?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

У истоков РИПЦ – Часть VI

 

(см. Часть V «Письма» 22 июля 2009 г.)

VI.1 -Письмо прот. В. Жукова – авг. 2002 г.
24 августа 2002 г.

Дорогой отец Виктор! Посылаю Вам два документа по делу Одесских хиротоний.

Последние дни были крайне напряженными. В день Преображения узнал, что собрались в Мансонвилле на неожиданное, нами неведомое совещание с Владыкой Митрополитом: Вл. Владимир, о.о. Виктор Мелехов, Иосиф Сундерланд, Спиридон Шнайдер и т.д,

Мы с о. Николаем Семеновым заготовили проект соборного заявления наших архиереев на одесские события. С полного одобрения Вл. Варнавы отправили его факсом в Мансонвилль. К сожалению наш текст пришел на час после того, как Владыку Митрополита привели к подписанию единоличного обращения к влл. Лазарю и Вениамину. Мы начали переживать из-за самоубийственной нашей наивности и мягкотелости. Когда наш текст был все же прочитан в слух, он вызвал некое недоумение своей якобы суровостью, тогда как уже подписанное письмо, по словам о. Константина Федорова (вызванного ими на это совещание) может коснуться их сердца («Российских Преосвященных» -ред.) и привести их к покаянию!!

Когда многие разъехались, наше письмо было вновь прочитано Митрополиту в присутствии о. Никиты, с которым я также созванивался, чтобы пожаловаться на нашу позорную наивность в этом деле. Митрополит подписал наш текст. Мы сообщались также с Вл. Сергием и он тоже его одобрил.

Что касается первого письма, личного Вл. Митрополита, почему-то оригинал его был у о. Виктора Мелехова, который поспешил его послать «Российским Преосвященным». Что касается нашего проекта, подписанного Владыкой Митрополитом, Вл. Владимир «мобилизовал» Влл. Сергия и Варфоломея, чтобы смягчить заключительный абзац. У нас стояло: они себя поставили вне РПЦЗ, а ими было предложено: они себя поставляют вне....

Самое главное то, что наше соборное Заявление вышло вот сейчас в окончательной форме и я уже его посылаю.

Силы угасают, но погибать за Лазаря это чересчур глупо! Теперь нужно будет приступить к вопросам Собора. Составить список возникающих вопросов и их со всеми обсудить. С Богом. Пр. Вениамин.

 
VI.2 – Обращение Митрополита Виталия после Одесских хиротоний.
7/20 авг. 2002 г.

Высокопреосвященнейшему Лазарю, Архиепископу Одесскому и Тамбовскому, Преосвященнейшему Вениамину, Епископу Черноморскому и Кубанскому. Ваши Преосвященства!

До меня дошло известие, что вы совершили хиротонии новых трех епископов. Если это действительно так, то я, как Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, официально заявляю, что эти хиротонии являются неканоничными. Тем более, что кандидатуры этих священнослужителей не были представлены для обсуждения всем архиереям. Как Вам известно, вопросы хиротоний новых епископов, их титулов и учреждений новых епархий могут решаться только на Архиерейских соборах.

Прошу вас воздержаться от дальнейших ошибок. О дате предстоящего Архиерейского Собора вам будет сообщено дополнительно, на котором будет вынесено окончательное решение о новохиротонисанных вами священниках, но без их участия.

Искренний доброжелатель вашего о Христе спасения.

Подпись: + Митрополит Виталий

 

VI.3 - Определение архиереев Русской Православной Церкви Заграницей относительно хиротоний, совершенных Архиепископом Лазарем и Епископом Вениамином.
8/21 августа 2002 г. Свят. Емилиана испов., еп. Кизического

Нам стало известно, что Преосвященные Архиепископ Лазарь и Епископ Вениамин на днях завершили четвертую архиерейскую хиротонию.

Это было сделано без согласия и ведома Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей. Такого рода действия подлежат церковному осуждению.

Внимательное рассмотрение обстоятельств, приведших к этому прискорбному событию, позволяет дать точную характеристику целей и развития дальнейших действий новосозданного таким образом обособленного епископата.

