pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Из переписки с о. Александром Амилахвари – сент. 2002 г.

Sent : Thursday, September 26, 2002
Subjet : Srochniy vopros :

Дорогой о Господе Отец Вениамин!

Так сложились обстоятельства, что мне придется на этой неделе в пятницу после Литургии и после обеда (часа в 3) поехать снова в Баркисимето, надо там служить общую панихиду, ехать на кладбище утром в субботу, а к вечеру - всенощная и т.д.

Самое трудное для меня там - вопрос с женой старосты. Приходится расхлебывать то, что натворил там в прошлые годы протоиерей о.Сергий Гуцаленко (ему сейчас около 85 лет). Жена старосты - венесуэлка католичка, но считала себя православной, т.к. о. Сергий допускал её к Чаше причащаться с... именем Эльзы! Предполагалось вначале будто бы он её миропомазал, но дочь о. Сергия со слов своего отца категорически сказала, что миропомазания не было, т.к. нигде в книгах не записано. Может быть он и делал, да забыл записать и теперь нет никакой возможности установить дату, так как ничего не помнит. В прошлый раз я не допустил её к Причастию, и им это было обидно, потому что она хочет быть православной как её муж. Что мне теперь с ней делать? Как поступить? Дорогой Отец Вениамин, дайте мне, пожалуйста, совет, как разрешить этот вопрос.

Безусловно она должна будет дать мне копию документа, что крещена в католической церкви.

О. Сергий уже сослужил у себя в храме в Валенсии с арабом монофизитом, а сейчас гостит у арабов католиков. Просто ужас, что творится!

Прошу Ваших молитв! Привет Вашей семье, Нед. Иерей Александр.

  

Envoyé : jeudi 26 septembre 2002 

Дорогой Отец Александр!

Только что мне звонил один давний знакомый с подобным вопросом.

Его мать, монахиня Варвара, была принята в Православие в 1947 г. без миропомазания, только с отвержением католических ересей. По-видимому это происходило в Парижской Евлогианской Церкви. Судя по Требнику так практиковалось в России до революции. В нашей РЗЦ всегда миропомазывали при переходе из католичества, до Собора 1971 г., на котором было постановлено, чтобы крестили переходящих из католичества, за исключением особого благословения от архиерея (ниже прилагаю Постановление).

Знавшие на протяжении десятков лет монахиню Варвару наши священники не задавали себе особых вопросов, а я, когда исповедывал в монастыре, об этом не знал. Вл. Серафим знал, но все считал нормальным. А сравнительно недавно о. Константин Федоров её миропомазал, а то, говорит он, она не находится в Церкви.

Звонивший мне, в связи с этим, очень взволновался также касательно своей жены, принятой в Православие со своим сыном в 1967 г. о. Герасимом через миропомазание; так было записано в метрической книге. Но фактически произошло нечто необъяснимое : сын был миропомазан, а мать нет!

Я думаю, что вопросы такого рода должны решаться во время перехода в Православие, а не после. Потому что вступление в Церковь завершается причащением Тела и Крови Господа Иисуса Христа. К этому страшному таинству, если оно было принято не случайным образом, а с намерением, волей и желанием быть православным, да и на протяжении долгого времени, нужно относиться, как к приобщению к Церкви, к Богу.

Можно толковать о том, как принимать в Православие, причем принимать католиков преимущественно чрез крещение, или, по икономии, чрез миропомазание. Но когда человек принят тем или иным чином - не возвращаться к вопросу о его вступлении в Церковь, как делали старостильники греки, крестившие нами принятых миропомазанием, пренебрегая даже тем, что люди были у нас в сане. Живущим в православных странах не всегда понятны сложные задачи миссионерства, с которыми встретилась русская диаспора.

Я считаю, что, в случае м. Варвары, не надо было её миропомазывать после 50 лет православной жизни из которых 30 лет в монастыре, и также касательно той матери, принятой в 1967 г., неведомо почему не миропомазанной.

В Вашем случае, на мой взгляд, следующие два момента могут помочь разрешить вопрос : она считает себя православной и о. Сергий её издавна причащал.

На основании этого, можно её считать православной и членом Церкви, при условии – и это нужно проверить, - что она действительно исповедует православную веру и отвергает заблуждения католической веры (как непорочное зачатие Пресвятой Богородицы, Филиокве, папскую непогрешимость, чистилище, причащение одними опресноками и т.д.); хоть вкратце, если не понимая всей сущности догматов, но с убеждением, что в католичестве есть ряд существенных погрешностей в вероисповедании, и этим отказываясь от него навсегда.

