?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Незаурядный архиерей – фев. 2005 г.

Имущественный вопрос земельных участков РПЦЗ на Святой Земле, поднятый недавно Патриархом Алексием с целью закрепления Палестинской Автономией за МП владений Зарубежной Церкви, послужил причиной для архиепископа Марка заявить публично свое несогласие с патриаршими претензиями на эти участки. Вследствие чего многие подумали, что Владыка Марк наконец понял сущность Московской Патриархии и что возможным станет примирение между частями расколовшегося зарубежья, осознанием своих ошибок последователями Вл. Лавра.

Приступая к анализу такого события, необходимо четко иметь ввиду факт, что давно с нашей Церковью ведется напряженная борьба со стороны Московской Патриархии и служб Российской Федерации. В 1985 году Синод Московской Патриархии принял решение применить все усилия для ликвидации «карловацкого раскола». Неужели можно сомневаться в серьезности таких решений МП и в том, что будут применены все соответствующие меры?

Наблюдение за событиями прошедшего десятилетия приводит к недвусмысленным заключениям. Службы, которым поручено уничтожение свободной РПЦЗ, отлично работают и глубоко продвинулись по направлению поставленной цели. Только график ими не был исполнен в желаемое время, из-за неожиданного встречного сопротивления со стороны многих членов РПЦЗ.

С 2004 г., развитие событий в направлении «вожделенного» соединения с МП, -  встречи на высшем уровне, работы комиссий – вызвали бурное сопротивление, как и в 2000 г. - создание Общества Ревнителей памяти Митрополита Антония, мобилизация на страницах газет, как «Наша Страна» и со стороны отдельных лиц.

Это сопротивление оказалось достаточно сильным, чтобы главные актеры  сближения РПЦЗ-МП приостановили на некоторое время его развитие. Точно таким же приемом можно объяснить неожиданное, казалось бы, заявление архиеп. Марка по поводу наших земельных участков в Палестине.

Посмотрим, как в прошлом действовал этот выдающийся архиерей в аналогичных случаях.

Когда в 1998 г. посыпались протесты против его собеседований в Германии с архиеп. Феофаном (бывшим заместителем председателя ОВЦС митроп. Кирилла) и обнаружились его встречи с Патриархом Алексием, пришлось ему приостановить начатый им процесс сближения РПЦЗ-МП. В своем интервью журналу «Радонеж» № 9, июнь 1998 г., архиеп. Марк объяснил, что проделанные им шаги были несвоевременны или недопоняты, и поэтому им нужно было дать время:

«Вопрос: Владыка, мы получили сообщение о прошедшем Архиерейском Соборе РПЦЗ. В частности, на нем обсуждался вопрос об отношениях с Московской Патриархией. В послании Собора говорится, что «никаких переговоров о соединении с Московской Патриархией, то есть о самоупразднении РПЦЗ», никогда не велось. Не могли бы Вы пояснить этот пункт?
    Ответ: По поводу этой формулировки я могу ответить на Ваш вопрос так: действительно, мы не вели никаких собеседований о «самоупразднении» или о чем-то таком. Мы говорили о трудностях, которые лежат между нами... Конечно, такая формулировка не соответствует предмету наших собеседований. Здесь вообще имеются ввиду какие-то другие собеседования.  
    Вопрос: Владыка, если я правильно понял, эта формулировка не относится к собеседованиям, которые Вы ведете в Германии с архиепископом Феофаном?
    Ответ: Видите ли, она касается этих собеседований, но косвенно. Информация об этих собеседованиях, не всегда надлежащим образом поданная, нередко вызывала весьма бурную реакцию. Сейчас на время надо как-то воздержаться и очень осторожно доводить до всеобщего сведения информацию о том, что, собственно, происходит. Цель проведения собеседований была недопонята, и мы не можем сейчас делать вид, что не было в нашей пастве смущения, что не было бури общественных эмоций: она была и она есть.
    Мы старались как-то приблизиться к пониманию друг друга. Но в нашей пастве это не было правильно понято. Возникли некоторые опасения. И сейчас прежде всего надо заботиться о том, чтобы успокоить паству и довести до её сведения, что, собственно, происходит, что мы хотели и что мы считаем нужным сделать. Мы должны считаться со своей паствой.

«Считаться с паствой» Вл. Марку пришлось и в данном случае.

Вернемся к вопросу о земельных участках на Святой Земле. Факты нам покажут преуспевание архиепископа Марка в дипломатических ходах, встречах с политическими и религиозными представителями в Палестине с отводом внимания от настоящего развития дел.