Уже в январе месяце сего года Преосященные Лазарь и Вениамин обратились к Митрополиту Виталию с просьбой преподать им благословение на создание автономного управления в России. Естественно, что такое прошение подлежало обсуждению Собора.

Эти преосвященные в дальнейшем действовали по первоначальному направлению и, видимо, признавая за одним только Владыкой Митрополитом законную власть в нашей Церкви, добились от него письменного благословения на произведение ими хиротоний и на создание церковного управления, в виде некоего параллельного Синода. Следовательно, деяния 2-го Воронежского пастырского совещания (17 /18 апреля с.г.) происходили в плане создания таким способом нового церковного организма для России. И только реакция Архиепископа Варнавы на принятый новый курс и реакция Епископа Владимира, объявившего этот документ о совершении хиротоний и об учреждении Автономной Церкви, за одной лишь подписью Митрополита - неправомочным, приостановили проведение в жизнь намеченной цели.

Когда Еп. Вениамин запросил Митрополита Виталия о значении преподанного им благословения 11 марта, Вл. Митрополит ответил, что вопрос чересчур важный и нуждается в соборном решении.

Созданное положение должно было обсуждаться на предстоящем Соборе нашей Церкви, для созыва которого Архиеп. Варнаве поручено создать Комиссию (24 июня 2002 г.). О создании предсоборной Комиссии было сообщено и Преосвященным Лазарю и Вениамину.

Следовательно, произведенные хиротонии являются грубым нарушением Правил соборности Церкви.

Более того, самочинное умножение епископов, подчиненных Преосвященным Лазарю и Вениамину, выявляет их намерение принудить нашу Церковь на предоставление просимой ими автономии.

Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей заявляем, что не приемлем ни этих антисоборных хиротоний, ни принудительных мероприятий для предоставления такой автономии.

Кроме сего, Преосвященные Лазарь и Вениамин и поставленные ими епископы далеко не вызывают согласия всего нашего духовенства в России, ради которого нам надлежит по священному долгу прилагать все наши усилия.

Мы только можем заключить, что своими незаконными действиями Преосвященные Лазарь и Вениамин и иже с ними, поставляют себя вне состава Русской Православной Церкви Заграницей.

Подписи: +Митрополит Виталий, +Архиеп. Варнава, +Еп. Сергий, +Еп. Владимир, +Еп. Варфоломей.

 

VI.4 – Из переписки прот. В Жукова с П.Н. Будзиловичем
8 сентября 2002 г.

Дорогой Петр Николаевич!.... 
С самого начала дело Собора было поставлено не правильно: вся «срочность» Собора опиралась на том, что нужно якобы предоставить «Российским Преосвященным» расширенные права. Этой цели посвятил себя с января месяца Вл. Владимир (я достаточно переписывался с ним на эту тему и настрадался от него; когда я его спросил: каким образом Влл. Лазарь и Вениамин вошли в нашу Церковь? – его ответ был: они всегда были в Ней!). А теперь, некоторые, торопящие нас с Собором, надеются еще всадить Лазаря на коня: дескать Собор должен еще решать о хиротониях.

Мы не должны себя заключать в искусственно созданные и поддерживаемые темы. Лазарь был принят без соборного постановления, он вошел как бы в открытые ворота, пусть теперь без соборного постановления и уходит от нас, дверь ему открыта. А он задерживается и, при помощи Клиппенштейна, думает повлиять на наших сердобольных преосвященных, чтобы украсть у нас легитимность Зарубежной Церкви и оставить нас с опустошенной церковной организацией заграницей.

Наше дело двигаться, но торопиться сейчас нельзя, умоляю Вас ради России. Собор должен подготовляться идейно правильно, не только теоретически, а жизненно. Это начинает проявляться, но нужно время и терпение для того, чтобы Бог нам помог. Храни Вас Господь. Пр. Вениамин.

 

VI.5 – Из Обращения о. Виктора Пивоварова к Архиереям РПЦЗ. 6/19 сент. 2002 г.

 

Ваше Высокопреосвященство, Владыка Митрополит Виталий и Ваши Преосвященства, Архипастыри Русской Православной Церкви Заграницей.

По установившейся практике обращаться с низов Церкви к вниманию архипастырей о нуждах паствы, обращаюсь и я к Вам со своими соображениями относительно насущных проблем.

