pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

У истоков РИПЦ – Часть I

(Из недавнего прошлого)
    Колебательный процесс в становлении РИПЦ прозвучал в устах Архиепископа Лазаря, в сентябре 2001 г., в связи с письменным благословением Митрополита Виталия на епископскую хиротонию архимандрита Сергия (Киндьякова): «До Собора я ничего делать не буду... Меня все толкают во все стороны» (это примерно месяц после того, как сам вл. Лазарь дал свое согласие на эту хиротонию).

Однако, после личного благословения Митрополита Виталия от 11 марта 2002 г., Преосвященные Лазарь и Вениамин решили совершить, в августе 2002 г., четыре хиротонии, положив этим начало нынешней РИПЦ. Прежде чем совершить этот шаг, отчаявшись промедлением с созывом Архиерейского Собора РПЦЗ, они пытались заручиться содействием вл. Варнавы, обращаясь к нему и лично и через посредников (так, о. Алексею Пергаменцову в случае успеха было обещано епископство, о чем он сам поведал вл. Варнаве).

Желая во что бы то не стало выйти на самостоятельное положение в России у «Российских Преосвященных» (Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина) сложилась двоякая экклесиология. Одна часть, основываясь на их якобы принадлежности к «Катакомбной Церкви», должна была дать им статус исконно существующей РИПЦ, сестры-церкви РПЦЗ. Другая часть, основываясь на предпосылке, что после лавровского переворота они, с Митрополитом Виталием, оставались единственными законными архиереями исконной РПЦЗ, должна была им обеспечить присущую РПЦЗ каноническую основу.

Причем, их не смущал тот факт, что они участвовали заочно в лавровском соборе в октябре 2001 г., и, после него еще долго не могли найти путь к Митрополиту Виталию.

Многие действия  Митрополита Виталия расценивались ими, как неправомочные, потому что они были проведены без их согласия, как, например, снятие Митрополитом запрещения с Вл. Варнавы и хиротонии с ним новых  епископов в Мансонвилле в начале ноября 2001 г.

Их неуверенность и колебания выразились в том, что, с одной стороны, они признавали каноничным лишь Митрополита Виталия, а не Церковь возглавляемую им с ноября 2001 г., а, с другой стороны, для утверждения благословения Митрополита для нужных им хиротоний, они ждали Архиерейского Собора под его председательством? До последних дней земной жизни Митрополита Виталия они постоянно пытались добиться от него признания совершенных ими хиротоний. 

Увещание « Российских Преосвященных» Епископу Варнаве – окт. 2001 г.

Ваше Преосвященство, возлюбленный о Господе Владыко!

Сейчас в Нью-Йорке проходят заседания Архиерейского Собора РПЦЗ. К сожалению, в связи с недавними печальными событиями в США нам с Вл. Вениамином не удалось вовремя оформить визы для поездки на Собор, но тем не менее мы связались с Синодом и имеем возможность принимать участие в работе Собора по телефону и телефаксу.

Только что в разговоре с Епископом Гавриилом выяснилось, что Собор сейчас рассматривает вопрос о клириках Западно-Европейской Епархии, и в том числе Ваше дело.

Мы очень обеспокоены положением дел в России после Послания Сербскому Патриарху и Резолюции Собора 2000 года, однако Вл. Гавриил заверил нас, что Архиереи считают эти документы ошибкой и собираются их пересматривать. Но сначала они хотят закончить Ваше дело, и очень огорчены Вашим отсутствием, так как в случае Вашего неприезда в ближайшие дни могут быть наложены прещения.

Дорогой Владыко! Мы очень беспокоимся за Вас и за общий мир в нашей Церкви. Отдавая себе отчет, что Архиерей обязан в любом случае явиться на Собор, всей душой желая пребывать в единстве с Вами, призываем Вас положившись на Промысл Божий прибыть в Нью-Йорк, дабы в духе братской любви разрешить все накопившиеся проблемы, невзирая на всякие недоразумения и личные обстоятельства.

Да укрепит нас Господь пребывать в Чистоте Православия и единстве Духа в союзе мира. С любовью о Господе, Ваши во Христе собратья. +Архиепископ Лазарь, +Епископ Вениамин
13/26 октября 2001 г. Преп. Никиты Исповедника.
(Реакции на это письмо см. «Письма» от 20 ноября 2008.)

Письма Еп. Вениамину от о. Виктора Пивоварова.

1. Ваше Преосвященство!... Вы с архиеп. Лазарем не могли пойти за Синодом архиеп. Лавра так как знаете, что «катакомбная» Ваша паства не пойдет за Вами, и Вы останетесь без единого священника и без паствы...