Попытка захвата Патриархией владений РПЦЗ в Хевроне проводилась в результате  тщательной подготовки. В феврале 1997 г. была произведена кадастровая переписка этих земельных участков на нового владельца МП. 16 июня, в Духов День, разыгрались действия по захвату монастыря, в присутствии братии и сестер, неожиданно стекшихся с Елеона : "...К монастырю подъехали 28 легковых машин, 3 автобуса и 12 "джипов" с Патриархом Алексием II и его свитой, руководителями хевронской мэрии и палестинскими полицейскими... палестинские полицейские на глазах у Патриарха Алексий II сорвали замки и засовы, и таким образом вся толпа самовольно проникла на территорию монастыря". ("Русская Мысль", 19-25 июня 1997 г.).

Для полного овладения Хевроном понадобился дополнительный план. Он был разработан Патриархией с учетом применения грубой силы и был проведен в исполнение 5 июля 1997 г. Решено было взять монастырь «штурмом» и выставить силою нежеланных насельников и заселить его новыми. Была команда в 3-4 десятка солдат, были представители Московской Миссии, начальник архим. Феодосий, его помощник игумен Гурий, чиновник из посольства и в кустах - автобус с Горненскими монахинями для заселения. И пришлось им бить сопротивлявшихся! Били наших монахинь в живот, били головой об стенку, били головой об пол! И план выполнили.

Вот как это событие комментировал Отдел Внешних сношений МП для органов информации от 11.07.97 под заглавием «Троицкий монастырь в Хевроне возвращен Русской Православной Церкви»: «5-го июля все ключи от помещений были добровольно отданы прибывшим властям для передачи начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В тот же день Начальник Зарубежной Миссии и его помощники выехали из монастыря в сопровождении сотрудников службы безопасности, о корректности действий которой свидетельствует тот факт, что для сопровождения инокинь из Иерусалима, посещавших в это время монастырь, были специально приглашены женщины-полицейские» (!).

А вот как звучит правдивое описание этих событий свидетелем, потерпевшим насилие и избиение, архимандритом Зарубежной Церкви о. Варфоломеем /ныне – епископ РПЦЗ(В)/: «Одна из женщин-солдат вырвала у игуменьи из рук тетрадь, в которой были записаны все телефонные номера. Игуменья эту тетрадь выхватила обратно, и все время крепко её держала. Тогда женщины толкнули игуменью. Она упала. Отец Варфоломей и сестра Наталия кинулись её поднимать. Тогда вошел некий Бакри (который 30 июня, когда игуменья жила в Хевроне и его внутрь дома не пускала, ей кричал: «Я тебя о пол вытру ногами, ты будешь у меня лежать под ногами».) и заорал: «Берите их»! Все запели тропарь Троице и св. Николаю... Из дома первой выпихнули сестру Наталию 5 человек. Ее несколько раз стукнули головой о стену, выбили стекло её очков и стали бить её в живот. Игуменью Иулианию кинули на каменные ступеньки порога дома, схватили за подрясник и волокли спиной по лестнице. Матушка 6 раз стукалась головой по каменным ступенькам... полицейские стали избивать Владислава, затем схватили его за руки и ноги, и с побоями волокли его по земле к калитке; другие солдаты схватили о. Андроника и о. Серафима и так же паломника Сергия... о. Владислава уже держало большое количество полицейских, его свалили на землю сбоку от бетонной дорожки и стали надевать наручники. Отец Варфоломей пытался оттаскивать солдат от Владислава, солдаты его схватили и затолкали в машину игуменьи...»

После побоища наших монахинь и отнятия у нас монастырского поселения, Синодом РПЦЗ была назначена чрезвычайная комиссия во главе с архиепископом Марком для урегулирования дел и возвращения нашего имущества в Хевроне... Комиссия приступила неотлагательно к исполнению своих обязанностей. За короткий срок она посетила, : «заместителя Иерусалимского патриарха Диодора, глав и представителей других церковных общин и дипломатических представителей разных стран, а также представителей палестинского и израильского правительств. 12 июля комиссия была принята в Газе самим президентом Арафатом, 16 июля вновь встретилась с назначенным им для разрешения проблемы министром иностранных дел д-ром Набиль Шаатом и министром юстиции Абу Мидэном; 23 июля была принята женой Арафата, Сухой, а между тем имела множество других встреч» (из документа Канцелярии Синода РПЦЗ, 4 августа 1997 г.). 

Якобы, в результате этих ходатайств, в правительстве Палестинской Автономии была учреждена комиссия по изучению проблемы Хеврона, состоявшаяся из представителей пяти министерств. Этими «достижениями» комиссия архиеп. Марка вызывала к себе широкий интерес и удовлетворение - что-то делается! Активность архиеп. Марка ярко рисовалась на страницах «Вестника Германской епархии», описывающего детально дипломатические шаги Владыки с комплектом фотографий : Вл. Марк с Арафатом, с Арафатом и с Сухой, с Сухой без Арафата, и т.д.

