу Сергию с просьбой при­нять его в Финляндскую епархию... По­сле праздника Св. Николая — 9 мая я поехал в Св. Горы повидаться с влады­кой. Я нашел его в довольно подавлен­ном настроении. Владыка уже получил ответ Архиеп. Сергия, который с радо­стью принимал владыку и предлагал ему жительство в Валаамском монастыре. Владыка тогда написал два письма: одно Архиеп. Сергию, в котором благодарил его за позволение поселиться на Валаа­ме, а другое братии Валаамского мона­стыря, прося смиренно насельников оби­тели принять его в свое братство, обе­щал во всем следовать уставу и поряд­кам монастыря. «Хорошо, чтобы я уехал на Валаам, говорил он, здесь мне все равно нельзя оставаться, хотя бы по­скорей уехать». ...Владыка прибыл (из Св. Гор в Харьков) утром и заявил, что в тот же день в 12 часов ночи уезжает в Петроград и далее на Валаам... (Вла­дыка) был очень печален, говорил, что решил окончательно удалиться от мира, что ничего хорошего ни для государства, ни для Церкви не ожидает, наоборот, предвидит великие бедствия, обещал в Петрограде на Валаамском подворье вы­ставить плакат с просьбой к друзьям и знакомым оставить его в покое и не бес­покоить письмами, а тем более посеще­ниями...

Между тем, владыка Антоний, не по­лучив никакого ответа от братии Валаам­ского монастыря на свое письмо с про­сьбой принять его в состав братства, - просил архиепископа Сергия поместить его в Коневском монастыре. Но архие­пископ Сергий и его викарий епископ Серафим (впоследствии митрополит За­падно-Европейский) нашли невозмож­ным поместить владыку Антония в за­брошенном Коневе, где не было ни ус­тавной службы, ни пения, ни дисципли­ны, ни опытных старцев и устроили его на Валааме, где все было в хорошем со­стоянии и где владыка Антоний мог найти себе духовное утешение в Службах, в общении со старцами и вообще в хо­рошей монастырской обстановке.

Как сообщает в своей статье митропо­лит Серафима «В конце мая 1917 года владыка Антоний приехал в Петроград на самое короткое время — дня на два, ни с кем не пожелал видеться, кроме архиеп. Сергия и меня и поспешил на Валаам.

На Валааме он был принят с большой честью и любовью. Владыка Антоний на Валааме проявил большое смирение. Ко­гда я стал предлагать ему поселиться в архиерейских покоях, то он решительно отклонил мое предложение и все мои просьбы и доводы — устроиться в луч­шем на Валааме помещении оказались безуспешными. Владыка предпочел за­нять очень скромные келии с самой ску­дной обстановкой. Приехал он из Харь­кова, как беженец, не имея с собой по­чти ничего и, конечно, без копейки денег. Игумен монастыря предложил владыке полное содержание, но он этого не при­нял и всегда платил монастырю за свой скромный стол, указывая при этом, что ему дали пенсию 3 тысячи рублей в год и он не может пользоваться монастыр­ской трапезой бесплатно. На Валааме владыка Антоний выявил себя, как ис­тинный и убежденный инок. Он держал­ся не как архиерей, а как монах. Он был примером для братии монастыря. Еже­дневно посещал все четыре службы, все­гда вставал в 2 с половиной часа ночи и шел к полунощнице, не опускал ни од­ной службы, ходил в церковь и стоял там в монашеской мантии, никогда не имел с собой посоха, в свободное от слу­жбы время всегда занимался литературными трудами. Здесь он написал свою работу «Догмат Искупления». Когда со­вершал богослужения, говорил назида­тельные поучения, что особенно ценили валаамские иноки. На Валааме владыка Антоний почувствовал себя в своей ат­мосфере и его угнетенное настроение, с каким он покинул Харьков, стало сгла­живаться. Он стал спокойнее. Частая молитва, уставная служба, хорошее мо­настырское пение, валаамские леса и за­ливы, общение с иноками — все это по­действовало на него весьма благоприят­но, Он укрепился духом и телом. Вско­ре после приезда владыки на Валаам ту­да приехал навестить его архиепископ Сергий, проявивший к нему искреннюю любовь и заботу. На день Св. Троицы оба иерарха совершили торжественное бого­служение. Игумен монастыря приглашал владыку посетить различные скиты, что он и делал с большой любовью. По при­глашению архимандрита Коневского мо­настыря владыка посетил и этот мона­стырь. Жизнь владыки в монастыре про­текала тихо и мирно. (Далее Еп. Никон повествует, как к еп. Серафиму приеха­ла делегация, имеющая целью просить владыку Антония быть делегатом на предстоящем Всероссийском Церковном Соборе от ученого монашества).

Епископ Серафим посоветовал своим гостям отправиться на Валаам, пожить там и сам обещал приехать туда к дню Ангела Владыки Антония 3 августа - преп. Антония Римлянина. (Делегаты долго убеждали владыку принять участие в Соборе)... и после долгих колебаний он, наконец, согласился ехать на Собор, хотя все же очень неохотно. После этого был торжественно отпразднован престо­льный праздник Валаамского соборного храма Преображения Господня и на сле­дующий день, 7 августа по ст. ст. вла­дыка Антоний сел на монастырский па­роход «Валаам» и отбыл по Ладожскому озеру и реке Неве в Петроград, а оттуда в Москву, намереваясь после Собора во­звратиться на Валаам и оставаться там на всю жизнь, до смерти. Но ему более не суждено было увидеть Валаам.

В это время архиепископ Сергий был избран на Владимирскую кафедру, а Финляндским епископом был назначен епископ Серафим, по предложению кото­рого владыка Антоний поселился в Мо­скве на Валаамском подворье, где во время Собора его посетил Валаамский игумен Маврикий, которого владыка Ан­тоний очень почитал за его высокую ду­ховную жизнь. Когда выяснилось, что владыка Антоний вновь избран на Харь­ковскую кафедру, то игумен Маврикий поднес ему от братства монастыря пре­красную панагию и икону небесных по­кровителей обители преп. Сергия и Гер­мана Валаамских чудотворцев. На Вала­амском же подворье вскоре поселился бывший Финляндский, а теперь Влади­мирский архиепископ Сергий, чему вла­дыка Антоний был очень рад.

По возвращении в Харьков вл. Анто­ний произнес краткую речь: «Находясь на Валааме, где о скалы бьются холодные волны, над которыми летают чайки, я имел желание остаток своей жизни провести там, в уединении, освятив себя молитвою и размышлением о Боге. Я не хотел более возвращаться к суетной общественной жизни. Но вот Ваша любовь вызывает меня к себе. Я не знал, на что решиться, и вспомнилось мне сновидение Св. Тихона Задонского. Кажется ему, что он взбирается по вы­сокой лестнице на небо и не хватает на то сил и умения. Однако, появляется множество людей, которые снизу под­талкивают, помогают взбираться и с их помощью он движется кверху. Проснув­шись, он понял, что помогавшие ему лю­ди - это те, которым он приносит по­льзу своими пастырскими трудами. Они молитвами своими за него помогали его духовному преуспеянию. Вспоминая то видение Святителя Тихона, я решил ос­тавить уединение и вернуться к пастве, чтобы приносить ей пользу, надеясь, что ваши молитвы о мне восполнят не­достаток моих забот о личном моем спа­сении».
(«Ангел Валаама», июль 1994 г.)


Comments