?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

У истоков РИПЦ – Часть V

(см. Часть IV «Письма» 9 июля 2009 г.)

V.1 - В преддверии Одесских хиротоний

18 апреля 2002 г. Дорогой отец Вениамин! Спасибо за сообщение. Сегодня мне сообщили из Воронежа, после их первого дня совещаний, что Вл. Лазарь там прочитал письмо Вл. Митрополита, привезенное ему бывшим протоиереем Владимиром Клиппенштейном (ныне монах Ириней) из Мансонвилля (он там был с 9 по 12 марта). В письме Вл. Митрополит благословляет создание «параллельного синода» (?!) и совершение хиротоний. Это Вл. Лазарь сказал он сделает, когда наступит время. Завтра надеюсь получить уточнения.
Итак, я остаюсь при своем мнении, высказанном в письме Вл. Варнаве МЕСЯЦ тому назад, которое я переслал вчера Вам и о. Николаю – если Вл. Варнава хочет что-то СДЕЛАТЬ, ему нужно НЕМЕДЛЕННО выехать в Мансонвилль (пригласив Вас и о. Николая), обсудить все с Вл. Митрополитом (без Роснянской) с тем, чтобы Вл. Митрополит передал бразды правления РПЦЗ(В) ему. Никакими писульками, как бы умно не составленными, Вы не замените ПРЯМОЕ и РЕШИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ....
С Богом, Будзилович, Пётр Николаевич. Еще одна попытка захватить Митрополита Виталия.

8 августа 2002 г. Дорогая Ольга Ивановна! Спаси Вас Господь за Ваше письмо. Для меня кислородом веет всяк не приемлющий лазаревские любезности за чистую монету. Слава Богу что в России много людей отрешившихся от советской лжи и притворства.
Ответ Вл. Варнавы нужен[1]. Владыка меня уже настроил к большой мягкости, даже хотел сам звонить Вл. Лазарю. Он бы тогда перед ним пролил слезы дружбы и заверения в любви. Потом сожалел бы движение своего сердца: Ах, вздохнул бы он, как они со мной обратились!...
Сейчас на Вл. Варнаву сильно действует о. Герман, который, как всегда, только видит витрину во всяком деле.
У меня поэтому сейчас тяжелый момент. Будзилович хотел все разобрать «по косточкам» и узнав, что я буду отвечать прислал мне все ссылки. Не смею настаивать, но если Вы бы взялись обсудительно ответить на весь этот балет колебаний Вл. Лазаря – фактически его тайного окружения – то я Вам был бы очень благодарен. Храни Вас Господь. Пр.В.

15 августа 2002 г. Дорогой Петр Николаевич!... СКАЧЕТ СТРАШНАЯ МЫСЛЬ: НЕ БУДЕТ ЛИ У ЛАЗАРЯ ЭКЗАРХАТ «РИПЦ» в АМЕРИКЕ?? Пр. В.
Да уж наверно будет. При таком разладе, люди разбредутся, кто куда. Повторю то, что сказал в другом письме – когда нет руководства, то КТО-ТО начнет руководить.... Нужны РЕШИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ! Хотя Вл. Варнава и доказал свою неспособность «брать быка за рога» - помните, я давно писал, что ему следует НЕМЕДЛЯ ехать в Мансонвилль и просить Митроп. Виталия передать ему свои полномочия Митрополита, а после этого наводить порядок? Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Он – единственный, имеющий законное право на некую преемственность. Даже теперь еще не поздно! Но – нужно делать это не завтра, не на следующей неделе, не СИДЕТЬ И ВЫЖИДАТЬ, а сразу же ехать. А уже сегодня он должен позвонить влл. Лазарю и Вениамину и удостовериться, что хиротонии действительно были совершены. Если это произошло, то он должен лететь в Мансонвилль и перенимать бразды правления. С Богом. Будзилович, Пётр Николаевич.

