?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

Эпизодические расколы в Северной Америке.

В начале 20-х годов в РПЦЗ Северной Америке произошел так называемый "платоновский раскол". Он начался в 1923 г. с отказа Митрополита Платона, управляющего Алеутской и Североамериканской епархией, подчиниться решению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей о назначении в его епархию финансового ревизора Архиепископа Александра. 16 января 1924 г. указом № 28 Патриарх Тихон уволил Митрополита Платона и вызвал его в Москву. В ответ Митрополит Платон стал добиваться автокефалии. 20 марта 1924 г. в Детройте был созван «собор», на котором, вопреки правилам Церкви, председательствовал протоиерей, а не правящий Архиерей. «Собор» постановил: «...объявить Русскую Православную Епархию в Америке самоуправляющейся церковью...» В 1933 г. Митрополит Платон объявил Американскую Церковь автономной («Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь Америки» - т.н. Американская Митрополия). В 1934 г. он умер, находясь под запрещением Московской Патриархии и Архиерейского Синода РПЦЗ.   
    После смерти Митрополита Платона его преемник Митрополит Феофил восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, и был образован в лоне РПЦЗ Митрополичий округ, во главе которого стал Митрополит Феофил. Однако в
1945 г. эта Американская Митрополия послала свою делегацию в Москву для участия в Соборе РПЦ и выборах Патриарха Алексия (в то время Советская власть распространила оповещение о якобы кончине Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Анастасия). Делегации, как запрещенной, в Москве служить не разрешили, но отпустили домой с указом, в котором одно из требований гласило: «Собор декларирует от лица Американской Православной Церкви отказ от политических выступлений против СССР и дает соответствующее об этом распоряжение всем приходам» (РАПВ, 1945, №3).
    В декабре 1946 г. Всеамериканский Собор в Кливленде принял следующую резолюцию: «Просить Его Святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условии сохранении нашей полной автономии, существующей в настоящее время». Далее в резолюции говорилось о прекращении подчинения Заграничному Синоду. Из восьми архиереев четверо не последовали за Митрополитом Феофилом и остались верными Русской Православной Церкви Заграницей.    Дальнейшее неповиновение Митрополита Феофила Московской Патриархии вызвало с ее стороны запрещение всего епископата Митрополии. Наконец в 1970 г. Митрополия получила от МП автокефалию (оставшуюся не признанной другими церквами).
Ниже приводится один из эпизодов в связи с Кливлендским собором 1946 г.  


Письмо к издателю Нью-Иоркского Таймса – апр. 1947 г..

6-го апреля в Нью-Иоркском Таймсе появилась новость под заглавием «Православная Церковь исключает 4-х Епископов». Хотя история была информационного характера и оказала полезную услугу в пояснении многозначительного положения в это время, и с религиозной и с политической точки зрения, все же я беру на себя вольность укзать вам, что ваш писатель, делавший оглавления, допустил ошибку. «Исключение» епископов не так легко и деспотически выполняется, как ваше заглавие подразумевает.

В русской православной Церкви даже священник не может быть смещен со своего прихода без должного действия, надлежащим образом составленного суда. С целью исключить епископа здесь также существует точно определенная и прочно установленная процедура. Специфические обвинения должны быть сделаны в письменном виде; обвиняемому должно быть разрешено защищать себя против обвинений и церковный суд, составленный из 12 епископов, должен рассмотреть дело. В деле «исключения» всех 4 епископов из Митрополичьего округа Северной Америки действие, как сообщили вы, вовлекло бы в действие только трех или самое большее четырех епископов из пяти. Все епископы равны между собою и митрополит не имеет иного особенного авторитета кроме как административного. Это его точная обязанность выполнять волю большинства епископов.

Дальше, позвольте нам обсудить, что составляет вину епископов. В действительности перед нами пять епископов, которые противятся Московскому контролю Церкви, как духовному, так и иному. Их дело может быть суммировано с их стороны, как решимость сохранить продолжение своей свободы от атеистического советского вмешательства и политического проникновения. Они протестовали против признания красного патриарха, за которое голосовал в ноябре Собор в Кливланде, но что не является законным актом, ибо голосование не было представлено епископам для ратификации.

В каждом цивилизованном обществе оппозиция имеет право выражать свои взгляды. Только в советской России те, кто придерживаются несогласного мнения, являются предметом для чистки. Если бы полагали, что Митрополит Феофил «исключил» большинство епископов в Северной Америке, то мы должны были бы признать, что Митрополит Феофил показал удивительную быстроту в усвоении им техники по советской чистке.

Возможно, что так как архиепископ Григорий в скором времени ожидается здесь, то чистка в русском православной доме предпринята перед предстоящем турнэ советской инспекции.

Яс Максвелл Фассетт. Нью-Иорк, 12 апреля 1947 года.


Comments