?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О митроп. Киприане Оропосском и Филийском – Часть II

Желая исправить решение Собора июня 1994 г. о принятии в общение Митроп. Киприана, Синод в Мансовилле, 8 ноября 2001 г., под председательством Митроп. Виталия, принял решение:
«О прекращении недоуменно установленного Собором РПЦЗ в 1994 г. евхаристического общения с Синодом Противостоящих под Председательством Митрополита Оропосского и Филийского Киприана, из-за его неправославного учения о Церкви (о больных и здоровых членах Церкви в области в области «правильного понимания веры») и признания Таинств новостильников действительными (см. Митроп. Киприан «экклезиологические тезисы», сс. 2 и 5)».

По случаю вступления в общение с Митроп. Кирианом в 1994 г., Архиеп. Серафим (Дулгов) писал: «Это действие... нанесло ущерб Зап. Европейской епархии нашей»... «На послед­нем нашем епархиальном Съезде уже почувствовался появившийся разлад, антагонизм среди нас! Между священнослужителями несочувствующими движению в Фили и сочувствующими!»

После 7 лет евхаристического общения с Митроп. Киприаном, это положение в Западно-Европейской епархии еще более осложнилось, ибо общение, там где оно существовало «на свободных началах» до 1994 г., с тех пор укрепилось официальным признанием и вошло в жизнь Церкви.

В конце 2001 г., на фоне волнениий, много писалось, и, в частности, была составлена разъяснительная «Докладная записка», выдержки из которой приводятся ниже:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Архиепископу Варнаве от Пр. Вениамина Жукова
О Митрополите Киприане Филийском
2/15 ноября 2001 г.

1) Митрополит Киприан ведет свое начало от раскола в старостильной Церкви хризостомовского толка. За что он был осужден (об этом докладывал нашему Синоду Архиепископ Хризостом после нашего принятия в общение Митроп. Киприана в 1994 г.).
2) В поисках своего признания он признал румынскую старостильную ветвь Митроп. Власия и зародил совместно с нею болгарскую старостильную ветвь Еп. Фотия.
3) Выход на более широкое признание проходил через РПЦЗ, пользовавшейся тогда в Греции большим авторитетом; так было с хризостовцами (хиротония Акакия в 1960 г.) и с матфеевцами (восполнение хиротоний Епифания и Каллиста в 1974 г.). К нашим архиереям и клирикам Митроп. Киприан был особо расположенным, его посещали Владыки Лавр, Иларион, может еще другие.
4) Близкий подход к нашей Церкви был осуществлен в 1992 г., приглашением Вл. Марка Митроп. Власием на торжество в г. Статиора в Молдавии, куда был приглашен и Митроп. Киприан, и тут все архиереи сослужили. С этого момента все пошло довольно быстро. Вл. Марк провел Митроп. Власия в общение с нашей Церковью. А Вл. Иларион повидимому объязался (см. ниже) так же поступить в отношение Митроп. Киприана.

5) В мае месяце 1993 г., на Соборе в Леснинской обители, началась активная деятельность со стороны Вл. Илариона с целью установления общения с Митроп. Киприаном. Обсуждалось очередное письмо Митроп. Киприана к Собору. Интересны реакции некоторых преосвященных. Арх. Антоний Л.А. считал, что «нужно быть очень осторожными в вопросе решения об установления единства с греческими старостильниками, заранее надо хорошо изучить этот вопрос». Еп. Кирилл замечает, что «раньше у нас было постановлено не иметь литургического общения со всеми группами греков старостильников, пока среди них не будет установлено единство. До сих пор еще это единство не было достигнуто, и нам поэтому не надо торопиться соединяться с какой-либо из их групп». Арх. Антоний С.Ф. указывает, что эта группа всегда к нам относилась и относится с сочувствием и гостеприимством. Еп. Кирилл напоминает, что не верно, что они никогда не относились к нам отрицательно. В прошлых номерах их американского журнала, издаваемого в Калифорнии, имеются нападки на нашу Церковь».
Постановленгие Собора : «Ссылаясь на прежнее постановление Арх. Собора, не иметь богослужебного общения с греко-старостильниками, пока у них нет согласия между собой, - усилить призыв к группам греческих старостильников к единству, указывая, что мы хотели бы быть в единении со всеми православными старостильниками, - составить комиссию для составления ответа митроп. Киприану».
Потом получилось так, что, после подписания протоколов всеми архиереями, Вл. Иларион принес «Приложение к Протоколу № 4» (за подписью Еп. Илариона и Арх. Лавра, тогда как «приложения» обыкновенно подписывались и Митрополитом) : «Епископ Иларион объясняет, что Румынская старостильная иерархия была признана каноничной греческой старостильной иерархией Митрополита Каллиста, предшественника Митрополитта Киприана».