 

V.2 – Письмо Еп. Вениамина Митрополиту Виталию – авг. 2002 г.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе Владыка Виталий! Христос посреди нас!

Желаю Вам содействия Божия во всех Ваших трудах, заботах и попечениях об Истинной Церкви Христовой.

По приглашению Архиепископа Лазаря Одесского и Тамбовского я прибыл 12/25 июля в Одессу, и в данный момент пребываю в его доме в Великом Дальнике. Здесь мне стало известно, что Архиерейский Собор, назначенный вторично на 3 сентября н.с., перенесен Вами на неопределенное время (из письма от 11/24 июня 2002 г.[2], в День Святого Духа). Это решение Вы, Владыка, принимали своей властью, только мне думается, что не свободно, а по настоянию Вашего окружения.

Когда я просил Вас назначить работу Собора ближе к Пятидесятнице или сразу после нее, то Вы ответили мне, что «многоразовое перенесение даты Собора не представляется мне возможным» (письмо от 30 апреля 2002 г., E-mail). Со своей стороны я принял такое Ваше решение, как испытание нашего терпения и покорности воле Божией.

 Простите меня, дорогой Владыка. Я, грешный, получил через Ваши руки апостольскую преемственность и Ваше наставление быть верным Христовой Церкви и Вам. С Божией помощью храню это и по сей день. Надеюсь, милостью Божией и Вашими святыми молитвами, и в дальнейшем пребывать на этом пути спасения.

Между тем, церковная жизнь в России срочно требует от нас четких решений и действий в рамках Свв. Aп. Правил и Св. Евангелия. На основании данного Вами благословения и указания устроить церковное управление в России, единодушного с Вами, Архиепископ Лазарь Одесский и Тамбовский решение таких сложных вопросов взял на себя. К этой нелегкой и сложной в наши дни задаче, присоединился и аз, недостойный.

Нами были рукоположены четыре викарных епископа: Дионисий (Алферов), епископ Боровический (Новгородская обл.), Ириней (Клипенштейн), епископ Бурненский (Казахстан), Гермоген (Дуников), епископ Жлобинский (Белоруссия), Тихон (Пасечник), епископ Шадринский (Сибирь). Их подробные биографии будут предоставлены отдельно.

Припадаю к Вашим Святительским и старческим стопам, которыми Вы когда-то, в детские годы, бегали по родной русской земле. Испрашиваю Вашего признания, как Первоиерарха, новых хиротоний.

С братской любовью во Христе, + Епископ Вениамин, Черноморский и Кубанский, 6/19.08.2002 г.

 

V.3 - Письмо «ставленника» Дионисия (Алферова) Митрополиту Виталию – авг. 2002 г.(полученное факсом из Мансонвилля 24 августа 2002 г.)

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе Владыка Митрополит! Благословите.

Пишет Вам Ваш ставленник Дионисий (Алферов). Вы, Владыко, в 1995 г. посвящали меня в степени чтеца, иподьякона и дьякона, по Вашему благословению я был рукоположен во иеромонаха. На Соборе 1996 г. Вы предлагали меня кандидатом во епископы. Вы помните, дорогой Владыко, что я боялся высоты этого служения и отказался. Вернувшись в Россию, куда Вы меня направили в качестве миссионера, я служил на приходах Новгородской области вместе с братом иереем Тимофеем. На родине основателя нашей Церкви Митрополита Антония мы посильно проповедовали учение Зарубежной Церкви, старались привлекать в ее лоно новых чад. Почитая Вас своим духовным отцом, которому я обязан своим церковным бытием, я всегда старался защищать Ваше доброе имя от нападок, как тех, кто тянул в сторону отступнической патриархии, так и тех, кто, пытаясь быть правее и «православнее» нашего Первоиерарха, склонялся в сторону раскола. Мы с братом никогда не участвовали ни в каких церковных партиях или самочинных сборищах, не пытались быть в числе приближенных епископов Евтихия, Михаила и других, хотя не нарушали при этом церковную дисциплину.

