pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Пояснительная записка священника из России – июнь 2002 г.

Вл. Архиепископу Варнаве
Ваше Преосвященство! Благословите!

События, происходящие в последнее время в нашей Церкви, во многом связаны с деятельностью Вл. Лазаря, Архиепископа Одесского и Тамбовского, который еще несколько дней назад официально заявил о намерении создать свой Синод, обособленный от Синода РПЦЗ(В), теперь же через посредников старается наладить отношения с Вашим Высокопреосвященством, не отлагаясь от того, что было им сказано раньше против Вас в официальном заявлении. Что же побудило Вл. Лазаря внезапно изменить свое отношение к Вам и искать с Вами мира? И действительно ли мира ищет Вл. Лазарь?

После бесед со многими батюшками и с теми людьми, которым приходилось общаться с Вл. Лазарем, у меня начинает складываться о нем определенное впечатление, которым хочу поделиться с Вашим Преосвященством. Замечу, что аналогичное мнение о Вл. Лазаря появилось и у многих священников в России. Но прежде чем изложить это мнение рассмотрим некоторые факты из биографии Вл. Лазаря.

1.      Первые подозрения о том, что деятельность Вл. Лазаря кем-то контролируется и направляется, появилось у катакомбных священников. Одним из аргументов в пользу этой версии служит, что Вл. Лазарь (тогда еще иеромонах Журбенко) был досрочно на 5 лет отпущен из мест заключения. Тогда за статьи, по которым он был осужден, досрочное освобождение получали в основном люди сломленные советской властью и согласившиеся на сотрудничество с ней. Некоторые катакомбные батюшки утверждали, что иеромонах Журбенко был той фигурой, с помощью которой спецслужбы намеревались выявлять катакомбные приходы. Но для нас вышеизложенные подозрения не могут быть прямым доказательством сотрудничества Вл. Лазаря с антихристианской властью мира сего. Мы даже не можем исключать того, что компроментирующие сведения о нем могли распространяться с провокационной целью самими спецслужбами. Мы можем лишь принять к сведению мнение о нем некоторых катакомбников.

2.      Думаю, со мной согласятся почти все, кто жил в советском государстве, что в 1983 году было практически невозможно осуществить в тайне от спецслужб хиротонию во епископы Вл. Лазаря епископом РПЦЗ, путешествующим по СССР под видом иностранного туриста. Если Вл. Лазарю это позволили, то уместен вопрос : Зачем? Не для того ли, чтобы через «своего» епископа внедрить своих людей в структуру Церкви и попытаться взять под контроль то, что никогда не контролировалось никакими спецслужбаи, ибо Истинная Церковь учреждение Божие и только Ему подконтрольно. Конечно, любая церковная организация не лишена влияния со стороны мирской власти, но по заповеди Христовой Церковь должна отдавать Богу Богово, а Кесарю Кесарево. Церковь в изгнании именно таким образом и строила свою жизнь, но советское государство никогда не могло примириться с духовной независимостью Русской Церкви.

3.      Не с этой ли целью дирижировался суздальский раскол, в котором Вл. Лазарь играл первую скрипку. Поставить под контроль деятельность всех российских приходов РПЦЗ суздальским расколом не удалось. Не является ли и сейчас свобода деятельности суздальского раскола своеобразной приманкой . Может быть суздальскому Вл. Валентину сейчас властями позволено больше духовной свободы, чем Московской Патриархии потому, что суздальский раскол имеет несоизмеримо меньшее влияние на народ, чем МП. И все же часть духовенства от РПЦЗ расколу удалось оттяпать. Дело сделано. Вл. Лазарю возглавить бы его начинание, но кто тогда заменит его в структуре РПЦЗ? Кто при случае сможет еще оторвать от Церкви Изгнанницы если не все российское духовенство, то хотя бы часть? И Вл. Лазарь возвращается. Дано ему было понять, что от него требуется или это было его личным желанием - сейчас судить трудно. И все же ...

