pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

У истоков РИПЦ – Часть III

(см. Часть II "Письма" 6 июля 2009 г.)

Из письма Архиеп. Варнавы Епископу Владимиру – март 2002 г.

Ваше Преосвящентво, Дорогой о Господе Владыка Владимир!
Канны, 4/17 марта 2002 г. Преп. Герасима Иорданского.

После нашего телефонного разговора, хочу подтвердить и уточнить высказанное мною Вам свое непреклонное решение относительно предостваления Владыкам Лазарю и Вениамину полномочий для совершения епископских хиротоний двух кандидатов в России.

Этот проект не соответствует, на мой взгляд, интересам нашей Свободной Русской Православной Церкви и, в частности, я категорически возражаю против хиротоний, совершаемых Вл. Лазарем, так как он засвидетельствовал себя многократно своим совсем неожиданным поведением.

После Вашего настоятельного ходатайства за прием в лоно нашей Церкви Преосвященных Лазаря и Вениамина, в первых числах января 2002 г., я согласился на их прием с условием, что им будут предоставлены определенные и ограниченные полномочия в новой церковной организации. Вы меня тогда сильно озадачили, когда запросили для них расширенные полномочия, в частности предоставление Вл. Вениамину права приема переходящих от ушедшего в раскол епископа Евтихия, т.е. полномочия фактически на всю Россию. Я Вам тогда ответил письмом следующего содержания :

"Нужно приостановить намеченную организацию с Владыками Лазарем и Вениамином. Сейчас ведется разработанная акция для уничтожения нашей Церкви, в которой участвуют, по неволе эти преосвященные. Поэтому их нужно держать в самых ограниченных правах. Наоборот, как заместителю Митрополита Виталия мне необходимо предоставить широкое попечение о России."

Владыка святый, Вы или не обратили внинмания на эти слова, или же мне не поверили и, повидимому, продолжали благоволить к преосвященным Лазарю и Вениамину, вплоть до проведения их проектов о российских хиротониях.

Поэтому желаю Вам напомнить, Владыка святый, следующие моменты из недавней нашей истории.

26 октября 2001 г. Преовященные Лазарь и Вениамин обратились ко мне, по явному ходатайству Вл. Лавра, с целью убедить меня в необходимости "для церковного мира" явиться по вызову на архиерейский суд : "Мы очень обеспокоены положением дел в России после Послания Сербскому Патриарху и  Резолюции Собора 2000 г., однако Вл. Гавриил заверил нас, что Архиереи считают эти документы ошибкой и собираются их пересматривать. Но сначала они хотят закончить Ваше дело и очень огорчены Вашим отсутствием, так как в случае Вашего неприезда в ближайшие дни могут быть наложены прещения" 

Посудите, Владыка, преосвященные Лазарь и Вениамин призывали меня к признанию Власти Собора 2001 г, для собственного уничтожения всей моей борьбы за церковную Правду, нарушенную на Соборе 2000 г. Выступая даже в противовес Заявлению Вл. Митрополита от 5/18 октября, характеризовавшего этот Собор "собранием безответственных", и предлагая ложь Вл. Гавриила за чистую монету. Они себя намеренно ставили в положение выжидания, других же толкая в ров. Если бы эти их чаяния исполнились, возрождения нашей Церкви не состоялось бы.

Следует также напомнить, что Владыка Митрополит еще до возрождения нашей Церкви назначил меня своим заместителем. Что новый Архиерейский Собор с участием Вл. Митрополита и Вл. Сергия возвел меня в сан Архиепископа Каннского и Европейского, т.е. с полномочиями над всей европейской Россией. И что Вл. Митрополит благословил меня принимать под его омофор приходы вне территории моей обозначенной компетенции.

Что же получилось и как это получилось, что последующий наш Архиерейский Собор, с участием новых преосвященных Еп. Варфоломея и Вас, Владыка, как бы перекрыл решение Собора 5 ноября, принимая в общение Владык Лазаря и Вениамина в первых числах января с.г.? Где об этом определение? И как же я больше не «Российский» оставаясь «Европейским»? Или я больше не «Европейский»....

Теперь ближе к действию Вл. Лазаря, после того как он примерно два месяца находился вне нашей Церкви, тогда как десятки священнослужителей уже вошли в лоно Ея (находящиеся в составленном нами Списке), и я им выдавал необходимые для властей соответствующия свидетельства.

