pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Речь катол. епископа на ватиканском соборе о главенстве и непогрешимости папы римского – Часть II

См. Часть I – 5 мая 2009 г.

В 1870 году папа Пий девятый созвал в Риме собор, на котором постановили, что будто папа римский есть наместник Христа на земле и в делах веры не может погрешать. Это была такая новая и противная учению Христа выдумка, что даже католические епископы не все согласились с нею. Вот что сказал на том со­боре дьяковский епископ Штроссмайер.

«Не говорю более, достопочтенные братья, а перехожу теперь к сильному доказательству, на кото­рое вы сослались прежде для подтверждения главенства Рим­ского епископа.

Под камнем (petra), на котором основана святая Церковь, вы разумеете Петра (Petra). Если бы это было истинно, то спор прекратился бы; но наши предки, - а они, конечно, что-нибудь да знали, - думали не так, как мы. Святой Кирилл, в своей четвертой книге о Святой Троице, гово­рить: я думаю, что под камнем мы должны разуметь не­поколебимую веру апостолов. Святый Иларий, епископ Пуатьерский, в своей второй книге о Святой Троице говорит: камень (petra) есть благословенный и единственный камень веры, исповедаемой устами святого Петра; и в шестой книге о Троице он говорит: на сем камне исповедания веры основана Церковь. Бог, по слову святого Иеронима (в шестой книге на святого Евангелиста Мат­фея), основал Свою Церковь на этом камне, и от сего камня апостол Петр получил свое название. После него святый Златоуст в пятьдесят третьей беседе на Еван­гелиста Матфея говорит: на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, т. е. на вере исповедания. Теперь, каково бы­ло исповедание апостола? Вот оно: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Амвросий, святый архиепископ Медиоланский (в толковании второй главы послания к Ефесеям), свя­тый Василий Селевкийский и отцы собора Халкидонского учат точно так же. Из всех учителей христианской древности святый Августин занимает одно из первых мест по учености и святости; итак, прислушайтесь к тому, что он пишет в своем втором трактате на пер­вое послание святого Иоанна: что означают слова: созижду Церковь Мою на сем камне? они означают - на сей вере, - на тех словах: Ты Христос, Сын Бога Живаго. В 124-й его беседе на святого Иоанна мы находим следующее знаменательное выражение: на сем камени твоего исповедания Я создам Церковь Мою. - Камень же был Хри­стос. Великий епископ так мало верил, что Церковь была основана на святом Петре, что в своей тринадца­той беседе к пасомым сказал следующее: ты Петр, и на сем камне (petra) твоего исповедания, на сем камне слов твоих: Ты Христос, Сын Бога Живаго, Я создам Цер­ковь Мою... Мнение Августина об этом знаменитом месте было мнением всего христианства в его время. Посему для крат­кости, я высказываю следующие положения:

1.  Иисус Христос дал Своим апостолам ту же самую власть, какую и святому Петру.

2.     Апостолы никогда не признавали в святом Петре наместника Иисуса Христа и непогрешимого учителя Церкви.

3.     Святый Петр никогда, не думал быть папою и ни­когда не действовал, как действуют папы.

4.     Соборы четырех первых столетий, признавая вы­сокое положение, занимаемое римскими епископами в Цер­кви ради важности Рима, приписывали ему только первен­ство чести, - но никогда первенства власти, или юрисдикции.

5.   Святые отцы, в знаменитом месте: ты Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, никогда не думали находить тот смысл, что Церковь основана на Петре (super Petrum), но на камне (super petram),т. е. на исповедании веры апостола.

Я торжественно заключаю, на основании данных истории, разума, логики, здравого смысла и христианской сове­сти, что Иисус Христос не дал никакого главенства свя­тому Петру, и что римские епископы сделались владыками церкви не иначе, как подавляя постепенно, один за другим, все права епископства.