В статье «Наша Церковь в Святой Земле» тот же "Вестник" все же описал подвиг наших монахинь и снискал к себе этим уважение и доверие: «В конце концов наши монахини были с побоями изгнаны из монастыря, некоторых били по лицу и тащили насильно, потому что они не хотели уходить добровольно. Игуменью Иулианию волочили по лестнице так, что она несколько раз ударилась головой о каменные ступени, и ее пришлось поместить в больницу в Иерусалиме» («Вестник Германской епархии», № 4 за 1997 год).

Кто мог тогда догадаться, что комиссия, возглавляемая Вл. Марком, как часто бывает с комиссиями, имела свои собственные цели.

"Благие намерения" членов этой комиссии, - протоиереев Георгия Ларина, Виктора Потапова и протод. Евгения Бурбело, выразились в предложении поделить Хеврон с московскими монахинями: "В результате о. Виктор Потапов объявил, что мы в Хевроне должны жить с МП, "должны с ними потесниться", а, встретив отказ, "... один из сопровождающих Вл. Марка, почтенный, маститый синодский деятель, не удержался и выразился во всеуслышание: "Мало их били"!! (Игумения Иулиания - письмо к Митрополиту Виталию от 4/17 июля 1997 г.)

13 июля 1997 г. после того, как архиеп. Марк накричал на Митрополита Виталия (по его же признанию на Елеоне), было опубликовано покаянное письмо к Арафату. Так под видом необходимой якобы «дипломатической акции», с целью «возвращения» нашего имущества, произошло полное оправдание захватчиков в Хевроне. Не встречается в этом письме ни протеста против захвата нашего имущества, ни возмущения по поводу избиения наших монахинь, но обещается... их наказание:

«Мы сожалеем, что Ваше Превосходительство потерпело ущерб в результате непослушания некоторых членов нашей Миссии, и мы искренно просим Вас принять наши покорнейшие извинения (most humble apologies).
    Мы, в свою очередь, примем дисциплинарные действия против тех, которые несут ответственность за этот крайне печальный инцидент, и будем следить за тем, чтобы такое недопустимое поведение никогда больше не повторялось».

 Это все заслуги Вл. Марка! Ко всему он заверял, что чем быстрее будут высланы из Святой Земли нарушители порядка и оскорбители Арафата, тем быстрее будет нам возвращен Хеврон!...

Об этом письме с извинениями скорбно писала Игуменья Иулиания Митрополиту Виталию 4/17 июля 1997 г.:
"И теперь группа, которая торопит сближение, Вас заставляет просить прощение у Арафата, т.е. таким образом Вы даете зеленый свет Арафату передавать наше имущество МП. Вас заставляют извиняться, ронять свой авторитет перед теми, кто нанес удары и оскорбление Вашему же Представителю в Иерусалиме, о. Варфоломею, монахам, Игуменьи и сестрам. Разве путь к примирению усеян побоями, издевательством и руганью? Владыка Святый, не нам нанесен удар, а в Вашем лице - всему Зарубежью, во главе которого Вы стоите! Это они должны Вам земно кланяться и просить прощение".

Таким образом, архиепископ Марк добился за короткий срок:
- освобождения от должностей всех противомосковских служителей нашей Церкви,
- назначения себя наблюдателем за Духовной Миссией и монастырями РПЦЗ в Св. Земле,
- закрепления за собой звания опытного ходатая в интересах Зарубежной Церкви.

Знал ли тогда архиеп. Марк, что нам никогда не вернут захваченное имущество в Хевроне? Такой опытный человек не мог этого не знать. И вот почему.

Во-первых, в феврале месяце кадастровая регистрация наших владений у Дуба Мамврийского была переведена на Московскую Патриархию. Об этом свидетельствует Игумения Иулиания в письме к Митрополиту Виталию от 4/17 июля 1997 г.: "На Духов День МП не пришла от нас отнимать наше недвижимое имущество, она действовала как полновластный хозяин. За 48 часов перед взятием штурмом монастыря, 5 июля, выяснилось в кадастровом учреждении Хеврона, что в феврале 1997 года была дана доверенность в это учреждение Патр. Алексием на имя Сергея Ивановича Васнева, т.е. на советского начальника Миссии отца Феодосия. Игуменья Анна (Гефсиманской обители) получила телефонный звонок от Сергея Ивановича (Архим. Феодосия советского) и сообщила в Синод, не говоря ни слова своему непосредственному Начальнику".
     По этому поводу Вл. Марк дал пояснение: "В Европе имеют доступ к кадастрам только владельцы. Раз у нас нет бумаг, значит мы продали" (подразумевается, что тем самым мы не являемся владельцами и, значит, владелец - МП). (Из разговора на Елеоне с Вл. Марком от 13 июля 1997 г., доклад за подписью Игумении Иулиании и инокини Марины).

