?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Проповеди Архиеп. Антония Женевского - часть II

 

4/17 июля 1988 г.

Возлюбленные братья и сестры!

В год празднования 1000-летия крещения Руси, мы не можем не поставить в центр этого юбилея того, кто крестил Русский народ - Равноапостольного князя Владимира.

 Некоторые стараются изобразить его как жестокого скандинава, забывая о том, что князь Владимир был первым Русским князем наполовину уже славянином. Его мать была славянка, и жила при дворе  княгини Ольги, и возможно, что вместе с княгиней Ольгой, или немного позже приняла тоже христианство. Его ближайшим воспитателем был брат его матери, Добрыня, который несомненно тоже был славянин, и возможно, что был и христианин.

И вот, в соединении скандинава и славянина, явилась личность Великого князя Владимира, личность которую редко встретите в истории человечества; такие люди рождаются может  быть раз в тысячу лет - человек необычайной воли и силы. Про таких у нас на Руси говорили, что, если бы он нашел тягу, то он весь мир перевернул.

  Да,  князь Владимир, сам будучи сильным, преклонялся только перед силою, еще как язычник. И, очевидно, довольно скоро понял все бессилие языческих богов, и он подсознательно, не отдавая себе может быть отчета, искал другого бога, Бога, Который был бы сильнее его, Который бы требовать мог от Владимира то, чего не могли требовать эти языческие боги.

 И этого Бога сильного и крепкого он нашел в христианстве. Его поразили слова Христа Спасителя о том,  что возьми крест свой и следуй за мной. Здесь не могло быть размышлений, не могло быть колебаний, христианский Бог  говорил определенно: возьми и следуй за мной и не может быть ничего другого.

Когда он стал уже христианином, он понял и еще другие слова Христа Спасителя: если кто любит отца или мать, жену или детей больше Меня, недостоин Меня. И вот, этому сильному Богу, сильному в крепости, который мог потребовать от князя Владимира больше того, что мог даже себе представить князь, этого Бога принял всем своим сердцем князь Владимир и этому Богу готов был служить до последних дней своей жизни, этому Богу он отдал всего себя.

 Бог требовал перерождения, и языческий князь переродился, стал новым князем христианским в самое  короткое  время. И он понял со временем, что это Бог силы в любви, что нет большей силы в мире чем любовь, и что этот Бог любви требует и от Владимира ответной любви, требует перерождения, отказа от самого себя, стать другим человеком и, как бы это не было трудно, князь Владимир понял, что он должен это сделать, и он, переродившись, отдал этому новому Богу, христианскому, не только себя, все свои силы, но отдал силы и своего народа, отдал всю свою русскую землю; и русские  предки наши приняли христианство именно как Бога силы, как Бога бескомпромиссного, как Бога любви, Который потребовал от них жить иною жизнью. Вот  почему у нас на Руси сразу развилось монашество, подвижничество, ибо люди поняли, что этому Богу надо отдать все, отказаться от  всего в этом мире и идти в пустыни русские, в леса дремучие  искать  этого Бога силы и отдать ему все свои силы.

Возлюбленные братья и сестры! так  воспринял христианство наш русский народ, отсюда родилось на нашей земле странничество. Вы знаете, как тысяча русских людей ходили по тропинкам  и дорогам русским, ходили для того, чтобы найти настоящего христианина, для того, чтобы найти святого. Если мы сами, думали  они, не можем всего отдать Христу - мы слишком  привязаны к земной жизни - мы хотим, хотя бы, видеть  этого святого, поклониться ему, слышать его, получить от него благословение и наставление.

И так развивалась христианская  история русского народа тысячу лет. И к  концу этого тысячелетия, Христос  потребовал от этого русского народа вновь: возьми крест свой и следуй за мной. Христос знал, что этот народ  пойдет за ним, не в большинстве своем - в большинстве наоборот народ  отступил от Христа  Спасителя - но нашлись миллионы тех, которые сказали Христу : мы верим Тебе, мы любим Тебя и мы готовы на мучени­чество ради Тебя.

Не  легко было принять венец мученичества. Ведь мученики не только себя обрекали на страдания, на смерть, но и вели за собой и свои семьи, своих детей, как бы исполняя слова Христа Спасителя: если кто любит отца и мать и детей или жену больше Меня, не достоин Меня. И эти мученики нашего времени показали, что они достойны Христа, возлюбленные  братья и сестры!

Эти мученики, память которых мы сегодня празднуем.

И как во главе Русского народа стал равноапостольный великий князь Владимир, который  не усомнился дать свои силы Христу Спасителю, так во главе современных мучеников стоит Царь Николай II, который как бы возглавил мученическое воинство русского народа наших дней. И он тоже отдал все Христу. Он привел  к Нему и свою семью, своих детей, свою землю. Он не поколебался в вере во Христа Спасителя, он не раздумывал, он не думал ни о чем, он знал, что такова воля Божия и он принял эту волю Божию покорно и последовал ей.

Возлюбленные братья и сестры! эта радость, сегодняшняя  наша, что  на Русской земле, в момент  отступления  от Христа, нашелся Царь-мученик и множество иерархов, священников, монахов, монашествующих православных христиан, жен  и мужей, детей, которые все принесли Богу сильному, Богу любви, все принесли для того, чтобы  свидетельствовать миру о своей готовности служить Ему.                                                                                                        

Вот  сегодняшний  праздник, пусть не будет только воспоминанием того, что сделал  князь Владимир, пусть это не будет воспоминанием мученичества Царя Николая, пусть сегодняшний праздник научит нас подражать этим великим святым Русской земли, давшим нам все, нашу веру, наши силы,  наше убеждение.

Будем подражать князю Владимиру, будем подражать Царю Николаю  II. Ибо, увы, мы православные русские христиане здесь заграницей часто не ищем Бога сильного, как искали они. Мы  предпочитаем найти Бога слабого, не Бога  любви, а Бога сентиментальности, как думаем мы, Который нам все простит.

Начинается  пост. Кто из  нас постится?  И мы лицемерно  говорим : Бог  нам  все простит. Беззаконием не исполняем волю Божию, и всегда те же слова: Бог простит.                                                                        

Нет,   возлюбленные  братья  и сестры, не будем себя обманывать, не будем искажать нашего Бога, ибо  Он  есть огнь горящий, Он требует, Он ждет и  Он никогда не согласится стать Богом слабости, Который будет все позволять и все разрешать.

Вот, возлюбленные братья и сестры, празднуя  этот  юбилей во многих странах, на многих континентах, во многих наших приходах, будем помнить, что самое главное в этом празднике - найти нам, как князь Владимир, Бога силы и отдать Ему свои силы, служить этому Богу не  думая о том, что  "я могу делать  все", что Бог есть любовь, что Он от меня ничего не потребует и все мне простит. Это ложь от врага нашего Спасителя, от врага нашей родины, врага нашего народа.

Да поможет нам Господь, по молитвам новых мучеников и исповед­ников российских, быть русскими православными христианами, быть достойными наших предков, быть достойными мучеников нашего времени. Аминь.

 
 

Comments