pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Слово в Великий понедельник

Св. Прав. Иоанна Кроштадтского

Сегодня, возлюбленные братья, на утреннем богослужении читаны были три притчи: первая - о бесплодной смоковнице, вторая – об отце имевшем два сына: один на просьбу отца: чадо иди сегодня работай в винограднике моем, отвечал: не хочу, а потом одумался и пошел; другой на ту же просьбу сказал: иду, и не пошел; и наконец третья притча – о домовитом человеке, который имея виноградник, обнес его оградою, ископал в нем точило, устроил башню, отдал его делателям и ушел, а потом, когда пришло время собрания плодов, послал рабов своих к делателям виноградника принять плоды. Делатели в ожесточении иных из рабов били, других убивали, и наконец убили и Сына Его Единородного (Мф. 21, 18-43). Последуем на нынешний раз о первой притче.

«Проведши ночь в селении Вифании, по утру Господь», говорит евангелист Матфей, «возвращаясь в город Иерусалим, взалкал. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и ничего не найдя на ней, кроме листьев одних, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это вдруг засохла смоковница. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усумнитесь, не только сделаете то, что сделано с смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я, и вы брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить глад души нашей, чтобы стать для ней хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это в частности, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это св. Апостол отвечает так: « плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера (Гал. 5, 22).

Вот брат и сестра, какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу ежедневно. Теперь смотри каждый: плодивитая ты смоковница или бесплодная?

Если плодовитая, хорошо, подвигайся вперед; приноси Владыке больше и больше плодов, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная: трепещи; тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и может быть, очень скоро Он скажет тебе: да не будет же впредь от тебя плодов во век. И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы; вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо (Мф. 3, 10). Слова эти истинны и ясны, как день. Они исполнятся непреложно: ибо небо и земля прейдет, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут (Марк 13, 31).

И так, брат и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Владыке живота твоего плоды добрых дел, и главное, имеешь ли царицу добродетелей – любовь, - горячую любовь к твоему Создателю и любовь к ближнему, как к себе? Хочешь знать, какими делами оказывает себя любовь? Ответит тебе за меня св. Апостол Павел: «любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправд, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Любовь так необходима для христианина, что если он говорит на всех языках человеческих и ангельских, а любви не имеет; то он как медь звенящая при всем своем краснословии и многословии, или как кимвал звучащий. Если он имеет дар пророчества и знает все тайны и смысл всех писаний и даже, что всего удивительнее, если он имеет всю веру, так что от его слов будут переходить с мета на место горы, а любви не имеет; то он ничто: напрасны все его познания, все труды без любви (1Кор. 13, 1-8).

Почему так необходима нам любовь? Потому что Сам Бог есть любовь (1Иоан. 4, 8), а мы по образу Его сотворены, и в человеке христианине Бог пребывает. Или не весте, яко Христос в вас, разве точию чим не искусни есте (2Кор. 13, 5)? Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3, 16)? Кто имеет горячую любовь к Богу и ближнему, тот имеет в душе своей и прочие плоды, исчисленные Апостолом, радость о Дусе Святе, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру: ибо в любви, как в семени, заключаются все добродетели: ибо где любовь, там Бог, всесовершенное совершенство, источная доброта, бесконечная благость, бесконечное всемогущество. Кто имеет горячую любовь к Богу, тот имеет и веру такую, что горы может переставлять, как сказал Господь: и все, что ни попросит в молитве с верою, получит (Мф. 21, 22). И так, если не хотим сохнуть, как проклятая Господом смоковница, или как трава, и в огонь вечный быть брошенными, постараемся, возлюбленные братия, приносить Насадителю нашей жизни плоды добрых дел, пока имеем время, силы, средства, случай. Может быть придет время, когда и хотели бы сделать добро, но это будет невозможно. Дондеже время имамы, да делаем благое ко всем, паче же к присным в вере (Гал. 6, 10). Аминь.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author