Теперь вопросом первостепенной важности пред Вами стала необходимость правильного решения, как отнестись к поступку архиеп. Лазаря и еп. Вениамина : упрашивать ли опять, как в 1993 г., став на колени, чтобы они вернулись в Церковь, или поступить строго, вплоть до лишения сана, беря во внимание их изначальную и постоянную направленность на разрушение Церкви - на разделение ее на Заграничную и Российскую части и, даже в создавшемся положении внутри России, - на сторонников архиепископа Варнавы и на последователей архиеп. Лазаря.

Раскол, произведенный этими архиереями, как и в 1994 году, т.н. суздальский, не имеет никакой четко аргументированной цели. Желание получить «автономию», т.е. отделиться от РПЦЗ вызывается, как обычно в расколах, жаждой власти по слову Юлия Цезаря : лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме; также ложной картиной успехов и процветания по отделении и отсутствием заботы об интересах Церкви и погибающей России. Последнее имеет происхождение отчасти от сергианства и частью - от катакомбной обособленности, самозамыкательства.

И все эти извращения должны быть с твердостью осуждены и искоренены. Я это говорю с уверенностью потому, что волею Божией довелось быть свидетелем от 1993 года их раскольничьего возрастания и подготовки последнего акта. Этот раскол является, как и Суздальский и Лавровский, продолжением сергианского, т.е. теми вратами ада, каким не дано одолеть Церковь Христову….

Так зачем их упрашивать, становясь на колени, чтоб оставались в Церкви и продолжали дело разрушения, если сам Господь, очищает от таких Свою Церковь? И другой раз Преподобный говорил о том, что жалость к изменникам Христа не уместна и в будущем не будет проявляться : Когда правая, за государя ставшая сторона, получит победу, и переловит всех изменников, и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди своя миром и превознесет рог помазанного своего Давида, раба своего, Мужа по сердцу своему». (Из письма Мотовилова Царю Николаю I, от 9 марта 1854 года).

Исходя из сего этого я прошу Ваши Преосвященства, отбросив ложную жалость, избавить Церковь от творцов смуты : преосвященных Лазаря и Вениамина, отправить на покой, сняв с них священный сан за повторный раскол, а хиротонии новопосвященных определить недействительными. Алферова же и Клиппенштейна предать прещению : иеромон. Дионисия за инициативу раскола, высказанную в декабре 2001 года в письме еп. Вениамину, а архим. Иринея за его рьяное старание исхлопотать благословение митр. Виталия на отделение от РПЦЗ Российской части Церкви. И проявляющим чрезмерную жалость к творцам раскола, поставить на вид их ошибку, граничащую с солидарностью им....

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, 6/19 сент. 2002 г.. Иерей Виктор Пивоваров.

 
VI.6 – Приглашение Вл. Варнаве от Вл. Лазаря.
23 окт. 2002 г.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Варнаве, Архиепископу Каннскому и Европейскому. Ваше Преосвященство, Владыко Варнава!

По поручению Преосвященного Лазаря, Архиепископа Одесского и Тамбовского, сообщаю Вашему Преосвященству, что в пятницу, 19 октября/ 1 ноября н.г. в день памяти св. прав. О. Иоанна Кронштадского состоится торжественное празднование 100-летнего юбилея кафедрального собора г. Одессы Одесско-Тамбовской епархии РИПЦ.

Преосвященный Архиепископ Лазарь приглашает Ваше Преосвященство принять участие в торжествах, конечно с разрешения и благословения Владыки Митрополита.

Вл. Лазарь просит напомнить Вам, милостивый Владыка, строки из его письма к Вам от 17/30 мая 2002 г.: «послужим вместе делу строительства и укрепления Церкви-Исповедницы в России; да не порадуется враг искусно сплетенным недоверию и раздору, которые могут погубить Русскую Церковь безвозвратно» и еще раз уверить Вас в его искреннем и сердечном расположении к Вашему Преосвященству.

Хотя времени до начала торжеств осталось совсем мало, Вл. Лазарь очень надеется увидеть Ваше Преосвященство у него в гостях.

Испрашивая Ваших святых молитв, В.В. Шумило, делопроизводитель при Совещании Российских Преосвященных.

Comments