pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Относительно названия «Русская Православная Церковь в Изгнании» - нояб. 2001 г.

25 октября 2001 г., спасшийся, благодаря вмешательству полиции, от пленения в помещении Синода в Нью-йорке, Митрополит Виталий воссоздал в Мансонвилле, с помощью Епископа Варнавы, законный епископат Русской Православной Церкви Заграницей.

В тот момент, когда ставился вопрос о самом существовании Русской Зарубежной Церкви - если правильно оценить решение большинства Её епископата о соединении с Московской Патриархией - для сохранности Церкви церковные правила управления должны были уступить первостепенному сознанию добра и зла для Церкви.

Подобного мнения держались многие российские священнослужители, избравшие исповеднический и мученический путь. Архиепископ Илларион писал: "Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, - записано мною в тетрадь под 1 (14) января 1925 г., - что тепе­решняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношений к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к реше­нию выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым от­ношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании доб­ра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4, 2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епи­скопами. На "законном" основании можно и антихриста принять...».

При оценке событий 2001 г. как заготовляемое предательство свободной Русской Зарубежной Церкви, ни отставка Митрополита Виталия своими собратьями епископами, ни запрещение Епископа Варнавы, не последовавшего за ними, не могли иметь санкциональной силы. В таких условиях говорить о «Мансонвилльском расколе» равносильно поношению российских исповедников, несогласившихся с политикой ведомой с 1927 г. Митрополитом Сергием.

Если бы лавровские люди были правы, не было бы у них и нужды преследовать Митрополита Виталия, заключать его в психушку и, после положительного для Митрополита диагноза в больнице, предпринять, при наряде частной милиции, его похищение. Это ими было предпринято только потому что он был духовным символом Зарубежной Церкви, Её законным Первоиерархом, о чем они себе прекрасно отдавали отчет. И не только позорны все эти дела лавровских людей, но и позорны их дальнейшие злобные нападки на «Мансонвилльский раскол», именуя раскольником и старца исповедника.

Что же касается наименования РПЦИ.

5 ноября 2001 г. состоялся в Мансовилле Архиерейский Собор, с составе Митрополита Виталия, Архиепископа Варнавы и Епископа Сергия. На нем было принято решение зарегистрировать Церковь во Франции и, предусматривая неизбежные тяжбы с лавровским Синодом, было предложено отличительное название РПЦИ, и был составлен соответствующий протокол на французском языке Вл. Варнавой.

Но еще два дня до того, 3 ноября 2001 г., по случаю первой хиротонии, был составлен Указ за подписью Митрополита Виталия следующего содержани: «..... Поминовение на великом входе совершать по формуле: «Православное епископство гонимыя Церкве Российския, Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Виталия, Митрополита Восточно-Американскаго и Нью-йоркскаго, Архиепископа Монреальскаго и Канадскано, Первоиерарха Русския Зарубежныя Церкве и Господина нашего Преосвященнейшаго Сергия, Епископа Мансонвилльскано...».

Ставленническая грамота к этому случаю гласила: «Настоящей грамотой удостоверяем, что 21 октября/ 3 ноября 2001 года в день памяти преп. Илариона Великого нами: Митрополитом Виталием, Архиепископом Монреальским и Канадским, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей и Епископом Варнавой Каннским совершена хиротония во епископа архимандрита Сергия (Киндякова) с титулом...».

Но 5 ноября 2001 г. определение о возведении еп. Варнавы в чин архиепископа употребило новую формулу: «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви в Изгнании, под председательством Его Высокопреосвященства Митрополита Виталия , Первоиерарха РПЦИ определяет: за многолетнее верное служение Святой Церкви и стояние в Истине возвести Епископа Каннского Варнаву в сан Архиепископа Каннского и Европейского. +Митрополит Виталий, + Епископ Сергий».

Та же формула встречается и в заявлении Архиерейского Синода от 8 ноября 2001 г. и также в ставленнической грамоте архимандрита Варфоломея от 11 ноября 2001 г.

Однако, Заявление от 20 ноября 2001 г. издается уже «Архиерейским Синод РПЦЗ», и так до сего дня.

В результате, непригодная формулировка РПЦИ продержалась в церковных актах всего лишь от 5-го до 11-го ноября 2001 г., т.е. не больше шести дней.

Что касается регистрации во французских инстанциях, завершившейся в январе 2002 г., поскольку был составлен 5 ноября 2001 г. официальный документ о РПЦИ за подписью Митрополита Виталия, Архиеп. Варнавы и Еп. Сергия, вставлена была в уставе при регистрации эквивалентность названий: «Русская Православная Церковь в Изгнании, также именуемая Русская Православная Церковь Заграницей».

Что же касается самого устава, он был предложен на рассмотрение всем архиереям и был принят на расширенном Архиерейском Синоде в ноябре 2003 г. А в ноябре 2004 г. Архиерейский Собор постановил отменить это решение и вернуться к давнему уставу Зарубежной Церкви.

Такими путями становилась из ничего новая администрация РПЦЗ(В).


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author