Митрополит (Виталий) вручил почти все бразды правления Владыке Варнаве, посвятив его в архиепископы... Своим Заместителем до истинного Собора он определяет опять же нелюбимого Вами архиерея... Теперь можно предугадать Ваш выбор: или Вы примкнете к каким-либо раскольникам, типа суздальских, или создадите свой раскольнический «синод» - седьмой по счету. И тот и другой путь полностью безблагодатный....

К уходу в раскол Вы с арх. Лазарем всегда были склонны. Распри с епископом Варнавой имели причину не столько в его ошибках, сколько в тяге к Вашей «самостийности». В 1996 году на епархиальном собрании в Ростове Вы предлагали: требовать отделения от Синода, ввиду того, что теперь в России уже 7 епископов четыре законных и три «беззаконных» рукоположенных, находящимися под запретом. Мне пришлось подвергнуть это резкой критике, что Вас остановило.

В декабре 2000 г Вы вдруг стали отказываться от перерегистрации епархии и приходов с тем, чтоб уйти в «катакомбы». Произошел неприятный диалог. Я сказал Вам: «Тогда передайте управление епархией другому епископу, иначе Церковь Вам это закрытие не простит». Вы с горячностью выпалили: «Какая Церковь? Ты разве не читал указ Синода, что каждый может быть или катакомбником или открытым?». Вы помните, я ответил: «я читал этот указ, но он звучит по иному: кто не хочет выходить из катакомб может оставаться там, но должны признавать главенство над собой Синода. Так одно дело выходить или не выходить, а другое - уходить в них теперь при отсутствии гонении...

И далее Вы оба не поминали за богослужениями ни митрополита Виталия, ни архиеп. Лавра, пока не последовали протесты этому... От Вас не поступает никаких известий. Наконец, 7 декабря 2001 г.(гр. ст.) вы приехали и появились у меня вечером «на минутку». Первым вопросом моим был: «К кому Вы определились?» - «К Синоду».  «К какому Синоду? Архиепископа Лавра что ли?». - «К старому Синоду... Дело в том, что теперь все епископы покаялись перед Митрополитом Виталием, кроме Михаила и Марка, и Митрополит вернулся к управлению». «А что с архиепископом Варнавой?» - «Он остался архиепископом». «А три вновь рукоположенные..?» - «И они признаны... Но меня там ждут».

Мое сознание было просто парализовано такой беспардонной ложью. Это говорилось тогда, когда писалось « Послание Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия 24 ноябр./7 дек. 2001 г.», где значатся такие слова: «От нас ушли в полнее духовное бездорожье сторонники и последователи так называемого самочинного митрополита Лавра, пытающегося захватить власть в нашей Зарубежной Церкви... Отступники во главе с архиеп. Лавром не могут быть в ограде Церкви».
(6/19 декабря 2001 г. Святит. Николая Мирликийского Чудотворца. Священник Виктор Пивоваров).

 2. Ваше Преосвященство... Установление связи с епископом Владимиром в обход архиепископа Варнавы говорит опять же не в пользу чистоты Ваших устремлений. В разговоре с Вами выяснилось, что Вы заинтересованы спешно получить от Митроп. Виталия согласие на управление Вами (совместно) с архиеп. Лазарем всеми российскими приходами - полностью свободно от нового Синода[1], т.е. от архиепископа Варнавы, в руки которого явно должна перейти власть. Но и это еще не основная беда.

Все Ваши действия, вся Ваша церковная деятельность имеют направленность на «катакомбничество». Катакомбничество (когда есть условия для проповеди) отметает завет Христа: «Идите, научите все народы... Катакомбники не стараются открывать приходы для ищущих спасения... Закрытие почти всех приходов на Кубани, и уход священников от Вас говорит опять же об этом. И теперь Вы хотите, чтоб Вам с архиепископом Лазарем вверили управление всеми Российскими приходами.

Исходя из сего сказанного нужно признать, что мы люди разной веры. Поэтому Вы в настоящем разделении заняли третью позицию, направленную на «самостийность» какую я не могу и не хочу принимать, и потому прошу не препятствовать моему выходу из под Вашего управления.
(Священник Виктор Пивоваров 13/26 декабря 2001 года).

Из писем о. Виктора Пивоварова – май 2001 г.

Собор 2000 года выявил интересы каждого архиерея : уже по протоколам соборных заседаний было видно кто тянет к какую сторону. Под отступническим Посланием к пастве подписались все за исключением еп. Варнавы. Далее начался шквал протестов и прещений на протестующих, и еп. Варнаве пришлось быть во главе сопротивления отступлению этого Собора. Он, естественно, искал поддержки со стороны других епископов. Обращался он через своего секретаря и к еп. Вениамину, прося присоединиться, но последний, как сказал мне, «от согласия воздержался».