Монсиньор Дюпанлу, в своих известных замечаниях по поводу настоящего ватиканского собора сказал, и весьма основательно, что если мы признаем Пия IX непогрешимым, то по необходимости и, вследствие естественной логики, обязаны признать равно непогреши­мыми всех его предшественников!.. Хорошо! Но здесь, до­стопочтенные братья, история возвышает свой авторитет­ный голос в доказательство, что некоторые папы погре­шали. Вы можете протестовать против этого, или отри­цать это, как вам угодно, но я докажу это. Папа Виктор (192) сначала одобрил монтанизм, а потом осудил его, Марцеллин (296 - 303) был идолопоклонником: он вошел в храм Весты и принес жертву богине. Вы ска­жете, что это было дело слабости; но я отвечаю: наместник Иисуса Христа умирает, но не делается отступником. Либерий (358) согласился на осуждение Афанасия и решился принять арианство, для того, чтобы его вызвали из ссыл­ки и возвратили прежнюю кафедру, Гонорий (623) придержи­вался монофелитизма; отец Гратри основательно доказал это. Григорий I (578 - 90) называет того антихристом, кто берет на себя титул вселенского епископа, и не смотря на то, Вонифаций III (607 - 608) понудил отцеубийцу императора Фоку дать себе означенный титул. Пасхалий II (1088 - 99) и Евгений III одобряли дуэли; Юлий II  (1609) и Пий IV (1560) воспрещали оные. Евгений IV (1431-1439) признавал Базельский собор и восстановление употребления святой чаши в церкви богемской. Пий II (1458) уничтожил эту привилегию. Адриан 11 (867 - 872) объявил гражданские браки действительными; Пий VII (1800 - 1823) осуждал их. Сикст V (1585 - 1590) обнародовал издание Библии и известной буллой одобрил чтение оной. Пий VII осуждал читающих оную. Климент XIV (1770 - 1791) уничтожил орден Иезуитов, дозволенный Павлом III; Пий VII восстановил оный.

Но к чему обращаться к столь отдаленным доказательствам? Святейший отец наш, присутствующий здесь, в своей булле, заключающей в себе правила для настоящего собора, не уничтожил ли, на случай своей смерти во время заседаний оного, то, что в прошлом могло проти­воречить ему, - даже решения своих предшественников? Я никогда не кончил бы, достопочтенные братья, если бы хотел предложить вашему вниманию все противоречия пап в их учении. Итак, если вы провозглашаете непо­грешимость действительного папы, то вы должны или до­казать невозможное, то есть, что папы никогда не проти­воречили один другому, или, иначе, заявить, что, по откровению Духа Святаго, вам бывшему, непогрешимость папства имеет свое начало только с 1870 г. Осмелитесь ли вы сделать это?

Простой народ весьма легко может относиться без­различно и пропускать без внимания те богословские во­просы, которых не понимает и которые считает мало­важными; но как бы безразлично ни относился он к религиозным вопросам, касательно фактов он держит себя иначе. Теперь не обольщайте себя. Если вы подпи­шете догмат папской непогрешимости, то наши враги-протестанты тем смелее войдут в протест, что имеют на своей стороне историю, тогда как мы имеем против них только наше собственное отрицание. Что мы скажем им, когда они выставят пред нами всех Римских епископов - до его святейшества Пия IX?

Папа Вигилий (538) купил папство у Велизария, полко­водца императора Юстиниана. Конечно, верно и то, что он нарушил свое обещание и ничего не заплатил за не­го. Согласно ли с постановлениями апостольскими поку­пать тиару? Второй Халкидонский собор положительно запретил это. В одном из постановлений мы читаем следующее: епископ, получающий свой сан за деньги, да лишится оного и да отлучится. Папа Евгений III  (в ори­гинале IV) (1145) подражал Вигилию. Святый Бернард, блестящая звезда своего века, порицал папу следующи­ми словами: «можешь ли ты показать мне в этом великом городе Риме какое-либо лицо, признающее тебя за папу, если только оно не было подкуплено золотом и серебром?»

Достопочетнейшие братья! Будет ли вдохновен Святым Духом тот папа, который производит куплю при вратах храма? Имеет ли он какое-либо право учить Церковь непогрешимо.

Вы очень хорошо знаете историю Формоза, чтобы прибавлять к ней что-либо. Стефан IX приказал вы­рыть его тело, одеть в папское облачение, персты, кото­рые он слагал для благословения, отсечь: - и потом бро­сили его в Тибр, объявивши клятвопреступником и беззаконным. За это он был впоследствии заключен в темницу, отравлен и удавлен. Но смотрите, как велось дело впоследствии. Роман, преемник Стефана, и после него Иоанн X восстановили память Формоза.

