pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Имена святых.

Нужно помнить, что в Православной Церкви к имени каждого святого в месяцеслове, обязательно прибавляется его «чин» - преподобный, святитель, мученик и т.д., но иногда и прилагательное. Например: - Преп. Сергий и Герман Валаамские; Преп. Серафим Саровский

Это понятно. Но бывает и непонятные. Дадим объяснения некоторым из них.

Многие мученики – «стратилаты», т.е. полководцы, военачальники.

Св. влкмуч. Феодор Тирон, то есть воин, новобранец.

Для св. Иоанна Воина это земное звание перевели.

Св. Афанасия Патрикия, т.е. жена знатного вельможи.

Преп. Ефрем Сирин, он из Сирии, сириец.

Преп. Павел Фивейский, из города Фив.

Преп. Феодор Сикеот, по местечку Сикеи.

Преп. Моисей Угрин, что значит «венгр».

Преп. Моисей Мурин – эфиоп, темнокожий.

Знаменитый Синайский монастырь дал множество святых «Синаитов».

Св. преп. Савва Освященный, потому что рукоположен был в священники, по нашему иеромонах, что в 6 веке было среди монахов редкость. Подвижники этой обители близ Иерусалима стали получать прилагательное «Савваит», как преп. Стефан Савваит.

Преп. Иоанн Хозевит, при Лавре Хозевской (или Хузевской).

Несколько преподобных – «малеины» - по имени одной из гор на Афоне – Малеон или Малеи.

Около горы Олимпа (это в Малой Азии, а не известный греческий Олимп) была местность, называемая «Символы», с многими монастырями. Отсюда «св. преп. Тимофей, иже в Символех».

Преп. Симеон Дивногорец, по горе «Дивная гора» около Антиохии.

На Святой Земле, между Иерусалимом и Мертвым морем, было множество обителей, 6-го и 7-го веков, из которых сохранилось до наших дней Фаранская Лавра преп. Харитона. Это древние обители. Потом стали возникать новые. Тогда, в отличии от них, первые, древние, начали именоваться «ветхими». Например преп. Иоанн Ветхопещерник.

Св. преп. Феодор Трихина – по его одежде (власяница по греч. – трихина).

Преп. Сампсон Странноприимец. Император Юстиниан по его просьбе построил ему дом для странников.

«Столпники», подвижники простоявшие в башнях (столпах) разной высоты.

Некоторые св. исповедники – «начертанные», по гречески «грапти», т.е. «заклейменные». Иконоборцы клеймили их лица, как почитателей икон, обидными словами.

Св. Евстафий Плакида – его имя стоит в месяцеслове со своим прежним языческим именем.

Празднуемые 1 сентября три св. мученика названы «самобратии» по буквальному переводу с греческого слова «авта-дельфи», т.е. братья родные, кровные.

Пророк Захария – «серповидец», по его видению: «возведех очи мои, и видех, и се серп летящ».

Преп. Конон Градарь, от слова «огород». Он был крестьянин и был замучен, не желая принести жертву языческим богам.

Св. Павел Прусский, от города Прусиаса, близ Вифании.

Свят. Григорий Двоеслов и преп. Иоанн Лествичник – по своим произведениям.

Св. мучц. Евфимия, «сиреч, предала Отцев»», - неудачный перевод. По чуду с её мощами. Правильнее – «которая утвердила определение веры Отцев».

Св. подвижник Иоанн Колов. Это не русская фамилия. Перевод греческого: «калека» или «малорослый».

Преп. Исидор Пелусиот, по городу Пелузы во Египте.

Преп. Павел, иже в Латре. Место его подвигов – подошва Латрийской горы в Малой Азии.

Св. великомучц. Анастасия Узорешительница. По гречески скорее «отмеривательница лекарств», то есть, которая лечила. А не та, которая освобождала от уз.

Св. Григорий Палама сохранил в святцах свою фамилию (как святитель Иоанн Максимович).

Много и других имен святых требуют объяснения их «прилагательных».

(Составил Архиепископ Серафим (Дулгов), 1995 г.)


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author