Вл. Лазарь приступает ныне к административно санкциональным действиям для возвращения утраченных им приходов и издает Указы для «духовенства Воронежской, Курской, Тамбовской, Белгородской, Харьковской, Одесской и других вверенных мне областей».

Позвольте задать вопрос : когда эти области были ему вверены в нашей Церкви?

Далее, в своем Указе от 6 февраля 2002 г. Вл. Лазарь, применяя Каноны недозволяющие «епископу простирать власть на людей подчиненных другому епископу», объявляет Указ от 3/16 декабря 2001 г. подписанный Преосвященным Варнавой незаконным: «Ссылка же на соборное архиерейское определение абсолютно неканонична, так как соборное определение на право обладания моей канонической территорией должно было быть подписано мною.»

Позвольте спросить : как оно могло быть подписано им, когда он появился в нашей Церкви только в конце декабря 2001 г., а наша Церковь имела свой Архиерейский Собор уже за два месяца примерно до того (5 ноября 2001 г.)?

Вспомните, Владыка, как в этом промежутке времени, постоянно поступали к нам сведения о том, что Владыки Лазарь и Вениамин помышляют об автономии с ссылкой на Указ № 362.

По всей вероятности эти их намерения уже бы исполнились, если наша Церковь не возродилась и не заняла бы их «территории» и не покинули бы их многие священнослужители....

Я предполагаю, Владыка, что Российские Преосвященные не получили полного удовлетворения на их прошение о предоставлении им самостоятельности, иначе Вы бы не просили моего согласия для совершения архиерейских хиротоний Преосвященными Лазарем и Вениамином.

В результате, я принципиально не согласен на предоставление Вл. Лазарю и Вениамину определенных административных прав до разрешения этого вопроса на Соборе, и я не благословляю предоставление им временной автономии, да еще с ссылкой на Указ 362 св. Патриарха Тихона; я не благословляю представляемую просьбу для совершения ими двух хиротоний в России, и протестую против административных действий Вл. Лазаря, пренебрегая подписанным мною Указом от 16 декабря 2001, в то время когда Вл. Лазарь еще не мог себя определить по отношению к неожиданному для него возрождению нашей Церкви.

В силу вышеизложенного, и обращая против нынешних церковно-административных действий Вл. Лазаря все Каноны, выставленные им в ответ на мои канонические действия в России с ноября месяца 2001 г., я считаю самым необходимым для церковного благоустройства в России определение Вл. Лазаря на покой на будущем Соборе[1].

Конечно после этого произойдет все на подобие уже бывших событий. Сформируется нечто вроде РИПЦ. Так или иначе все к этому идет, мы не можем закрывать себе глаза, а я содействовать этому не намерен. 
Прошу, Владыка святый, Ваших святых молитв. + Архиепископ Варнава.


Письмо Архиеп. Варнавы Митрополиту Виталию.

Канны, 1/14 апреля 2002 г. Преп. Марии Египетской
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит

Покорнейше прошу Вас приостановить созыв Собора, намечаемого на 27 мая, по следующим причинам.

Помимо затруднений чисто практического характера, в связи с судебными делами в нашей епархии, административными и финансовыми осложнениями для приезжающих представителей духовенства, особенно из России, основная причина, побудившая меня на этот решительный шаг, основывается на создавшемся нездоровом положении для нашей Церкви, в связи с принятыми позициями преосвященными Лазарем и Вениамином.

Владыка святый, Вы знаете лучше всех, как мы боролись за сохранение и возрождение нашей исконной Русской Зарубежной Церкви. Не только за себя боролись, а за всех тех, верных чад нашей Церкви в отечестве и в рассеянии сущих, не принявших апостасийного уклона Нью-йоркского Синода, и возлагавших на нас свои чаяния.

После Вашего, Владыка, мужественного Заявления в октябре месяце и вслед за ним хиротонии первого епископа в нашей возрожденной Церкви, Вл. Сергия, многие священнослужители и миряне со всех концов России потянулись к нам.

Гораздо позже обратились к нашей Церкви Владыки Лазарь и Вениамин. Мы их приняли в наше общение запросто и без рассуждения. Как будто их воссоединение было совсем естественным явлением.

Пересматривая, на досуге, совершившееся в связи с развивающимися вслед за ним событиями, я стал озабочен о судьбе нашей Русской Церкви.

Вл. Владимир утверждает, что преосвященные Лазарь и Вениамин всегда были в нашей Церкви. Но это совсем не так.