6) На Соборе июля 1994 г. в С.Францисско, комиссия Вл. Илариона, созданная на Соборе 1993 г. для написания ответа Митроп. Киприану, преобразовалась в комиссию по представлению кандидатуры Митроп. Киприана для установления евхаристического общения. Позже узнали, что с докладом этой комиссии, зачитанном на Соборе, не был знаком другой её член Еп. Митрофан.
7) Реакция на принятие в общение Митроп. Киприана последовала от Зап.-Европейских архиереев : Арх. Серафима, еп. Варнавы, Еп. Амвросия и выразилась особенно в 1996 г. по случаю приглашения нашего Митрополита в Фили.
Вл. Серафим писал : Всё большее соучастие наше, в лице наших Архипастырей, со всеми этими группировками подсказывает нам, что теперь наступило время осознать опасность принятого, было, решения о вхождении с ними в литургическое общение... Мы ничего в этом не выигриваем, но скорее – теряем! А они полностью выигривают и по мере того, что всё это безнаказанно проходит, стремятся и будут стремиться нас ввязывать на большее...после признания Заруб. Церковью этих группировок, в среде нашего духовенства епархии, появился червь разномыслия, Да какие-нибудь два или три священнослужителя мыслят по иному и тем вносят диссонанс в нашу единую семью».
Вл. Варнава писал : «Напоминаю, что на юбилее Курско-Коренной Б.М. св. Дары – при сослужении митрополитов Власия и Киприана- были опрокинуты».
Вл. Амросий писал : «я никак не могу убедиться в каноничности этих двух организаций (включая румынского старостильного Митроп. Власия)... на счет митроп. Киприана, хочу подчеркнуть отвратительную репутацию, которой он пользуется у Греков различных толков... он не постыдился заключить самые позорные союзы с другими очень подозрительными и безнравственными личностями, например : «митрополитом» Евлогией (Хесслер) в Италии или «митрополитом» Гавриилом» (Роша)- от нас сбежавший клирик –в Португалии... К этому добавляю, его гнусное поведение с коммунистическим румынским президентом Илиешку, которому он подарил икону».
8) В 1996 г. Митроп. Киприан предпринял созыв в Фили нечто на подобие Вселенского Собора, с целью осуждения экуменизма. Был приглашен Митрополит Виталий наравне с представителями Болгарской и Румынской старостильными Церквами, причем программу на повестку дня Митроп. Киприан разослал всем нашим архиереям для отзыва. Митроп. Киприан становился на глазах у всех Председателем "Вселенского" движения, некоего «Вселенского Собора».
10) 16/29 октября 1996 г. Митроп. Виталий обратился по этому поводу к своим собратьям : «Все мы получили от греческого Митрополита Киприана письмо с большими предложениями. Мне кажется, что никто из нас не должен ему лично отвечать, ибо в этом кроится большая опасность что мы все, каждый из нас, будем отвечать по разному. Может быть в этом и есть желание греков нас, уже сейчас, немножечко разделить.. Я ему отвечу сейчас, что на будущем Синоде мы ответим все вместе одним посланием.»
11) По этому поводу прот. В. Ж. писал Вл. Серафиму 11/24 октября 1996 г. : «Вы пророчески писали 18/31июля 96 г. нашим Преосвященным по поводу Митроп. Киприана и иже с ним : «Они.. будут стремиться нас ввязывать на большее». Прочитав постановление Киприановского Синода, в день их храмового праздника, на котором был бы «взят в плен» наш Первоиерарх, ясно вырисовывается картина той мышеловки, которая нам заготовлялась, но которая не смогла, Божией милостью и трудами его служителей, наших Архипастырей, нас прихлопнуть. Никакого сомнения не остается, после этого маневра, что нам нужно быстро от них отмежеваться для сохранения своего лица и своей церковной свободы и верности России. Не им нас учить, как поступать с экуменизмом. Мы давно – и раньше их – стояли в борьбе с ним. Да не под предлогом антиэкуменизма вовлекут они нас в обезличие и самоупразднение наше».

Comments