Во-вторых, Иерусалимская Патриархия устами своего генерального секретаря, митрополита Тимофея, бывшего воспитанника Ленинградской Духовной Академии, заявила 17 июля 1997 г. ("Радонеж", №14(58), сентябрь 1997 г.) :
    "Иерусалимская Православная Церковь признает в качестве единственной законной Русской Православной Церкви только Московский Патриархат во главе с Патриархом Московским и всея Руси, с которым находится в каноническом общении и с которым поддерживает теплые, братские отношения, которые приличествуют двум автокефальным Поместным Православным Церквам".
    "Хотя Иерусалимский Патриархат в течение 70 лет терпимо относился к присутствию Зарубежной Церкви, мы считаем, что единственным законным владельцем и собственником русских монастырей и храмов и всего недвижимого церковного имущества в Святой Земле является Московский Патриархат... Притязания Русской Зарубежной Церкви на все русское церковное имущество в Святой Земле я считаю необоснованными и не имеющими под собой никаких законных оснований".
     "Я вместе с Московским Патриархатом радуюсь тому, что восторжествовала историческая справедливость и русский монастырь в Хевроне возвращен законному владельцу, и выражаю надежду, что он будет процветать".

В-третьих, сама власть Палестинской Автономии не скрывала своего убеждения, что Зарубежная Церковь занимает территорию в Палестине незаконно.
    Так, 11 июля 1997 г. сообщает служба коммуникации Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии: "В начале июля 1997 года власти Палестинской Автономии, объяснив представителям Русской Зарубежной Церкви незаконность их пребывания в монастыре, попросили их покинуть обитель" ("Русская Мысль", 17 июля 1997 г.).
    Об этом свидетельствует интервью, данное в Москве журналу «Вертоград-Информ» 12 июля 1997 г. послом Палестины Хайри Абдель Фаттахом (№ 7(28) 1997):
    «Как Вы знаете, Патриарх Алексий II был в Палестине 16-17 июня, его встречал президент Ясир Арафат. Между ними был разговор о возвращении собственности Русской православной церкви...
    После революции 1917 г. раскольничья Церковь, так называемая Русская Православная Церковь Заграницей, которая находится в Нью-Йорке, захватила эту собственность…
    После того, как эти территории перешли под управление палестинской власти, Русская православная церковь обратилась к нам с тем, чтобы мы возвратили ей эту собственность. Она предоставила нам документы, доказывающие её право на эти земли. Мы рассмотрели эти бумаги и в рамках закона мы нашли, что Русская православная церковь имеет все права на эту собственность. Поэтому президент Палестины Ясир Арафат издал указ, согласно которому должны быть приняты все необходимые меры для возвращения собственности в Палестине Русской православной церкви…
    Как раз это случилось 5-го июля: состоялась официальное возвращение Троицкого монастыря Русской православной церкви в присутствии представителя его святейшества Патриарха Алексия II в Палестине…
    У нас есть документы, что именно Русская православная церковь Московского патриархата является собственником этого участка».
    На вопрос: Сколько еще земельных участков, принадлежащих Русской Православной Церкви Заграницей, осталось на территории Палестины и в какие сроки предполагается их передача Московской Патриархии? - последовал ответ:
    «На территории Палестинской национальной автономии осталось еще несколько участков земли, которые будут переданы Московской патриархии. Для этого нет никаких препятствий. Я не могу точно сказать, сколько таких участков, но я точно знаю, что такие участки есть в Вифлееме, в Хевроне и в аль-Халиле. А в Иерихоне участок земли уже возвращен».

В-четвертых, на пресс-конференции 16 июня 1997 г. после неудавшегося посещения им Елеона и перед своей поездкой в Хеврон Патриарх Алексий заявил: 
    «Сегодня нет оправдания дальнейшему существованию Русской Зарубежной Церкви. Все представительства Русской Православной Церкви, осуществляющие свою деятельность за рубежом, должны вернуться под омофор Московской Патриархии».

"Как можно поверить, - пишет Игуменья Иулиания 4/17 июля 1997 г. Митрополиту Виталию, - что все случилось без ведома тех, которые так усиленно работают за спиной у назначенного Вами и церковью Начальника (т.е. о. Варфоломея)? Не запланировано ли давным-давно то, что сейчас происходит по случаю так называемого 150-летия МП здесь? Очень уж хотели, помимо нашего желания, сблизить нас с МП, и поэтому на последнем заседании Синода так усиленно добивались указа, чтобы все наши монастыри приняли советского Патриарха, причем еще - за "чашкой чая".

Да! Архиепископ Марк знал. Своими действиями он может еще многих удивить в будущем и даже возбудить всеобщий интерес к своим выступлениям.

Протоиерей Вениамин Жуков

Париж, февраль 2005 г.  


Comments