К Нью-йоркскому октябрьскому Собору они меня письменно уговаривали явиться, что означало подчиниться отступническому Собору и принять от него наказание.

Эти преосвященные участвовали на этом Соборе, как активные члены, чрез телефонную связь; в том же порядке они участвовали и в выборах нового митрополита.

Впоследствии, в течение полутора месяца, они пребывали в неопределенном положении касательно своего церковного будущего, тогда как большинство из их священнослужителей их покинуло. По нашим сведениям вырисовывалась у них перспектива самоопределения на основе Указа 362..

И когда мы стали организовывать церковную жизнь в России без них, временно на основе благочиний, с перешедшими под наш омофор священнослужителями, из бывших у владык Евтихия, Агафангела, Лазаря и Вениамина, тогда только обратились в нашу Церковь преосвященные Лазарь и Вениамин, утерявшие, к тому времени, большую часть своего духовенства.

Для определения этим преосвященным административных полномочий в России было принято решение на малом архиерейском совещании (18/31 января) о созыве Собора с участием представителей из клира на 27 мая 2002 г. В этом решении я не участвовал.

В осмыслении всего происшедшего, выступают такие события, как :
     - угрозы канонических прещений со стороны Вл. Лазаря и Вл. Вениамина в отношении к отшедшим от них священнослужителям, что уже привело к уходу некоторых к разным грекам,
     - их ходатайство о предоставлении им автономной администрации в России,
     - объявление Вл. Лазарем моего Указа 3/16 декабря, о принятии священнослужителей, как недействительным на его «территории», тогда когда он, Вл. Лазарь, сам находился в неизвестном положении, 
     - ссылка его на якобы Ваше, Владыка, благословение принимать под свой омофор переходящих священнослужителей от еп. Евтихия и Агафангела, и 
     - ряд других событий в том же порядке.

Посему, мое глубокое убеждение, что при таких общих тенденциях в нашей Церкви созыв Собора на 27 мая является неблагожелательным. Неопределенность положения в России, созданное деяниями и проектами преосвященных Лазаря и Вениамина, вплоть до взрывчатого положения, грозит окончательному упразднению нашей законной 1000 летней Русской Церкви. Не говоря о том, сколько еще священнослужителей уйдет от Русской Церкви в небытие или в другие национальные Церкви.

По всей вероятности Владыки Лазарь и Вениамин сами решатся, как давно об этом мечтают, на автономную церковную организацию, ссылаясь на Указ 362. Но да не произойдет эта противоестественная организация с нашего благословения, как некое самоупразднение и предательство перед Россией. Есть полная уверенность, что, подготовив «голоса» российского духовенства на Воронежском совещании 17 апреля, они на Соборе этого добьются и даже большего.

Во избежание нового раскола в нашей Церкви, еще раз настоятельно прошу Вас, Владыка святый, не созывать Собора в таких роковых обстоятельствах.

Обращение Воронежского Епархиального собрания к Архиепископу Варнаве
4-5 (17-18) апреля 2002 года г. Воронеж
Ваше Преосвященство, уважаемый Владыко!

К Вам обращается российское духовенство, сохраняющее верность традиционному курсу РПЦЗ и признающее власть законного Первоиерарха – Митрополита Виталия, а в России – старейшего из российских архиереев, архиеп. Лазаря и еп. Вениамина. Обратиться к Вам нас заставляет разрушительный ход событий в нашей Церкви, достигших своего накала в последние месяцы....

Если размежевание с апостасийными епископами из Синода м. Лавра прошло относительно спокойно, как дело, давно назревшее и естественное, то действия Ваши или совершенные от Вашего имени в последние месяцы повергли всех благомыслящих людей в России в состояние скорби. Иначе, как удар в спину братьям, назвать их невозможно. За поддержку, выраженную Вам в Воронежском послании, российские архиереи получили от Вас поощрение тех лиц, которые буквально мешают их доброе имя с грязью....