 Для нас была единственная Истинная Церковь - Русская Зарубежная, учение которой мы восприняли всем сердцем, и исповедали устами. Для нас были главным авторитетом Вы, наш Первоиерарх, наследник Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета. Многим такая наша позиция не нравилась...

В июле прошлого 2001 г., после злосчастного Синода, который незаконно отстранил Вас, дорогой Владыко, от власти, мы перестали поминать правящего епископа Евтихия - активного участника этого церковного переворота, и послали ему уведомление об этом. Мы поминали только Вас, нашего законного Первоиерарха[3]. В сентябре 2001 г, мы с братом участвовали в Воронежском совещании Российского духовенства под председательством Архиепископа Лазаря, собранного для подтверждения верности прежнему курсу РПЦЗ и Вам, как нашему Первоиерарху. В октябре того же года я был приглашен французским духовенством РПЦЗ в Париж, на собрание тамошнего духовенства, которое также высказалось в Вашу поддержку и отвергло разбойничий Собор 2001 г. Мы подписывали все послания против предательского курса, проводимого синодом архиеп. Лавра. Из наших статей и обращений, посвященных апостасии в МП и "новому курсу" в РПЦЗ, и поддержки Вас как законного Первосвятителя, за последние годы составились три брошюры.
     
    
Дорогой Владыка Митрополит! Упоминаю об этом, «в безумии моем хваляся» только потому, что от некоторых лиц в последнее время мы с братом подверглись несправедливым обвинениям. По недоразумению или зависти - Бог их знает, - некоторые люди обвиняют нас в искажении учения Зарубежной Церкви. Мы всегда стремились к правде Божьей и не искали в Зарубежной Церкви личных выгод. Поэтому мы готовы дать ответ о нашей вере и деятельности Вам, нашему Первоиерарху, если Вы сочтете это нужным. Просим Вас Владыко не верить на слово нашим обвинителям, «но да будет выслушана и другая сторона».

После отступнического Собора 2001 г. в России наступил развал церковной жизни, каждый делал то, что считал нужным. Мы сохранили от развала наше Новгородское благочиние, состоящее из семи общин с домовыми храмами и трех иереев, и поминали только Вас как Первоиерарха РПЦЗ. В марте сего года наше благочиние присоединилось к Епархии старейшего российского архиерея, .............................. (неясность от плохой передачи факсом – ред.)...

Исходя из сложной церковной обстановки, ради сохранения церковного мира, Владыки Лазарь и Вениамин не решились сразу исполнить Ваше распоряжение, хотя того требовала церковная нужда, и с этим было согласно собранное в Воронеже духовенство. Мы все помним слова из Вашего Духовного завещания на Рождество 2002 г. верить только Вашему живому голосу, исполнять только Ваше свободное решение.

В начале августа я был вызван Архиепископом Лазарем в Одессу. Мне было объявлено решение Владык Лазаря и Вениамина о моей хиротонии викария Одесско-Тамбовской Епархии. По послушании Владыкам и в исполнение Вашего Распоряжения, хотя со страхом и трепетом, я принял это назначение. 23 июля/5 августа, в день Почаевской иконы Божией Матери я был рукоположен Вл. Лазарем и Вениамином во Епископа г. Боровичи нашей Новгородской области.

Знаменитый наш богослов A.C. Хомяков писал, что епископ является таковым, во первых, перед Богом в своей архипастырской совести, во вторых перед теми людьми, которые его признают в этом качестве. Для меня самого нет сомнений в действительности моей епископской хиротонии. Но ради людей, ради паствы смиренно прошу Вас дорогой Владыко Митрополит, признать мою хиротонию и утвердить мое назначение.

В прошлом году мы нашли в наших краях и привели в порядок могилы матери, брата и дяди Митрополита Антония (Храповицкого), в этом году привели в порядок могилу его отца. Желали бы, чтобы на Новгородской земле, родине основателя РПЦЗ, продолжала существовать Истинная Церковь, и сохранялся ее епископат.