Но вы скажете мне, - это басни, а не история. Басни! Ступайте, монсиньоры, в Ватиканскую библиотеку и про­читайте Платина, историка папства, и летописи Барония (897). Это такие факты, которые, для чести папского пре­стола, не следовало бы обнародовывать; но когда идет де­ло о нововведении такого догмата, который может произ­вести в нашей среде великий раскол, то ужели любовь к святой Церкви, кафолической, апостольской, и Римской - должна наложить на наши уста молчание? Я продолжаю. Ученый кардинал Бароний, говоря о папском дворе, замечает (обратите особенное внимание на эти слова), - чем явилась Римская Церковь в эти дни. Как она безславна. В Риме управляют только всесильные придвор­ные. Они-то продают, променивают и покупают епи­скопство, и, страшно сказать, - они осмеливаются возво­дить на престол святого Петра своих любимцев, лже-пап (Бароний, - 912 г.).

Скажете ли вы, что эти лже-папы не истинны? Пусть так; но в таком случае, если в продолжение пятидеся­ти лет Римский престол был занят анти-папами, то как вы сохраните связь епископского преемства? Могла ли Церковь, по крайней мере, в продолжение полутора столетия, существовать без главы и оставаться без вождя? Теперь смотрите: большая часть этих анти-пап занимают место в генеалогическом древе папства и, вероятно, те самые, которых описал Бароний; потому что да­же Дженебрардо, великий льстец папства, осмелился заме­тить в своих летописях (901): это столетие несчастливо, так как почти в продолжение 150 лет папы не имели ни малейших добродетелей своих предшественников и сделались скорее отступниками (apostates), чем апостолами (Apostоles). Можно понять, как должен был краснеть зна­менитый Бароний, передавая потомству деяния этих Римских епископов. Говоря об Иоанне XI (931), законном сыне папы Сергия и Мароции, он записал в своих летописях следующие слова: святая церковь, т.е. Римская, была дерзко попрана таким чудовищем; Иоанн XII (956), избранный папою на восемнадцатилетнем возрасте, по влиянию придворных, был нисколько не лучше своего предшественника. Мне совестно, достопочтенные братья, осквернять ваш слух такими мерзостями. Я умалчиваю об Александре VI, отце и любовнике Лукреции; я отвра­щаюсь от Иоанна XXII (1316), который отвергал бессмертие души и был низложен святым собором Констанцским.

Некоторые возразят, что этот собор был только частный: пусть так; но если вы отвергаете авторитет его, то, по законам логики, должны признать незаконным и избрание Мартина V (1417), бывшее на оном. Что сделается тогда с папским преемством? Можете ли вы отыскать нить его?

Я не говорю о волнениях и расколах, которые бесчестили тогда церковь. В эти несчастные дни Римский престол был занимаем двумя, а иногда и тремя сопер­никами. Кто из них был истинный папа? Повторяю еще раз: если вы определяете непогрешимость настоя­щего римского епископа, то должны признать непогреши­мость всех его предшественников, без всякого исключения. Но можете ли вы сделать это, когда история с ясностью солнечного света подтверждает, что папы заблуждались в своем учении? Можете ли вы сделать это и доказать, что корыстолюбивые, кровосмесители, убийцы, святокупцы - папы были наместниками Иисуса Христа?

Монсиньоры! Истинно верующие обращают к нам свои взоры, ожидая от нас хоть какого-нибудь врачевства для излечения бесчислснных зол, бесчестящих цер­ковь; неужели вы обманете их надежды? Какова будет наша ответственность пред Богом, если мы оставим без всякого внимания этот торжественный случай, по­сланный нам Богом для уврачевания истинной веры? Воспользуемся им, мои братья; вооружимся святою храбростью; сделаем сильное и благородное усилие: возвратим­ся к учению Апостольскому, потому что без него мы имеем одни только заблуждения, тьму и ложные предания. Воспользуемся нашим разумом и умственными силами для того, чтобы признавать единственно непогрешимыми учителями в деле нашего спасения апостолов и пророков.

Твердые и непоколебимые на камне Боговдохновенно­го Священного Писания мы с полной верою пойдем пред лицом мира, и, подобно апостолу Павлу, в присутствии вольнодумцев, мы будем знать единого Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2, 2). Мы одержим победу проповедию безумия Креста, как Павел победил ученых людей Греции и Рима, - и Римская церковь будет иметь свой славный год ».

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author