В таком случае причащайте её именем, находящемся в святцах (часто у католиков есть несколько имен, среди которых есть находящееся в святцах).

У меня был такой случай : присноп. о. Александр Трубников, бывший благочинный, принял католичку в Православие и причащал её под именем Симоны, а я её потом причащал под её вторым именем Магдалины. В Вашем случае, если есть такое второе имя - им можно причащать, а то можно и так как раньше происходило. Ведь у Сербов такие имена встречаются! Причем если давать новое имя, то нужно это делать на исповеди, во время разрешительной молитвы.

Предъявление католического акта крещения не существенно. Оно может иметь значение при переходе в Православие,  если имеется сомнение в бывшем её крещении.

Вообще, я принимаю переходящих в Православие через крещение, и принимаю через миропомазание только тогда, когда католик этого не может понять и упорно себя считает крещенным (это случается с пожилыми); я тогда принимаю через миропомазание, ради икономии, ради спасения человека (как об этом толковал Василий Великий), но добиваясь того, чтобы переходящий ясно понимал Единственность Православной Веры и Церкви. Последний такой случай у меня был наверное 20 лет назад.

Храни Вас Господь.Прошу Ваших святых молитв. Пр. Вениамин


Постановление Архиерейского Собора - сент. 1971 г.

По поводу крещения еретиков, приходящих к Православию.

Святая Церковь исповедывала со всех времен, что может быть только одно истинное крещение, то которое совершается в лоне Ея: «Един Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Исповедание «единого крещения» также приводится в Символе Веры. Что касается 46-го Апостольского Правила, оно гласит: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем».

Однако, когда ревность некоторых еретиков в борьбе с Церковью ослабевала и когда представлялось их массивное обращение к Православию, Церковь, заботясь о том, чтобы облегчить их присоединение, принимала их в лоно Свое действуя иначе.

Св. Василий Великий в Первом Правиле, которое было включено в Правила 6-ым Вселенским Собором, указывает на существование разной практики в разных странах касательно приема еретиков. Он объясняет, что всякое отделение от Церкви лишает человека благодати и пишет по поводу раскольников: «Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать стятаго духа, от которой сами отпали. Посему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением».

Однако, «ради назидания многих», Св. Василий не препятствует применению иного порядка для раскольников катаров в Азии. По поводу енкратитов он пишет, что «аще сие имеет быти препятствием общему благосозиданию», тогда можно также применить иную практику, объясняя что: «Ибо я опасаюся, чтобы нам тогда, как хощем удержати их от поспешного крещения, не воспятити спасаемых строгостью отлагательства».

Итак, св. Василий и Вселенский Собор основываясь на его писания, постановляют, что вне Церкви нет истинного крещения, однако приемлют по пастырской снисходлительности, именуемой икономией, прием некоторых еретиков и раскольников без нового крещения. И, соответственно этому принципу, Вселенские Соборы разрешили прием еретиков по разным чинам, учитывая ослабление их озлобления против Православной Церкви.

В Пидалионе дано по этому поводу объяснение Тимофея Александрийского. На вопрос: «Почему мы заново не крестим еретиков возвращающихся в Кафолическую Церковь ?», он отвечает: «Если бы это было так, то люди бы не спешили отойти от ереси, стыдясь нового крещения, тогда как мы знаем что возложением рук священника и молитвой нисходит Святой Дух, как об этом свидетельствуют Деяния Апостолов».

Что касается римо-католиков и протестантов, которые утверждают, что они сохранили крещение, как таинство (например лютеране), в России, в эпоху Петра Великого, была установлена практика их принимать без крещения, чрез отказ от ереси и миропомазанием протестантов и также католиков не получивших конфирмацию. До Петра Великого католиков крестили на Руси. В Греции практика тоже менялась, но вот уже триста лет, после краткого перерыва, была заново введена практика крещения для переходящих от католичества и протестантства. В Греции, не признаются православными те, кто был принят иным чином. Во многих случаях некоторые из наших прихожан не были допущены ко причастию.

В силу этих обстоятельств и увеличения в нынешнее время ереси экуменизма, которая старается стереть всякую разницу между Православием и ересями, до такой степени, что Московская Патриархия приняла решение вопреки святым канонам допускать в некоторых случаях ко причастию римо-католиков, Архиерейский Собор считает необходимым ввести более строгую практику, т.е. совершать крещение всех еретиков приходящих в Церковь, дозволяя применять иную практику только в необходимых случаях, с разрешения епископа, в духе икономии или пастырской снисходительности в отношении некоторых лиц, т.е. принимать в лоно Церкви католиков и протестантов, которые совершают крещение во имя Святой Троицы, путем отказа от ереси и миропомазанием.


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author