Сохраняя молитвенное общение и каноническое подчинение Вам, дорогой Владыка, Владыки Лазарь и Вениамин посылают Вам подробный отчет о нашей деятельности, который должен передать Вам новорукоположенный Епископ Ириней. От себя могу лишь добавить, что новые архиерейские хиротонии возродили в нас надежду на оживление церковной жизни в России. Мы, новорукоположенные российские викарии, вместе с нашими Владыками Лазарем и Вениамином, находимся в полном единомыслии, единодушии и братской любви. Вместе, мы исповедуем верность идеалам Русской Зарубежной и Катакомбной Церкви; вместе желаем строить церковную жизнь на законных канонических основаниях и взаимной христианской любви. Мы верим, дорогой Владыка, что претерпенные Вами страдания за церковную правду, принесут обильные плоды для церковного строительства, что по Вашим молитвам Господь разженет тучи неправды, клеветы и подозрений, омрачающих в последнее время нашу церковную жизнь.

Испрашиваю Вашего архипастырского благословения и святых
молитв, Вашего Высокопреосвященства недостойный послушник,
Епископ Дионисий.
Подпись: + Епископъ Дiонvсiй (Алферовъ).
6/19 августа 2002 г. 


[1] Имеется ввиду письмо Вл. Лазаря:
«Дорогой о Господе Владыка Варнава! Христос Воскресе!
В эти радостные пасхальные дни, в преддверии Святой Пятидесятницы, примите мои сердечные поздравления и уверение в искреннем расположении к Вашему Высокопреосвященству....
Вас, Владыка, неправильно информировали. Я хочу лично уверить Вас, дорогой Владыка, что я никогда не отходил от Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Виталия.
В единомыслии и Любви, уважении и доверии выполним наш долг, волю нашего Первосвятителя, законного Возглавителя Русской Церкви Митрополита Виталия и, как и двадцать лет назад, но уже вместе, совершим для России епископские хиротонии.
В этом я вижу Промысел Божий над нами, Владыка.
Вашего Высокопреосвященства любящий собрат.
17/30 Мая 2002 св. ап. Андроника,  + Архиепископ Лазарь».

[2] Обращение к Преосвященным Митрополита Виталия от 11/24 июня 2002 г.:
« Ваши Преосвященства, Преосвященнейшие Владыки!
Я еще раз узнаю, что назначение Собора на 7/20 августа с. года, было сделано не посоветовавшись со всеми архиереями, главным образом с моим заместителем Архиеп. Варнавой.
На основании сего и других не менее важных соображений, я считаю необходимым отложить Собор на другое время.
По практике предыдущих Соборов необходимо создать предсоборную комиссию для изучения условий для его созыва.
Поручаю Преосвященному архиеп. Варнаве сделать мне предложение относительно состава такой комиссии.
После утверждения его мною, комиссия может приступить к обсуждению вопросов финансовых, приглашения священников и делегатов мирян и других дел, о чём должна будет представить мне отчёт, и только после этого можно будет думать о возможной дате Собора».

 [3] Свидетельство участника Воронежского совещания, о. Валерия Рожнова:
«Во всем происходящем следует отметить очень важное обстоятельство. Участники первого Воронежского Всероссийского Пастырского Совещания (сент. 2001 г. – ред.) могут засвидетельствовать о том, как противились вл. Лазарь и поддерживающие его о. Дионисий и о. Тимофей Алферовы разрыву евхаристического общения с лавровским расколом, и напротив – как обвиняли в провокационных и раскольнических действиях то духовенство, которое заявило о своем разрыве молитвенного общения с синодом вл. Лавра». (Из обзора «Кто подталкивает владыку Лазаря к беззаконию?», Преполовение Пасхи 2002 г.).

 


Comments