Простите, досточтимый Владыко! Обращаемся к Вашей архипастырской совести единственно по великой скорби за судьбу нашей Церкви в России, трагедию которой мы наблюдаем в последние месяцы. Если не остановить проводимый погибельный курс, близок бесславный распад ее с присоединением остатков к расколам Хризостома, Каллиника или Валентина. Не думаем, чтобы Вы этого хотели....[2]

 В эти дни Великого поста Господь всех нас призывает к примирению. Ради единства нашей Церкви, ради нашего Первоиерарха, страдающего от церковных нестроений, просим и молим Вас, Владыко, - примиритесь с российскими архиереями – своими собратьями. Одно движение Вашей воли может сделать то, чего не сделает никто. Мир в нашей Церкви доставит истинно пасхальную радость всем верным ее чадом. Сие да буди, буди!
(Подписи Архиеп. Лазаря, Еп. Вениамина и участников Собрания).


Заявление Архиеп. Варнавы по поводу Воронежского Совещания апр. 2002 г.

Обман и позор увенчали 2-е Воронежское Совещание 17 и 18 апреля 2002 г.

Обман. Потому, что есть основания думать, что письмо к Вл. Лазарю, за подписью Митрополита Виталия, на котором выстроены все деяния Воронежского совещания - фальшивка[3]. Если же не так, то Владыку Митрополита кто-то позорным образом побудил согласиться с предложенным ему документом, не имеющим никакой силы в вопросе всецерковного характера (прил. 1).

Позор. Потому, что преосвященные Лазарь и Вениамин согласились на такой обман и вовлекли в него целый ряд клириков и мирян, устроив настоящее учредительное Собрание новой церковной организации, обратившееся, в частности, с лицемерным письмом к Вл. Митрополиту и с обличительным актом по моему адресу.

Этим нравственным беззаконием заканчивается двуличная деятельность «Российских» Преосвященных, подтолкнутых на такую авантюру своим окружением, срочно пополненным братьями Алферовыми, печать которых красной нитью проходит в деяниях этого Совещания.

Много претерпевшая от всевозможных своих врагов законная Русская Православная Церковь вступает таким образом в новый период своей истории, когда предвиденный нами лазаревский раскол попытается Её окончательно стереть с лица земли[4], но сможет лишь очистит Её от чуждых Ей элементов, преследовавших свои личные цели.

Со всею верностью истинной, законной Русской Православной Церкви заграницей и Ея Главе, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию, назначившему меня своим засестителем на случай чрезвычайного положения[5], я призываю всех искренних членов Русской Православной Церкви заграницей, верных Ея духу, и Её исповеданию истинного Православия и любви к России, следовть с нами по положенному нами пути, когда, при совершении первой Вл. Митрополитом со мной хиротонии 5 ноября 2001 г. стали восходить вновь к Всевышнему наши надежды. 6/19 апреля 2002 г. 

(см. Часть IV  "Письма"  9 июля 2009 г.)

[1] Не прошло и года, как полностью изменилась позиция Вл. Варнавы в этом вопросе. Попутно сменилось его отношение к секретарю прот. В. Жукову, вплоть до обвинения его в пользовании без его ведома его фак-симильной подписи.

[2] В данный момент РИПЦ прилагает усиленные старания чтобы вступить в евхаристическое общение с Хризостомом. 

[3] Уважаемый Петр Николаевич! На Вашем сайте по адресу: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-213.htm опубликовано "письмо" Митрополита Виталия архиеп. Лазарю от 26 фев./11 марта 2002 г. о якобы благословении Первоиерарха на совершение епископских хиротоний в России. О таком письме мне приходится слышать впервые. На мой взгляд это является фальшивкой и провокацией, потому что вопрос об административном положении в России входит в компетенцию только Архиерейского Собора (а не отдельного епископа даже в сане Митрополита), о чем неоднократно говорил сам Митрополит Виталий.
Петр Николаевич, у меня к Вам большая просьба: пришлите, пожалуйста, оригинал (факсимиле) этого письма. Заранее Вам благодарен. +Епископ Владимир, Мансонвилль, Канада 6/19 апреля 2002 г.

[4] Сегодняшние события в связи с попыткой сближения РИПЦ с Хризостомом показывает насколько это опасение находится на грани исполнения : после кончины Митрополита Виталия, уверяют представители РИПЦ в переговорах с Хризостомом, РПЦЗ перестала существовать; Митрополит признал лазаревцев и РИПЦ - законная наследница РПЦЗ, о чем Архиеп. Хризостом четко объявил недавно в одной из своих проповедей. 

[5] «В случае непредвиденных обстоятельств, временно нести полномочия Заместителя Первоиерарха РПЦЗ — впредь до избрания новаго Заместителя Зарубежной Церкви сохранившими верность Православной вере архиереями — завещается Епископу Каннскому Варнаве»

 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author