4.      Когда на горизонте появился Вл. Лавр, обещающий своей деятельностью присоединить к МП и таким образом подчинить Свободную Церковь властям мира сего, Вл. Лазарь затаился. Может быть, не было команды перехватить инициативу у Вл. Лавра, чтобы не помешать ему? Напрасно перед Вл. Лазарем чуть ли не на коленях стояли священники в России и за рубежом, умоляя его возглавить Церковь-Исповедницу. И только тогда, когда Вл. Лавр сделал все, что мог сделать своими раскольническими действиями, и когда стало ясно, что основная часть духовенства РПЦЗ в России осталась с митрополитом Виталием, тогда и для Вл. Лазаря появился смысл задержаться под его омофором. Архиепископ Лазарь сменяет вдруг свою немощность на неожиданную активность и используя инициативу и поддержку некоторых известных священников, собрал Всероссийское Пастырское Совещание и уже смело заявил о том, о чем раньше не решался (Или о чем раньше не было команды, ибо зачем мешать Вл. Лавру?) - о том, что он собирается возглавить все российские приходы РПЦЗ и учредить свой Синод, отдельный от Зарубежной Церкви. Заветная мечта была в двух шагах от Вл. Лазаря. Но вышла осечка. Даже участники Второго Воронежского Пастырского Совещания засомневались в каноничности и правомерности действий Вл. Лазаря и всех иже с ним. Когда после заявления Вл. Варнавы, которому митрополит Виталий чрезвычайным Заявлением от 14/27 октября 2001 года определил «В случае непредвиденных обстоятельств временно нести полномочия Заместителя Первоиерарха» стало ясно , что мнение Вл. Варнавы перевесило все заявления Вл. Лазаря, тогда последний вновь меняет свою тактику. Он через посредников ищет возможности примириться с Вл. Варнавой. И вновь вопрос - зачем? Не для того ли, чтобы в удобный момент по чьей-то команде сделать то, что в свое время было сделано во время отпадения от Церкви суздальского и лаврского расколов? Возможно, что все мои подозрения не имеют под собой реальной почвы, а все случайности в действиях Вл. Лазаря являются роковыми случайностями. Может быть и так. Но я и не призываю кого-либо к каким либо противоправным и не каноничным действиям по отношению к Вл. Лазарю, но высказываю подозрение о том, что он заискивает перед Вашим Преосвященством с определенной Целью - добиться на предстоящем архиерейском соборе РПЦЗ(В) осуществление своих планов.

Что мне хотелось сказать в связи с этим?

Собор, конечно можно откладывать вновь и вновь, но нельзя, наверное, это делать до бесконечности. Думаю, что бояться очередного Собора не следует, даже при том, что Вы на нем можете среди епископов оказаться в меньшинстве, ибо от участников Собора Вы, на мой взгляд, в праве потребовать исполнение определенных условий, от исполнения которых может зависеть Ваше участие или неучастие в Соборе.

Перед началом Собора Вы в праве заявить о своем намерении участвовать в работе Собора с участием Вл. Лазаря только в том случае, если он :

- принесет официальное раскаяние в евхаристическом общении с    раскольниками, которое в частности  выражалось в том, что призывал Вас к участию в разбойничьем соборе под началом Вл. Лавра, признавая, таким образом, законность его первоиераршества и действительность собора под его началом.

- Официально признает неправомочными и незаконными свои Указы (в частности направленные против курско-белгородского духовенства от 24/6.02.2002 г.), и постановления (в частности от 25/7.02.2002 г.), отменяющие постановления Вл. Варнавы Архиепископа Каннского и Европейского.

- Официально признает ошибочность курса, взятого на Втором Воронежском Пастырском Совещании и откажется от него.

- Официально признает несостоятельными все обвинения в адрес Архиепископа Варнавы и принесет ему извинения, ибо в данном случае речь идет не о личной обиде, а о попрании законов церковной жизни.

Все вышеперечисленные условия Вы можете выдвинуть Вл. Лазарю уже сейчас как условия в ответ на его предложение о мире. Мир в Церкви может быть только при условии желания строить церковную жизнь в соответствии с существующими в Ней Правилами и Законами. Если подобного желания со стороны Вл. Лазаря не обнаружиться, то Вы в праве отказаться от предложенного им мира и от совместного с ним участия в Соборе, ибо Господь для подобных случаев определил, что не мир дает Он, но разделение.

Прот. Валерий Рожнов (21/8-06.2002)


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author