В эти же дни у меня с ним (еп. Вениамином – ред.) состоялся следующий разговор. Я задал ему вопрос : «Куда же вы, будучи катакомбниками, смотрели, когда подписывались под второй «декларацией Сергия» - под посланием Собора? Этому теперь вся Церковь протестует». «А что же теперь делать?» - «Надо согласовывать вопрос с архиеп. Лазарем и еп. Агафангелом и протестовать. Еп. Евтихий вышел из сергиан - к ним и возвращается». Начались отказы от своих подписей, однако без должной убежденности - под давлением священников. Архиеп. Лазарь отказался от подписи лишь тогда, когда его покинул свящ. Дмитрий Дубовицкий, да Воронежский священник и диакон.

На Собор 2001 г. поехал один еп. Агафангел, но на него надежд не возлагалось. Архиеп. Лазарь не поехал на Собор, сославшись на нездоровье, а еп. Вениамин дотянул с отъездом до последнего дня, когда было уже немыслимо уладить вопрос с визой, к тому же визы с США не выдавались из-за 11 сентября.

Проходит полтора месяца после Собора и никаких известий. Поступают смутные отголоски : будто 12 архиереев проголосовали за Лавра и он избран первоиерархом; что архиеп. Лазарь и еп. Вениамин заняли двойственную позицию и сначала не поминали ни митр. Виталия ни «митр» Лавра, потом же архиеп. Лазарь стал поминать митрп. Виталия, а еп. Вениамин уехал в Белорусию...

Я написал 6/19 декабря Уведомление о выходе из подчинения и послал еп. Вениамину. Через пару дней состоялся крупный разговор, в котором я требовал от него примирения с архиеп. Варнавой, иначе начнется новый раскол и я не хочу молчанием предавать Бога. Он же заявил, что его теперь забота наладить полностью отношения с еп. Владимиром, потому как он ближе к митроп. Виталию и к тому же из «наших».

В этом же разговоре он старался не то предупредить, не то застращать меня тем, что отходя от него я лишаюсь регистрации прихода. Потом я понял, когда спустя пару дней ко мне заявился представитель от администрации города и сразу же начал с вопроса : «Ну что там у вас : какое разделение?»

Я подал дополнительную записку к Уведомлению еп. Вениамину о своем выходе из подчинения ему в связи с тем, что раскольничье деление на ваших и «наших» продолжается с его стороны даже на моем приходе. Сам же, зная его нрав, стал ждать его вторжение : после Богослужения стал убирать с Престола Антиминс.

И вот это нашествие произошло в начале февраля. Был разговор. Он с усмешкой спросил : «Что, тебя трижды вызывали в администрацию города?» - «Но ведь это же Ваша работа : после ваших стращальств о том, что я рискую лишиться регистрации началось это».

Из дальнейшего разговора выяснилось, что он в переписке с «митроп.» Лавром и ждет его ответ... Попыталься также доказать «неправоту» митроп. Виталия с его попыткой уйти на покой и то, что идет гражданский суд о имуществе между «митроп.» Лавром и митроп. Виталием и что победа будет непременно за «митроп.» Лавром, а это значит уже то, что все кто с ним сохранят регистрацию, а кто с митроп. Виталием её лишатся. И опять упор на регистрацию... Я ответил : «Ну и что... Регистрация будет произведена новая. Но я вовек не пойду за Лавром, так же как и за вами раскольниками». «Ну тогда я тебе сделаю!... вскричал он, сбросил с себя пальто и бегом в алтарь; потом выходит мрачнее тучи и провозглашает : «О. Виктор! Где твой антиминс. Я должен проверить его состояние». «Ваше преосвященство! Я постарался прибрать его, потому что ждал нашествие ино...» Слово «иноплеменников» он не дал мне договорить, закричав : «Ну, я тебе сделаю!» Схватил пальто и удалился.

В письме по поводу его последнего визита я напомнил ему о его таком же поступке по отношению к свящ. Сергию Васанцу в ст. Кирпильской, где он в его отсутствие настроил против него старосту, после чего приход раздвоился и этот священник покинул еп. Вениамина. Так же поступили еще около десяти священников. Я даже написал ему : «Уже за это «святое» деяние можно называть вас «разрушителем приходов».

И еще надо заметить : всем священникам, покинувшим его, он вдогонку посылал указ о запрещении в служении. В этом, похоже, и заключается его «созидательное» служение. Прислал такой указ и мне после того, как узнал о том, что я принят в непосредственное подчинение Синоду.

Благословение Митрополита Виталия получил ранее (2/15 дек. 2001 г.) архиеп. Варнава и уже принял многих священников (в частности курских) под свой омофор. И теперь началось разделение у нас в России кроме как на верных м. Виталию и лавровцев, еще на лазаревцев и варнавинцев.

(см. Часть II "Письма" 6 июля 2009 г.)


[1] Обращение Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина к Митрополиту Виталию от 21.01.02 – см. «Письма» от 20.12.08.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author